В природных условиях питание тонкопалого суслика изучалось нами методом осмотра поедей или свежих копанок в период отыскивания и добывания им корма.
Непосредственными наблюдениями в местах обитания зверьков установлено, что в условиях Южного Прибалхашья этот суслик выкапывает и поедает корни следующих растений: песчаной осоки (Сагех physodes), заразихи (Orobanche lutea), мятлика (Роа bulbosa), белого саксаула (Haloxylon persicum), эфедры (Ephedra lomatolepis).
Суслик наиболее часто выкапывает сочные корешки песчаной осоки. У побегов этого растения он обрывает сухие наружные листья и поедает сочную центральную часть.
После дождей, в связи с питанием зверьк.ов этим растением, на некоторых участках песчаных бугров появляется бесчисленное множество копанок (глубиной 3—4 см) и в ряде случаев осока оказывается начисто сгрызенной. В местах наибольшей плотности населения суслика (девять-десять нор на 1 га), описываемые животные уничтожают до 60—70% запасов этого растения. Довольно часто встречаются обгрызенные мощные и сочные корни заразихи как у нор грызунов, так и в местах ее произрастания.
Как показывают наши наблюдения, число копанок, сделанных сусликами в поисках корма, значительно больше на крутых северовосточных склонах барханов, где растительность богаче представлена в видовом отношении. Таким образом, если пологие склоны с бедной растительностью являются местом для устройства жилищ, то противоположные им служат кормовыми участками. Сочетание их обеспечивает наиболее выгодные условия существования зверьку на крупнобугристых песках Прибалхашья (Таукум).
Суслики ранней весной питаются также зелеными листьями эре-муруса и других песчаных растений. Ими же кормятся, например, степные черепахи (Testudo horsfieldi), являясь известными конкурентами грызунов по питанию. Неоднократно отмечалось, как черепахи на подопытных площадках, находясь в 2—3 м от наблюдателя, поедали сочные листья эремуруса, уничтожая до 15 г зеленой массы в течение каких-либо 5—10 мин. Потом черепахи переходили на соседние участки, где также поедали в основном зеленые листья, лишь слегка тронув прикорневые части и совершенно не повредив подземные. Следует заметить, что в весеннем питании сусликов преобладают как раз прикорневые части растений и корни, располагающиеся не особенно глубоко от поверхности. Поэтому копанки, оставленные в это время сусликом, мельче летних и осенних.
Подземные части растений менее доступны суслику в зимний период даже на склонах барханов, лишенных сплошного снежного покрова, поскольку песок промерзает до глубины 5—10 см и трудно разгребается. Так, например, в Южном Прибалхашье суслики зимой часто питаются надземными частями растений, иной раз довольно грубыми (ветки джузгуна), периодически добывая их при кратковременных выходах из нор.
Кормовые запасы в норах этого грызуна нами не обнаружены, но зверьки в них иногда заносят остатки корма. Например,в одной из раскопанных 5 марта 1951 г. нор найдены свежие листочки полыни и плоды джузгуна, саксаула, коробочки и стебли песчаной осоки, недавно занесенные хозяином норы.
В кормовой рацион тонкопалого суслика в Каракуме и Кызылкуме входят: луковицы, молодые всходы, сочные основания стеблей и листья песчаной осоки; клубни и листья мятлика и тоурнефорции; луковицы тюльпанов и других лилейных; корневища песчаной моркови; стебли аристиды; побеги хвойника; плоды джузгуна; корни, зеленые побеги, цветки и плоды саксаула, кандыма, черкеза и песчаной акации; корни и побеги гребенщика, корни ферулы; листья кекре; заразиху, листья, стебли и корни верблюжьей колючки; полынь, лебеда, мортук, костер; грибы; галлы на черном и белом саксаулах и др. (Гептнер, 1929; Калина, 1929; Кашкаров, 1932; Лавров и Наумов, 1933; Коновалова, 1935; Виноградов, 1948; Колесников, 1953; Стальмакова, 1954; Дятлов, 1960).
