Экономия денег может быть нужна в первую очередь на городском транспорте, которым мы пользуемся каждый день и который тоже требует от нас денежных жертв. Что тут можно посоветовать? Больше ходить пешком. Или ездить на велосипеде. Велосипед это вполне серьезный транспорт. Утверждаю это как практик, забиравшийся на нем в такие места, где автомобиль просто не пройдет.
И еще я был в Голландии и убедился, что велосипедов там больше, чем машин. Что там ездят все солидные бизнесмены и руководители фирм, восьмидесятилетние старушки, женщины с детьми, усаженными в специальные закрытые сиденья с дворниками на ветровом стекле.
Только вовремя их возвращайте, чтобы не выйти из доверия. Или покупайте один проездной на всю семью или на трех соседей и совершайте все нужные вам поездки раз в три дня, тоже экономия. Имея в запасе трех-четырех владельцев проездных билетов, можно, не напрягая их, ездить обилеченным месяцами. Допустим, Петров пользуется проездным, только когда едет на службу или едет со службы.
И значит, вы можете кататься по его проездному целый день. А Сидоров работает через два дня на третий, причем первый день беспробудно спит. Его проездной можно использовать вечером. Возможно частичное использование проездного, это когда вы вручаете знакомому деньги на два (на работу и с работы) билета, забираете у него проездной и, специально к этому дню подкопив дела, объезжаете десять мест. Вот вам и экономия. Рекомендовать подделывать проездные, билеты с помощью цветных ксероксов не порекомендую. Но и осуждать за это тоже не буду.
Экономия денег на междугороднем транспорте.
Что касается междугородного транспорта, то здесь дело обстоит сложнее. На рейсовом самолете зайцем одну остановку не пролетишь. И на поездах дальнего следования экономия затруднительна, хотя… возможно. Для этого желательно иметь самодельный поездной ключ, который облегчает просачивание в поезд, обладать актерским мастерством, чтобы убедить проводника, что вы здесь ехали и вышли на перрон подышать воздухом, в подтверждение продемонстрировав легкую, не по погоде одежду, или заявить, что вы провожаете вон ту симпатичную женщину, и занести вслед за ней тяжелый чемодан.
Соответственно, попав в поезд, вам придется, чтобы не попасться на глаза проводникам и ревизорам, мигрировать по вагонам, высиживать часами в ресторане, выпивая единственную чашку кофе или прятаться в чемоданных рундуках и туалетах. Еще проще провозить зайцев в коллективе обилеченных пассажиров, которые объясняют проводникам присутствие в их купе неизвестного лица тем, что он пришел в гости из соседнего вагона. Однажды таким образом нам удалось на 15 билетов провести 23 человека. Проводники три раза пытались пересчитывать нас по головам и всегда сбивались. Общее количество безбилетников они выяснили только на станции назначения.
Много проще передвигаться по железке на электричках. Я знал человека, который на электричках объехал полстраны и не истратил на это ни рубля, вот это экономия. Иногда с него требовали билет, на что он рассказывал душещипательную историю о пропаже всех вещей и денег, и его отпускали с миром, высадив на первой станции. Где через час-другой подходил следующий поезд. А в ночных электричках его вовсе не тревожили. Единственным обязательным условием безопасной езды на электричках он считал приличный вид. Чтобы не привлекать внимания транспортной милиции.
Летом можно путешествовать на товарняках. Мне в свое время пришлось немало поездить в теплушках, угольных вагонах и даже морских контейнерах. Даже не из-за безденежья, а просто потому, что на пассажирские поезда не было билетов. Подобным образом я несколько раз проезжал по три-четыре тысячи километров, прибывая домой раньше, чем если бы ждал милости от билетных кассиров. Поездки на товарняках имеют свою специфику. Лучше всего проситься на платформы с сопровождающими ценный груз ответственными лицами, объяснив им свое бедственное положение. Там вас никто не потревожит. Или забираться в пустые контейнеры и теплушки, где вас не сможет заметить железнодорожная охрана.
