Часто создается ситуация, когда одной веревки (укороченной за счет беседок пострадавшего и сопровождающего) не хватает для спуска к месту пересадки или до конца спуска. В этом случае веревки следует наращивать. Операция наращивания аналогична операции вытягивания пострадавшего на веревке и состоит из следующих фаз (рис. 34):
1) закрепление спусковой веревки (а-г);
2) навешивание тормозной системы (д);
3) закрепление второй веревки с помощью аварийной системы (е);
4) связывание веревок, проходящих через обе тормозные системы (ж);
5) выщелкивание спусковой веревки из первой тормозной системы;
6) снятие аварийной системы со второй веревки;
7) продолжение спуска.
Фиксировать основную веревку для наращивания или остановки можно одним из способов, показанных на рис. 34, г, е.
Следующий технический прием, часто применяемый в спасательных операциях,- устройство полиспаста. Особое значение он имеет именно для малых групп, хотя выигрыш в усилии далек от теоретического из-за потерь на трение, особенно если в точках перегиба веревки располагаются карабины (см. приложение 4). Если веревка проходит через перегиб и трение на нем очень велико, следует пользоваться карабинным роликом (см. рис. 36, б). Ролик изготавливается из легких материалов с хорошим скольжением, например из фторопласта.
Аналогично полиспасту на веревке организуется и полиспаст на тросе, с той лишь разницей, что для фиксирования троса используется ряд шпилек на одной стороне блок-тормоза.