В лесах умеренной зоны вода практически есть везде, и растения в течение всего года получают ее в достаточном количестве. А в тропическом лесу многие деревья должны сами обеспечивать себя водой, чтобы спокойно переносить засуху, иссушающие ветры и палящее солнце. Резервуар в тканях дерева сохраняет аварийный запас, расходуя его очень экономно и растягивая на многие месяцы.
В тропиках, пустынях и на высокогорье заблудившемуся путешественнику или человеку, попавшему в экстремальную ситуацию, нужнее всего обычно бывает вода.
В Австралии прекрасно утоляет жажду сок австралийской сосны — казаурины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева.
Растут в Австралии и так называемые бутылочные деревья. Четвероногие животные больше всего любят брахихитон каменный. Он растет на камнях и скалах. В стволе — сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной — запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное время, так что вся «бутыль» может быть выпита и съедена без остатка.
Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, хотя в отличие от бутылки имеет внутри себя отделения. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах они не встречаются совсем. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого, сгустившегося в желе сока, который очень полезен и питателен.
Бутылочное дерево, ствол которого достигает в диаметре почти 2 м, называют иногда даже «дерево-бочка». Высота дерева около 15 м, и в верхней своей части оно увенчано густой кроной из длинных узких листьев.
На островах Тихого океана вместо воды используют соки различных пальм. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Для этого годятся пальмы: Тени, Нипа, Корифа и кокосовая. Кокосовая пальма не только утолит жажду путника, но и обеспечит его едой.
В Африке для добывания воды можно использовать много различных деревьев. Молодые ветки мусанга содержат пригодную для питья воду, и их часто обламывают и высасывают обезьяны и местные охотники. Из разреза ветки или корня жидкость сочится довольно долго. Когда она закончится, достаточно подождать несколько часов, затем поскоблить ветку или корень, и жидкость появится опять.
Цветочные почки африканского тюльпанового дерева — лириоденд-рон — настолько полны воды, что на некоторых местных наречиях его называют «дерево-источник». Некоторые африканские деревья служат резервуарами для дождевой воды. Такими резервуарами могут быть естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды часто заполняется полый ствол баобаба. Очень мягкая древесина баобаба всегда сырая и хранит в себе большой запас воды — иногда до 120 л в одном дереве, а толстая губчатая кора предотвращает испарение излишней влаги.
В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием «дерево-фляга». Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол чудовищно распухает.
Трудно найти чистую, пригодную для питья воду в джунглях Южной Америки. Здесь есть только два источника безвредного стерильного питья: кокосовый орех и тропический лиан энтада. Но кокос растет вблизи поселений, и в лесу его не найдешь. Энтада же встречается в самых глухих уголках джунглей. Чтобы напиться, рассекают топориком ее деревянистый стебель, и, как из крана, течет прозрачная, стерильная вода. Нужно только уметь отличить энтаду от десятков других лиан.
На северо-востоке Бразилии растет дерево умбу, образующее на своих корнях большие подземные луковицы, которые служат дереву хранилищами воды во время засух.
Во влажных смешанных лесах Мексики и Гватемалы встречается дерево — рука хирантодендрон. Оно относится к семейству шоколадных деревьев. Высокое, до 30 м высотой и до 2 м в диаметре, оно поднимается в горы до высоты 3000 м. Цветки дерева сидят в кожистых чашечках диаметром 8—10 см. Из такой чашечки поднимаются «запястья» и «пальцы», на которых есть даже «когти». Застывшие «руки» высовываются из цветка в течение почти 2 недель. В чашечке цветка после его увядания накапливается сок, по вкусу напоминающий жареный хлеб с водой.
На молодых корнях одного из мексиканских деревьев, с местным названием «эль похоте», имеются шаровидные образования, достигающие в диаметре 30 см. Мексиканцы называют их «камотес». Их грубый пробковый внешний слой окружает мягкую и волокнистую сердцевину, в которой перед наступлением засушливого сезона скапливается вода.
Утоляют жажду и многие кактусы, внутри мясистого тела которых так же содержится много жидкости, пригодной для питья.
На Мадагаскаре в горных вторичных лесах острова до высоты примерно 1600 м растет дерево равенала. В длинных сомкнутых влагалищах листьев, которые образуют веерообразную верхушку дерева, скапливается вода, в которой живут различные микроорганизмы, личинки насекомых, мелкие земноводные. Поэтому, вопреки бытующему мнению, эта вода не пригодна для питья.
В пустынях умеренного пояса часто встречается растение под названием «заразиха». Из полого подземного стебля-корня «заразихи» можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.