Потеря ориентировки в процессе похода или соревнования может быть частичной или полной. Частичная потеря ориентировки выражается в невозможности определения местоположения спортсмена с точностью порядка 25 — 50 м. Обычно при частичной потере ориентировки достаточно оценить сложившуюся ситуацию и сделать правильный вывод путем умозаключения. В более сложных ситуациях на соревнованиях по ориентированию требуется какая-то дополнительная информация: на маркированной трассе она может быть получена после КП, а при поиске КП бывает достаточно выйти на ближайший линейный ориентир путем приближенного движения по азимуту и, определив свое положение, найти КП.
При полной потере ориентировки спортсмен ошибочно представляет себя в другом районе местности, находит сходные ситуации, в которых карта «не совсем точна».
При подозрении на полную потерю ориентировки спортсмену следует остановиться и внимательно изучить карту. Надо выяснить, сколько времени и в каком направлении он двигался от последней абсолютно достоверной точки (например, от последнего КП), и мысленно ограничить на карте сектор шириной 60— 90°, вне пределов которого вряд ли он находится.
Внутри этого сектора тщательно изучаются ситуации, похожие на ту, в которой находится спортсмен. При этом важно находиться не в лесу с предельно ограниченной видимостью, а выйти на любой местный предмет, который может служить ориентиром. Если турист не может выбрать ситуацию из двух или более похожих, он должен решить, куда направиться в поисках дополнительной информации о местности, чтобы различить ситуации. Чаще всего выбирается хорошо заметный линейный (ЛЭП, шоссе) или площадной ориентир (поле, озеро), на который можно выйти безошибочно. К сожалению, при полной потере ориентировки затраты неизбежны, но логическая деятельность сводит их к минимуму. Во многих случаях целесообразно вернуться по знакомому пути к достоверной точке, но обычно такое решение психологически сложно, оно требует от спортсмена большого мужества, хотя и является простейшим и надежным решением.
Упражнение для тренировки юных туристов в восстановлении ориентировки. На местности ставится несколько пар контрольных пунктов. Туристы выходят на местность в сопровождении преподавателя, но без карт. Он приводит группу в некоторую точку, не обозначенную на карте, выдает карты и выпускает туристов по одному на дистанцию с заданием пройти КП 1 и 2. Примерный район старта либо определяется самими туристами, восстанавливающими по памяти путь на старт, либо задается преподавателем в виде квадрата или круга диаметром около 0,5 км. На КП 2 у них отбираются карты, и преподаватель или его помощник вновь выводит группу на один или несколько новых стартов. Задание — пройти КП 3 и 4) Эти упражнения проводятся на незнакомой или малознакомой для туристов местности. Для начинающих задачи ставятся попроще, их можно выпускать в сопровождении «посредника» — более опытного туриста, который не подсказывает, а наблюдает и может в трудной ситуации оказать не только моральную, но и техническую поддержку.