Успех поиска населенных пунктов и людей в аварийной ситуации зависит от многих причин. Это и умение ориентироваться на местности, правильно обнаруживать признаки, указывающие на присутствие людей, читать и расшифровывать следы.
Естественно, что проблема выхода к людям будет не так сложна, если вы знаете, в каком районе, хотя бы приблизительно, находитесь. Местность не является для вас чуждой в природном отношении, т. е. вы находитесь в своей природной и климатической зоне. Если аварийная ситуация произошла вследствие потери ориентировки во время туристского похода в отдаленной местности и в других подобных случаях, то при наличии карты или даже простенькой схемы направление движения можно определить приблизительно. Для этого надо вспомнить, в какое время, с какой стороны находились луна, солнце, в какую щеку дул ветер, был ли он тогда постоянным.
Пройденное расстояние подсчитывают, умножая среднюю скорость на время движения. Необходимо вспомнить все значительные ориентиры, встретившиеся на пути, — скалы, холмы, озера, ручьи, реки. Затем направление, расстояния и ориентиры нужно последовательно «привязать» к карте. Обычно этого бывает достаточно, чтобы узнать свое местоположение. При наличии компаса и в гористой местности местоположение находят методом обратных засечек. Но все эти способы хороши только тогда, когда в группе путешественников есть карта, компас и ими умеют пользоваться. На практике в аварийных ситуациях часто оказываются люди, совершенно не приспособленные к таким условиям, не имеющие карты, компаса и оказывающиеся в непривычной для них местности за тысячи километров от знакомых мест и даже природно-климатических зон.
При полной невозможности определить свое месторасположение нужно двигаться вниз по течению первой попавшейся реки. Чем она крупнее, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практически все города, поселки, деревни и хутора имеют выход к воде. Крупные реки судоходны, мелководные используются местным населением для перевозки грузов на катерах и лодках. Большинство охотничьих избушек чаще всего строятся на берегах рек и озер или в самой непосредственной к ним близости. Поэтому путь вниз по реке практически всегда приведет к людям.
Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзора. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, различные искусственные сооружения.
Видимость на ровной местности ночью
электрический фонарь — от 1,5 до 4 км;
костер — за 8—10 км;
фары автомашин — за 10 км;
зарево большого города — за 50—60 км.
Видимость на ровной местности днем люди видны — за 1,5 км;
отдельно стоящие деревья, столбы — от 2 до 3 км; отдельные дома — за 5 км;
заводские трубы — за 6—8 км, а дым из них — в некоторых случаях за 60 км;
крупные здания — за 9—10 км;
населенный пункт — за 11—15 км;
церкви, высокие башни и элеваторы — за 16—20 км.
Чувствительность зрения можно увеличить за счет глубокого, спокойного дыхания, обтирания лица и затылка снегом или холодной водой. При напряженном внимании чувствительность зрения повышается в 1,5—2 раза. При любом отвлекающем шуме, посторонних мыслях, нетерпеливых возгласах окружающих эта чувствительность значительно уменьшается.
Прослушивание звуков также может помочь обнаружить и людей, и населенный пункт, и автомобильную трассу, и железную дорогу. Такая звуковая пеленгация человеком возможна с достаточно большой точностью — от 3° до 5°. Услышав какой-либо не очень понятный звук, нужно быстро повернуться к нему лицом и не двигаясь вслушаться, а при повторении засечь его направление каким-либо природным ориентиром, а если есть компас, то взять на него азимут. Ночью в направлении звука надо некоторое время понаблюдать, желательно с возвышенности рельефа или дерева, так как есть возможность увидеть какие-либо огни или зарево над населенным пунктом.
Слышимость различных звуков
стук весел и скрип уключин слышны примерно за 300 м; рубка или пилка дерева слышны за 0,5 км;
неразборчивый крик человека за 1 км;
стрельба из ружья, лай собак, ржанье лошади, автомобильный
сигнал слышны за 2-3 км;
звук работающего трактора слышен за 3—4 км;
тепловозный или пароходный гудок слышен за 7—10 км;
шум идущего поезда слышен за 10 км;
взрыв на карьере слышен за 12—15 км.
Определение населенного пункта по тропе или дороге
по состоянию лесной тропы. При приближении к населенному пункту она становится шире, более натоптанной, и на ней чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюдается обратная картина;
выйдя на лесовозную дорогу, следует обратить внимание на то, как лежат на ней потерянные бревна. Как правило, они валяются на обочинах комлем (широким основанием) в сторону населенного пункта, поскольку их возят на автомашинах комлем вперед;
съезд автомобильного и гужевого транспорта с полей и лесных делянок обычно направлен к поселку. При приближении к населенному пункту дорога обычно становится более наезженной и разбитой;
свежие следы авто- и гужевого транспорта и людей, как правило, утром ведут от жилья, а вечером к жилью;
дороги и тропы чаще всего разветвляются на пути от поселка и сходятся при приближении к нему;
в тундре и пустыне к жилью может вывести след домашних животных — оленей, баранов, верблюдов, надо лишь по отпечатку копыт установить, в какую сторону проследовало стадо, табун; чтобы понять, в какую сторону прошла автомашина или телега, надо внимательно осмотреть оставленные ею следы. Так, например, воронкообразные завихрения на дне следа направлены острыми углами в сторону движения. Песок, пыль, грязь ложатся по склонам колеи в виде веера, раскрытого в противоположную от направления движения сторону. Концы раздавленных ветвей, палок, прутиков обращены в сторону следования транспорта. При переезде через лужу следы высыхают в сторону движения. Комков грязи, прихваченных протектором автомашины или ободом колеса, становится меньше по мере удаления от лужи; клочков сена на придорожных кустах и нависающих ветках больше всегда с той стороны, откуда его везли. А поскольку чаще всего везут в населенный пункт, то в ту сторону и надо идти. Хотя иногда бывает, что сено везут для подкормки диких копытных животных в глубине леса!
Заблудившегося в лесу лыжника к жилью вывести может случайная лыжня. Но для этого надо уметь определять направление движения прошедшего здесь лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки, бывает, наклонен в сторону движения. Соответственно, комки снега, выброшенные кольцом лыжной палки, направлены в сторону движения. Бороздка в снегу от острого конца палки длиннее в сторону движения, так как при подъеме палки из снега она некоторое время проволакивается по снегу.
Отпечаток узких беговых лыж, большие расстояния между ямками от лыжных палок, использование скоростной техники движения — все это говорит о том, что здесь прошел человек налегке. Это может быть тренирующийся спортсмен или отдыхающий. В этом случае, чтобы выйти к жилью по свежему следу, вечером нужно идти по ходу движения, утром — в противоположном направлении.
Глубокая, хорошо разработанная лыжня, большое количество отпечатков лыжных палок и небольшое расстояние между ними, характерные отпечатки широких охотничьих или туристских лыж, следы частых привалов указывают на то, что здесь прошла группа туристов.