Хорошо выражена сезонность в питании. Так, по данным В. Г. Гептнера (1929), тонкопалый суслик питается весной преимущественно сочными основаниями стеблей песчаной осоки, позже — стеблями аристиды и побегами хвойника, с начала лета и особенно зимой — плодами джузгунов (корневищами песчаной осоки, по Са-поженкову, 1965), в течение всего года — подземными частями растений. Основу питания тонкопалого суслика в Каракалпакской части Кызылкума составляют 23 вида растений: в марте — мае 12, июне — октябре пять, ноябре — феврале шесть видов (Дятлов, 1960). Зимой зверьки поедают луковицы тюльпана и песчаной осоки, клубеньки тоурнефорции, корневища песчаной моркови, корни молодых кустов джузгунов. Встречаются также остатки поедей плодов джузгунов и черного саксаула. Находили погрызы коры этих кустарников и остатки разных объеденных грибов. В период вегетации эфемеров поедаются песчаная осока, костер, мортук, аристида, луки, лебеда, полыни и др. Суслики в это время сильно жиреют, что способствует более легкому перенесению ими бескормицы следующего периода (июнь — октябрь), когда они выкапывают засохшие кустики песчаной осоки, поедают семена джузгунов, зеленые части аристиды, полыни и саксаула. Однажды И. И. Колесников (1953) наблюдал, как зверек поедал корни ферулы (Ferula assa-foetida), обладающие исключительно неприятным запахом. Этот суслик весьма охотно поедает галлы на кустах черного и белого саксаула, за которыми ловко лазает по кустам, но солянковую растительность совсем не употребляет в пищу (Сталь-макова, 1954). Однако по исследованиям Ю. Ф. Сапоженкова (1965), он поедает и солянковую растительность. В марте 1961 г. автор неоднократно отмечал грызунов, поедающих вегетирующие побеги черного саксаула.
Кроме диких растений, тонкопалый суслик поедает всходы, зеленые части и плоды бахчевых культур, особенно, если они расположены в песках (Латышев и Сидоркин, 1947; Карулин, 1960). Зверьки повреждали дыни.
Вскрытием желудков 35 тонкопалых сусликов в Южном Прибалхашье установлено, что эти грызуны летом поедают жуков, муравьев, саранчовых, гусениц, бабочек, ящериц и жаворонков. Чаще всего животные корма встречались у взрослых самок в период лактации, что, видимо, в известной степени связано с повышенными потребностями организма в полноценном белке в указанный период. Желудочно-кишечный тракт двух зверьков (из 10 осмотренных нами в мае 1954 г. в Южном Кызылкуме) был наполнен гусеницами совок, в трех случаях отмечен богомол.
На поедание сусликом насекомых указывают также Н. П. Лавров и С. П. Наумов (1934), Е. Я. Коновалова (1935), А. М. Андрушко (1939), В. А. Стальмакова (1955), Ю. Ф. Сапоженков (1965). А. М. Андрушко наблюдала поедание сусликом молодой черепахи. С. П. Наумов с соавторами (1935) сообщают о нахождении муравейников, раскопанных тонкопалым сусликом. Они же однажды обнаружили кость, с которой суслик сгрызал засохшиесухожилия. По данным В. А. Стальмаковой (1955), этот грызун поедает личинок жуков, песчаных тараканов, хрущей, гусениц, бабочек и т. п. Кроме того, тонкопалый суслик регулярно ест жуков-чернотелок, златок, попавших в капкан песчанок и особей своего вида, а также птенцов хохлатого жаворонка (Сапоженков, 1965). Указанный автор обнаружил в 16 желудках из 43 исследованных остатки насекомых.
Надо полагать, что в пищевом рационе этих зверьков животная пища представлена больше, чем у настоящих сусликов. О том, что они питаются более концентрированными кормами, говорят относительно короткие размеры заднего отдела кишечного тракта (длина толстой кишки составляет 29% от общей длины кишечника, вместо 42% у желтого и 35% У среднего сусликов).
Молодые суслики переходят к растительной пище вскоре после выхода на поверхность, примерно в возрасте 25—30 дней. С остатками молока в желудке нам удалось встретить лишь одного зверька, вышедшего из норы 12 июня, когда у него было два коренных зуба на верхней челюсти.
Временем усиленного питания зверька является весна и особенно вторая половина лета. В октябре некоторые особи оказываются хорошо упитанными, но в несравненно меньшей степени, чем зимоспящие суслики. Если последние участвуют в гоне почти без всякого приема пищи, то тонкопалый суслик имеет возможность некоторой нажиров-ки, прежде чем приступить к размножению. Усиленное ранневесеннее питание приходится как раз на предбрачный период. Максимального веса зверьки достигают в марте — апреле, ко времени гона.
Как видно из вышеизложенного, тонкопалый суслик — обитатель песчаной пустыни, в полной мере использует кормовые растения, видовой состав которых сравнительно небогат. Хорошо выражены сезонность в питании и сочетание растительных и животных кормов. По типу питания этот суслик может быть отнесен к группе потребителей концентрированных кормов.