Или прыгать в полувагоны, груженные лесом, устраиваясь под навесом из досок, чтобы защититься от дождя и стать невидимым для случайных наблюдателей с переходных мостов и сортировочных вышек. А если ехать на открытой платформе, то очень уверенно и не таясь. Мы в этом случае разбивали посреди платформы палатку, расстилали спальные мешки, ели сваренный на примусе суп и пели песни, то есть всеми возможными способами изображали старожилов данного конкретного состава. Которые чуть ли не на этой платформе родились. Осенью мы просились в задние кабины тепловозов и электровозов и никогда не получали отказа.
Единственно, чего следует избегать при поездках на товарняках, это воинских эшелонов, платформ с автомобилями и вагонов с ценным грузом и опечатанными контейнерами, там экономия не получится. И ни в коем случае не подбирать случайные вещи на путях. Чтобы не нарваться на обвинение в воровстве подвижного состава. Возможно подлететь даже на самолете. Например, если у вас есть знакомые в аэропорту. У них там иногда в кабину по пять зайцев набивается. И если ваш знакомый имеет контакт с пилотами, то почему бы нет.
Еще лучше использовать военную авиацию. Там с зайцами проще. Там их в фюзеляж транспортника можно набить сотню. И протестовать никто особенно не будет, если знакомый майор-летун замолвит за вас словечко. Все равно лететь… И все равно без билетов. Военные таким образом подскакивают через всю страну. И вы с ними. Главное, узнать, когда вылетает подходящий рейс. И познакомиться с тем майором. Что потребует гораздо меньших (может, всего 0,5 плюс закуска) денег, чем если покупать билет.
Экономия денег при путешествии автостопом.
Наконец, существует еще один общедоступный вид транспорта попутные машины. Автостопом мне тоже приходилось пользоваться не однажды, наматывая за пару дней до трех тысяч километров. А однажды удалось проехать от Бреста аж до самого почти города Парижу. И за все эти десятки тысяч километров я не заплатил ни рубля. Дам несколько советов для вынужденных и добровольных любителей путешествий автостопом. Отправляясь в путешествие автостопом, постарайтесь иметь возможно более приличный вид. Чтобы вас не приняли за дорожного маньяка-убийцу. Прихватите с собой фонарик или светоотражающую велосипедную фару, с помощью которых ночью можно издалека привлечь к себе внимание.
Непромокаемый плащ или большой кусок полиэтилена на случай непогоды. И по возможности подголовник. Я, к примеру, брал с собой надувную подушку с двумя резинками, которая, будучи надета на голову сбоку, позволяла спать сидя, привалившись головой к боковому стеклу. И еще постарайтесь взять с собой попутчицу. На женские фигуры с отставленной в сторону ручкой водители останавливаются охотней. А когда выясняется, что ей нужно ехать не одной, а вон с той бородатой подружкой, большинство водителей, конечно, расстраиваются, но тем не менее в посадке не отказывают. Потому что все равно уже остановились.
Предпочитайте для автостопа дальнобойщиков и перегонные машины. Для несведущих поясню: дальнобойщики это грузовые машины, совершающие междугородные перевозки. Перегонные машины без номеров, но с бумажками на ветровых стеклах, перегоняемые из-за границы или с заводов к местам реализации. Последние очень часто идут колонной. Впрочем, не брезгуйте ни одним видом транспорта. При отсутствии выбора останавливайте все, что движется в нужном направлении. Вплоть до мотоциклов. Мне как-то пришлось подъехать даже на конной повозке. Останавливайте машины вблизи автозаправок, а лучше всего договаривайтесь с водителями в момент, когда он заливает в бак бензин.
Очень удобно выявлять наиболее подходящую вам машину на переездах перед закрытым шлагбаумом, где машины выстраиваются длинной колонной и водители становятся гораздо более доступны. Тот же принцип работает на подъездах к государственным границам. Там машины выстаивают многокилометровые очереди иногда по нескольку суток, и, обойдя все, можно найти попутку в любой город Европы. Ночью голосуйте только под фонарями, чтобы вас можно было хорошо рассмотреть, или на тех же заправках. Не тормозите машины вблизи остановок, где проголосованный вами автотранспорт могут перехватить другие. Отходите в ту или иную сторону подальше от остановок, где толпится народ.
