Необходимо прежде всего остановиться на соотношении полов при рождении, которое нами определялось по эмбрионам на последней стадии развития. Результаты просмотра 1633 эмбрионов показали, что среди них преобладают самки (53%). Преобладание самок отмечено также в период норовой жизни зверьков, но соотношение полов у более старших возрастов колеблется по годам в зависимости от местообитания. В конечном итоге молодые до залегания в спячку, т. е. добытые в возрасте трех месяцев, сохраняют прежнее соотношение полов — самки преобладают над самцами. В это время зверьки ведут самостоятельный образ жизни. Если высокий процент гибели самцов-эмбрионов можно объяснить некоторыми особенностями их внутриутробного развития, то большой отсев молодых самцов в период расселения — их высокой активностью по сравнению с самками того же возраста.
Среди полувзрослых сусликов всегда преобладают самки (в среднем за пять лет 56,5% от 7855 особей), причем на значительно большую величину, чем у молодых. Это указывает на относительно высокую гибель самцов в период расселения, а также в летние и осенне-зимние месяцы. Особенно мало самцов этого возраста на о-ве Барсакельмес наблюдалось весной 1944 г. (28,5% ‘ от общего количества полувзрослых, или 1,5% от всех добытых зверьков), что объясняется состоянием размножения грызунов в предыдущем году.
Как видно из приведенных данных, молодые перед залеганием в спячку почти достигают размеров перезимовавших особей, но только не половозрелых, так как речь идет о развитии молодых сусликов номинальной формы, достигающих половой зрелости в возрасте 23 месяцев.
Таким образом, наибольшая гибель самцов среди молодых отмечена в год с подавленным размножением, по-видимому, в связи с возросшей деятельностью пернатых врагов. В результате соотношение полов среди полувзрослых особей в 1944 г. заметно отличалось от такового предыдущих и последующих лет.
В популяции взрослых сусликов номинального подвида в условиях изолированного ареала (о-в Барсакельмес) преобладают самцы (в среднем за пять лет 59,5% от 49183 особей). Это мы объясняем (1952) методикой полевых исследований. Отлов сусликов производился с промысловой целью в течение двух месяцев — с момента выхода из спячки до начала линьки. Взрослые самцы, проснувшиеся первыми, ловились 60 дней, самки — 50 и полувзрослые особи — около 10—15. Кроме того, в период гона самцы отличались значительной подвижностью и активностью, поэтому за период промысла они и добывались в большем количестве, чем самки, даже если их численность в популяции равна.
Наибольшее количество взрослых самцов добыто в 1943 г. (67%), когда был самый низкий уровень размножения, чем за все остальные годы. Выяснилось, что чем слабее прошло размножение, тем больше встречается взрослых самцов вследствие их возросшей активности в поисках самок. Наоборот, чем интенсивнее протекает размножение, чем больше самок, готовых к оплодотворению, тем меньше добывается самцов в результате их умеренной подвижности, вызванной достаточным количеством самок вблизи их норы.
На материке среди взрослых сусликов несколько преобладают самки. Например , относительное число самок для приволжского суслика в Западном Казахстане колебалось по годам от 56 до 65% (Орлов, 1929). По нашим наблюдениям, в Муюнкумах оно равнялось в 1953 г. 65%, а в 1957 г.—59, в Джамбулском районе Алма-Атинской области — 53,5 (Кыдырбаев, 1959).
Возрастной состав популяций желтого суслика из разных пунктов его ареала характеризуется следующими данными. До выхода из нор молодых, на поверхности можно встретить две возрастные группы — взрослых и полувзрослых особей. К последним относятся зверьки рождения прошлого года, которые у номинального подвида еще не размножаются и составляют незначительную часть популяции (14%). Всюду в популяции сусликов ранней весной преобладают взрослые половозрелые особи.