Гон у среднего суслика начинается вскоре после выхода из нор половозрелых самок, пробуждающихся на несколько дней позже взрослых самцов. Перед этим семенники у самцов имеют размеры 16X10 мм и вес 2,4 г, содержат сперму.
Период размножения сильно растянут, что объясняется относительно поздним пробуждением зверьков рождения прошлого года, которые также участвуют в размножении. На ход размножения влияют в основном сроки выхода из спячки и погодные условия в этот период, что крайне колеблется в различные годы, а также в разных районах обитания.
В пустыне Бетпак-Дала размножение этого зверька изучалось нами в окрестностях Когашика в 1955—1956 гг. и частично у родника Шайтан-Семез в 1952 г. Сравнивая данные двух лет из центральной части Бетпак-Далы (Когашик), следует отметить, что в климатическом отношении весна 1955 г. была влажной, в связи с этим растения в период размножения этих грызунов развивались лучше, чем в 1956 г., хорошие кормовые условия благоприятно отразились на упитанности зверьков. Так, отношение веса суслика к его длине составило в 1955 г. 20, а в 1956 г.—16. В мае 1955 г. зверьки отличались высокой упитанностью, причем среди них чаще встречались взрослые самки, не участвующие в размножении, весом до 500 г. Обычно весенне-летнее жиронакопление у сусликов начинается после того, как полностью или, по крайней мере, в значительной степени израсходуется прошлогодний жир в результате возросшей активности зверьков в период гона. Однако этого мы не наблюдали у зверьков в 1955 г. Новое жиронакопление началось в обстановке относительно высокой упитанности зверьков. Последнее явилось следствием слабого участия грызунов в размножении, о чем говорят следующие данные: из 116 вскрытых взрослых самок в 1955 г. в размножении участвовало всего 17 (14,6%), в то время как в 1956 г. из 110 половозрелых самок беременных оказалось 73%. Большое прохолостание самок в 1955 г. можно объяснить относительно поздним выходом их из спячки и не способностью к оплодотворению ввиду прекратившейся функции половых желез, хотя сперматозоиды в семенниках самцов сохраняются сравнительно долго. Так, 7—10 мая у пяти особей из 23 осмотренных отмечены семенники со сперматозоидами. Таким образом, сроки выхода самок из спячки отразились на участии их в размножении, но на величину пометов не оказали заметного влияния. Наоборот, в год обильный кормами (1955), среднее число эмбрионов на самку оказалось выше, чем в засушливую весну 1956 г..
В конечном итоге в 1956 г. общий прирост поголовья был в 4,2 раза выше, чем в 1955 г., на что оказали влияние размеры участия самок в размножении. Учитывая интенсивность размножения и величину приплода, от 100 самок суслика следовало ожидать в течение сезона размножения 1955 г. 158, а в 1956—670 молодых. Таким образом, несмотря на относительно благоприятную в кормовом отношении весну, размножение у этого зверька в 1955 г. проходило менее интенсивно. Это говорит о том, что на ход размножения грызунов оказывают влияние не только климатические условия данного года, но и предыдущих лет.
Темпы размножения описываемого суслика в Бетпак-Дале в 1956 г. напоминают таковые 1952 г., когда всюду встречались молодые особи и численность грызунов была высокой. Пик размножения наступил через два года на третий. Однако эти годы отличались сроками размножения сусликов. Так, выход молодых в 1952 г. (ур. Шайтан-Се-мез) отмечен в конце апреля, а в 1956 г. (ур. Когашик) — в конце второй декады мая, т. е. на 20 дней позже. По обилию кормов сравниваемые годы почти не отличались.
В Когашике первый выход молодых из нор отмечен в 1955 г. 12 мая, в 1956 г.—17. На одном из участков суелята вышли 21 мая. На вечернюю жировку они выходили перед заходом солнца и жировали по 10—15 мин, почти не отходя от норы. Самки в это время не показывались. Во второй день выхода зверьков на поверхность (22 мая) отмечались "екоторые местные передвижения среди обитателей всех четырех нор, бывших под наблюдением. В 9 ч на поверхности находились обитатели всех нор. Через час самки — хозяева трех нор — скрылись и не показывались до утра следующего дня, а молодые проявляли исключительную активность, особенно у двух нор. В этот день расселение началось лишь из одной норы, причем последнюю бросила сначала самка, которая в течение дня побывала в нескольких соседних норах. У каждой сусликовины она делала продолжительную остановку (10—15 мин) и беспрерывно кричала, подзывая или предупреждая молодых. На своем пути посетила восемь нор (четыре заброшенных и четыре жилых) и в каждом случае через 5—6 мин выходила на поверхность и кричала монотонным, но пронзительным голосом, оглядываясь в сторону норы, где остались молодые. К вечеру самка подошла к ним ближе и осталась в норе, откуда на следующий день вышла значительно раньше молодых и кричала тем же призывным голосом, повторяющимся чаще обычного и спокойного. Таким образом, самка проявляла заботу о детенышах, когда они вышли из нор и перешли на питание растительными кормами, но еще не научились рыть норы и скрываться от хищников. В то время, как из описанной норы раньше всех уходила самка, из других первыми вышли молодые, причем некоторые из них побывали даже в соседних норах. Следует полагать, что после окончания периода лактации самки одинаково внимательны или безразличны, а позднее даже враждебны к своим и чужим детенышам. С этого времени их забота сводится лишь к предупреждению молодых о врагах и призывам к местам жировок.
