Туристский плот — это плоское судно длиной, превосходящей ширину в 2-3 раза, имеющее необходимый запас плавучести для спортивного сплава по реке небольшой группы людей, стоя управляющих им. Обход препятствий на воде осуществляется поперечным перемещением плота с помощью специальных весел-гребей, соизмеримых с длиной плота и устанавливаемых по торцам судна спереди и сзади по течению.
Плоты бывают деревянные, в которых для создания плавучести применяют дерево, и каркасные, в которых к рамному каркасу крепят воздушные емкости, обеспечивающие плавучесть.
Несущая рама может быть деревянная или металлическая.
Каркасные плоты значительно легче и маневреннее деревянных, обладают большей плавучестью и тактическими возможностями на сплаве. Сложные реки рекомендуется преодолевать на плотах с поперечным расположением гондол, простые — с продольными понтонами для получения большего опыта и приобретения чувства воды.
В результате постоянного усложнения водных маршрутов и возрастания требований по безопасности путешествий усложняются и совершенствуются конструкции плотов. Их модернизация ведется в следующих направлениях: повышение остойчивости, уменьшение веса, увеличение плавучести и маневренности, обеспечение необходимой прочности, снижение центра тяжести, управление перевернутым плотом, наличие средств страховки и самостраховки на плоту, внедрение новых материалов для изготовления плотов, совершенствование конструкций узлов плота, расширение тактических возможностей за счет изменяемости и универсальности конструкции, многократное использование плота и транспортабельность к месту сплава.
Чем выше сложность сплава, тем прочнее должен быть плот, чтобы противостоять воздействию волнения и ударов о препятствия, тем меньше вес и лучше его ходовые качества. Коэффициент запаса плавучести плота определяется сложностью сплава и его конкретными условиями: для походов I—IV к. с. — 1,5-2, для V-VI к. с. — 2-3 и больше. Конструируя плот, нельзя забывать о технологичности и транспортабельности.
К ходовым характеристикам плота относятся управляемость и маневренность, устойчивость на курсе, габариты и, самое главное, остойчивость.
Управляемость — способность плота перемещаться поперек потока или разворачиваться под действием усилий гребцов. Она зависит от соотношения длины и ширины судна, сопротивления поперечному перемещению элементов плавучести и конструктивных особенностей, влияющих на эффективность работы экипажа, — от высоты подгребиц, формы и размера гребей. Управляемость улучшается с уменьшением сопротивления поперечному перемещению судна, которое зависит от величины продольного сечения, находящегося в воде, т. е. от веса плота, расположения и формы элементов плавучести. Легкий гондольный плот маневреннее деревянного, а плот с поперечными гондолами маневренней, чем с продольными.
Устойчивость на курсе — способность сохранять свое положение относительно течения и сопротивляться внешним воздействиям, стремящимся развернуть плот. Увеличение устойчивости ухудшает маневренность плота. Поэтому плотовики, чтобы сохранить высокую управляемость, часто мирятся с низкой устойчивостью, в результате чего при прохождении валов, «бочек», зон искажения струй водного потока возникает нежелательное свойство рыскливости.
Габариты плота выбираются с учетом опыта туристской группы и особенностей реки. Чем больше размеры плота, тем он устойчивее и остойчивее. Чем меньше, тем легче и маневреннее. Требования по маневренности и остойчивости противоречивы, поэтому оптимальные размеры плота выбирают с учетом этих качеств в зависимости от конкретного водного маршрута.
Максимальные размеры деревянных плотов: 1,8-2,2 х 5,5-6 м (для экипажа 4-6 человек).
Размеры рамы каркасного плота: ширина от 2,0 до 3, длина от 5,5 до
7 м. При поперечном расположении понтонов или использовании камер воздушные емкости выходят за габариты рамы до 20-50 см, увеличивая остойчивость судна и предохраняя от ударов о камни раму плота.
Под остойчивостью плота понимается качество туристского судна противостоять поперечным силам, создающим крен или переворачивающим плот вокруг продольной оси. Действие сил, влияющих на остойчивость плота, показано на рис. 5.
Ртр ~ результирующая сила (сила переворачивания), возникающая от действия препятствий, валов или потоков, поднимающих борт плота.
Ртор — результирующая сила торможения и притапливания, опускающая другой борт в воду.
Эти две силы, Ртр и РТор, образуют переворачивающий момент вокруг продольной оси (точка О), проходящей через раму плота на условной границе воды и воздуха, и действуют на воздушные емкости и настил плота. Следовательно, чем меньше парусность настила,
сопротивление и сечение понтонов в горизонтальной плоскости, тем меньше действие этих переворачивающих сил и выше остойчивость.
Переворачивающему моменту, действующему на плот, противодействуют СИЛЫ Рцт, Ргр и Рпод.
Рцт — суммарная сила действия веса экипажа и судна, условно приложенная в центре тяжести системы плот — греби — экипаж. Чем выше центр тяжести, тем меньше плечо препятствующей перевороту силы /,т, тем быстрее центр тяжести перейдет влево от точки О, и сила Рт будет способствовать перевороту. Таким образом, с понижением центра тяжести повышается остойчивость плота (рис. 5).
Рпод — подъемная сила погруженных в воду баллонов. Чем больше их емкость и чем дальше расположены они от продольной оси плота, тем больше момент силы Рпоя, противодействующей перевороту судна. Поэтому остойчивость плота будет тем выше, чем шире разнесены воздушные емкости и чем больше запас их плавучести.
Ргр — сила от воздействия веса груза. Ее величина зависит от места расположения груза по ширине плота (рис. 6).
При расположении груза в центре плота сила во время крена ввиду незначительности плеча действия оказывает малое противодействие переворачивающему моменту. Если крен сильный и центр тяжести груза смещается влево от оси переворота, сила Ргр способствует опрокидыванию плота.
При распределении груза по бортам момент противодействия перевороту силы Рр ввиду возросшего плеча действия будет значительно больше, чем момент силы Ргр. Действие силы Р»гр практически исчезает, так как удельный вес упакованного груза приблизительно равен удельному весу воды. Поэтому для увеличения остойчивости плота необходимо размещать груз как можно шире по бортам.
Одним из показателей остойчивости является эффективная ширина плота (рис. 7).
Эффективная ширина плота — это расстояние между геометрическими центрами поперечного сечения воздушных емкостей, расположенных по разные стороны продольной оси плота. И чем она больше, тем выше остойчивость судна.
Лучшей остойчивостью при одинаковой ширине плотов обладают плоты катамаранного типа, а худшей — с поперечным гондолами.
При установке по бортам понтонов запасной плавучести (рис. 8) суммарная подъемная сила при крене резко возрастает, увеличивая остойчивость плота.
Таким образом, повышение остойчивости плота достигается:
— установкой бортовых понтонов запасной плавучести;
— увеличением плавучести плота;
— разнесением по сторонам воздушных объемов, создающих плавучесть;
— размещением груза как можно шире по бортам;
— опусканием настила, на котором располагается экипаж;
— снижением центра тяжести плота;
— уменьшением парусности настила;
— улучшением обтекаемости баллонов;
— увеличением ширины плота.
Все эти показатели действуют в комплексе. Если увеличить плавучесть плота за счет увеличения диаметра понтонов, но не снизить центр тяжести, то незначительный крен может привести к перевороту.