Сдавливание мозговых тканей — наиболее грозное и серьезное осложнение черепно-мозговых травм. Оно, как правило, развивается из-за продолжающегося длительное время кровотечения и увеличения внутричерепной гематомы или в результате повышения давления крови и внутричерепной жидкости (ликвора), сопровождающих травму головы. Способствует увеличению внутричерепного кровотока и боль. Сдавливанию могут способствовать и обломки костей черепа.
Последствие длительного сдавливания — смещение мозгового вещества и вклинивание его в затылочное отверстие, что особенно опасно для жизни, так как в этом случае повреждается, прежде всего, продолговатый мозг, регулирующий жизненно важные процессы и функции организма, такие, как кровообращение, дыхание, терморегуляцию. Смертность в этом случае очень высока и достигает 60 % в стационарных условиях и почти 100 % в экстремальной ситуации и автономном режиме существования группы.
Симптомы сдавливания головного мозга
в самом начале сильнейшая, до неуправляемого крика, головная боль и часто со рвотой — внезапной, обильной и не приносящей облегчения;
на начальных этапах слух сохранен, но по мере развития он постепенно угасает;
реакция зрачков на окружающее сохраняется вплоть до остановки сердца;
развивается светобоязнь и боль в глазницах;
при развитии отека пострадавший быстро теряет сознание.
Отек мозга и его последующее сдавливание может произойти не только в момент травмы, но в течение 2-х недель с момента ее получения. Сначала это прямое следствие травмы, а в дальнейшем и следствие инфекционного процесса, что возможно даже через 1—2 недели после нее. Состояние пострадавшего с течением времени постоянно ухудшается, а повторная потеря сознания как раз свидетельствует о процессе нарастания сдавливания мозга.
Эффективным лечением является декомпрессионная трепанация черепа, которую провести в полевых условиях, естественно, невозможно. Помочь пострадавшему можно, только замедлив этот процесс, но время неумолимо — в распоряжении группы всего сутки, а то и несколько часов.
Вероятность встретиться с инфекционными осложнениями открытой черепно-мозговой травмы в экстремальных условиях автономного существования практически равна нулю. Это связано с тем, что если эвакуация в медицинский стационар затянется на несколько дней, то вероятность выживания пострадавшего с такой травмой практически нереальна.