В 1956 г. у 140 нор одновременно наблюдалось не более шести молодых суслят, но чаще всего по три-четыре: по одной особи — семь раз, по две — 10, по три — 14, по четыре — 11, по пять — три, по шесть — два.
В среднем такое же количество зверьков отловлено капканами у 27 нор и найдено в желудках узорчатых полозов. По-видимому, для этого суслика характерны эмбриональная смертность и большой отход молодняка в норах, так как количество темных пятен в матках в среднем равнялось десяти, из нор же часто выходят только по три-четыре молодых. Таким образом, к моменту выхода прибылых из нор размеры их смертности достигают 60—70%.
В норовой период жизни прибылых величина их колеблется в пределах 7,6—8,8 см, а вес 20,9—34,8 г. В первые дни выхода из нор суслят длина их тела равняется 10 см, а вес 35 г, достигая максимально 16 см и 135 г. Значительные колебания в размерах и весе наблюдаются даже среди особей одного и того же помета.
Периодом наибольшей активности прибылых зверьков является время их массового расселения, которое наступает постепенно, через 15—20 дней после начала появления из нор. В первые дни самостоятельной жизни зверьки по одному отходят от норы и снова возвращаются, продолжая жить вместе с кормившей их самкой; вскоре они начинают уходить от норы подальше, часто по несколько особей и нередко не возвращаются, занимая где-либо пустующие норы или устраивая новые. Нередко уходит из норы и кормящая самка, которая в первые дни возвращается к молодым, а позже бросает их и занимает самостоятельное убежище, обычно зимнее. В разгар расселения прибылых зверьки часто переходят из одной норы в другую и копают новые. Позже они выбирают себе постоянные убежища, в связи с чем постепенно прекращается их активность.
Размножение этого суслика в различных районах пустыни Бетпак-Далы в 1952 г. происходило почти в одно и то же время. В связи с этим наблюдалось совпадение в сроках выхода молодых из нор. Однако, несмотря на это, расселение зверьков произошло в весьма различные даты даже в сравнительно небольшом районе обитания. Это объясняется тем, что расселение грызунов в известной степени связано с кормовыми для них условиями в поздневесенние и летние месяцы, когда эфемеры уже выгорели. При обилии кормов оно протекает нормально и обычно в более сжатые сроки.
Данные по размножению среднего суслика в других районах ареала крайне ограничены. В восточной части Балхаша, по данным 3. М. Мартаковой (1949), количество эмбрионов колеблется в пределах 2—12 (в среднем 8,3). Первые родившие самки отмечены 20 апреля. Молодые выходят из нор со второй декады мая. По сообщению А. К. Толебаева (1958), в Алма-Атинской области величина помета колебалась в 1953 г. от 6 до 9 эмбрионов (в среднем 7,6), в 1954 г.— от 5 до 10 (в среднем 7,6). Возможно, что такие низкие показатели плодовитости (по сравнению с таковыми из Бетпак-Далы) объясняются малым количеством исследованного материала: в каждом случае было вскрыто по пяти беременных самок. В Чиликском районе Алма-Атинской области, у восьми вскрытых самок число эмбрионов или плацентарных пятен колебалось в пределах 7 —12 (Ю. Афанасьев, 1960). Беременные самки добыты 18, 22, 25, 29 марта и 8, 17 апреля, разродившиеся — 4 и 17 апреля.
Эмбриональный период у этого суслика длиннее постэмбрионального («гнездового»), поэтому он относится к группе «скороспелых» зверей этого рода.
Исходя из сроков появления беременных и разродившихся самок, продолжительность беременности у среднего суслика в условиях Бетпак-Далы равна 25—27 дням. В течение этого срока эмбрионы достигают 50 мм длины и 10 г веса.
Суслята рождаются слепыми и лишенными шерстного покрова. Последний окончательно оформляется через 12—15 дней после рождения зверька, а полное прозревание наступает в возрасте 18—20 дней.
По мере развития животного происходит ряд изменений в пропорциях отдельных частей его тела. Обращает внимание относительное уменьшение размеров внутренних органов. Так, вес их в процентах от веса тела составляет: у эмбрионов — 16, детенышей в период лактации — 10—14, молодых в первые дни выхода из нор — 8,7—10, у полувзрослых — 10—11 и взрослых — 7—12. Особенно заметно постепенное уменьшение размеров головы, имевшей большое значение в лактационный период животного. Вес ее в процентах от веса тела составляет: у эмбриона — 22, детенышей в период норовой жизни — 27—29,5, молодых после выхода из нор — 22, после расселения — 11,5—17,5 и у взрослых около 9,5. Несомненно, что крупные размеры головы во время норного периода жизни зверька следует отнести к примеру лактационных приспособлений. Приспособление к кормлению молоком выражено также в крупных размерах языка, как органа сосания.
Как видно, из сказанного выше, размножение этого суслика приурочено ко времени развития эфемеров. Период гона относительно растянут, что объясняется поздним пробуждением зверьков рождения прошлого года, которые также участвуют в размножении. Молодые выходят из нор в 18—20-дневном возрасте. Эти сроки в Бетпак-Дале приходятся на первую половину мая. Половой зрелости суслики достигают в возрасте 11 месяцев.