Знакомство с формами рельефа будет определяться характерными особенностями района проведения учебно-тренировочного занятия. Очень важен в этом случае подбор картографического материала, позволяющий построить занятия в определенной последовательности. Допустимая нагрузка учебных карт должна полностью соответствовать целевой установке занятий, при этом желательно, чтобы учебные карты для первого знакомства с рельефом имели слабую загруженность, т. е. не очень сложный рисунок горизонталей. Для более наглядной передачи разных форм рельефа преподавателю необходимо использовать крупный масштаб карт, а также так называемые расчлененные карты, содержание которых представлено одним рельефом.
Для более доходчивого объяснения темы преподавателю нужно заранее заготовить определенное количество рисунков различных форм рельефа и на их основе показать суть передачи форм рельефа горизонталями и условными знаками. Можно провести демонстрацию различных форм рельефа с помощью объемных моделей. В качестве материала для их изготовления преподаватель может использовать песок, глину.
Простейшее наглядное пособие — небольшое количество влажного песка — позволит быстро и с достаточной точностью показать нужные формы рельефа. Необходимое количество горизонталей можно изготовить из тонкой медной проволоки. В момент объяснения замкнутые кольца тонкой проволоки надеваются на изображенную модель рельефа и соответственно ей изгибаются. Преподаватель обращает внимание на то, что расстояние между горизонталями характеризует крутизну склона.
Местность для проведения занятий по изучению рельефа должна быть пересеченной, открытой или слабозалесенной, так как это позволяет преподавателю не только показывать различные формы рельефа, но и держать в поле зрения занимающихся.
Для начального знакомства с темой преподаватель планирует учебно-тренировочную трассу так, чтобы она соответствовала физической подготовленности группы, а в техническом отношении сложность чтения рельефа должна возрастать постепенно от более легких для чтения форм к более сложным. Целесообразно начальный выход на трассу планировать там, где овраги, холмы и другие формы рельефа находятся изолированно друг от друга, где очертания подобных форм имеют несложный рисунок горизонталей.
Перед началом движения преподаватель знакомит группу с последовательностью прохождения маршрута, дает подробную характеристику формам рельефа, их элементам и сочетаниям, которые встретятся на маршруте. К этим особенностям могут быть отнесены незначительные по размерам ямки, бугорки, промоины и целый ряд других микроформ рельефа, имеющих важное значение в ориентировании. В ходе движения преподаватель дает необходимые комментарии о встреченных формах рельефа.
Так, в районе с развитой сетью оврагов преподаватель подводит группу к началу оврага и дает задание показать его на карте, обращает внимание на то, что он имеет сильно разветвленную сеть. Каждый ученик на своей карте показывает и считает ответвления оврага, после чего группа спускается по промоине на дно оврага. По мере продвижения группы по оврагу преподаватель дает задание показать на карте и на местности: естественное понижение оврага, переход пологого склона в более крутой и наоборот, места совместного применения условных знаков и горизонталей, — определить глубину и ширину оврага в указанных местах. Здесь же преподаватель обращает внимание на связь рельефа с другими элементами карты, а также дает тактико-техническую характеристику использования оврагов при выборе пути движения, подчеркивая, что овраги являются хорошими линейными ориентирами.