Обычно вблизи вертолета находится только спасатель, назначенный для помощи экипажу. Он строго выполняет распоряжения летного персонала.
В вертолете все снаряжение спасателей (носилки, акья, ледорубы и др.) укладывается и застраховывается бортмехаником или самими спасателями по его указаниям. Рюкзаки спасателей всегда остаются у них на плечах. Спасатели размещаются на скамейках по указанию летного состава и застраховываются имеющимися в вертолете поясами; если же они усаживаются на полу, то пользуются своей самостраховкой. При спуске или подъеме снаряжения, спрыгивании спасателей или спуске их из вертолета на тросе или веревке ни в коем случае не менять произвольно своего места, чтобы не нарушить равновесия вертолета.
Руководитель спасательной операции должен вести визуальную навигацию, чтобы надежно вывести пилота к месту происшествия, для чего он пользуется топографической картой или кроки района. После старта он передает пилоту по радиотелефону вертолета ориентировочные указания о направлении полета и расстоянии. Во время полета он корректирует направление по наземным ориентирам или методом "часовой стрелки". При этом методе используют сектор часового циферблата от 9 до 15 часов, принимая, что направление стрелки на 12 часов соответствует продольной оси вертолета. Пример указания пилоту: "Направление полета 13 часов. Место происшествия на расстоянии 400 м".
Рассмотрим некоторые важные моменты рабочего взаимодействия спасателей с экипажем вертолета из практики отечественных и зарубежных спасательных работ,