Не поднимайте рук на сложных участках дороги на многоуровневых перекрестках, крутых подъемах и спусках. И естественно, там, где висит знак остановка автотранспорта запрещена. Вообще постарайтесь знать дорожные знаки наизусть, что значительно облегчит вашу задачу. Никогда не сворачивайте с основной трассы. Даже если на пять минут. Эти пять минут иногда затягиваются на часы, а с боковой дороги бывает очень сложно, попасть на основную. Лучше просите подхватить вас при возвращении на трассу и выходите из сворачивающей в сторону машины. Но не ждите ее сразу же начинайте голосовать.
Умейте читать номерные знаки и старайтесь останавливать машины с номерами соседних областей. Они вам гарантируют много больший перегон, чем местные автотранспортные средства. Не выходите на дорогу, пока не накачались уверенностью в своих силах. Водитель чувствует чужую уверенность. И останавливается, когда вы считаете, что он не может не остановиться. Я многократно убеждался, что ползанье на коленях перед бампером и умоляющие жесты действуют гораздо хуже уверенно и недвижимо поставленной поперек дороги руки. Главное верить самому себе. И голосовать примерно так, как это делает постовой, которому в голову не может прийти, что кто-то не среагирует на его поднятую руку.
Остановив машину, не говорите о конечном пункте назначения. Вы просто можете испугать водителя. Называйте ближний город. И лишь потом, проехав некоторое расстояние, следующий, а потом следующий. Финансовый вопрос решайте сразу. То есть честно признавайтесь, что денег у вас нет. Например, по причине потери кошелька. Большинство уже остановившихся водителей возьмет вас и так. За все время путешествия автостопом меня отказались везти без вознаграждения только два человека. Остальные вздыхали и кивали на соседнее сиденье. Сев в машину, приложите максимум усилий к тому, чтобы развлечь водителя. Они очень часто для того и берут попутчиков, чтобы развеять скуку.
Что касается безопасности женского автостопа, то опыт показывает, что чаще всего страдают те дамы, которые сами ищут на свою голову и прочие части тела приключения. Наряжаются в мини-юбки, раскрашиваются, как дорожный светофор, кокетничают почем зря, не гнушаются угоститься водочкой, остаются ночевать во вставшей на стоянку машине. Если поступать наоборот то есть выглядеть максимально скромно и даже блекло, закрыть ноги бесформенными штанами, не стрелять глазками, не строить намеки, не поддерживать беседы на скользкие темы, а, напротив, рассказать какую-нибудь жалостливую историю, по поводу которой вам пришлось голосовать на дороге, если не оставаться в машине на стоянках, не позволять увозить себя с дороги, то шансы подвергнуться насилию уменьшаются на порядок.
То есть, конечно, почти каждый истосковавшийся по женскому вниманию дальнобойщик попытается прощупать вас на предмет взаимной любви, но тут же отступит, если поймет, что не на ту напал. И предпочтет найти ту, чем пересаживаться на несколько лет за баранку лесовоза из-за попытки сомнительного удовольствия. Ну а если водитель пытается испытать вас действием, следует оказать решительный и мгновенный отпор, вплоть до угрозы заявления о попытке насилия на первом же посту милиции и боя ветровых стекол. Очень мало найдется водителей, готовых за насильно сорванный поцелуй пожертвовать лобовым стеклом. Слишком дорогая экономия.
Кроме того, надо понять, что на самой дороге творить насилие любвеобильный преступник не будет. Чтобы не стать виновником или жертвой ДТП. Как минимум он попытается свернуть куда-нибудь на стоянку или боковую дорогу. Вот здесь и надо поднимать шум и угрожать бить стекла. Лучше раньше, чем позже. Но в завершение все-таки предложу женщинам в одиночку автостопом не путешествовать. По крайней мере, если они не имеют черный пояс по карате и не располагают наградным, доставшимся от дедушки, маузером.
Экономия денег при путешествии на судах речного и морского флота.
Очень удобно передвигаться на судах речного и морского флота. Любое даже самое небольшое грузовое судно сможет предоставить вам койку в каюте, а скорее всего целую каюту. С капитаном столковаться гораздо легче, чем с проводником пассажирского поезда, потому что он на своем судне царь и бог. Кроме того, на присутствие на борту левых гражданских пассажиров речное начальство смотрит сквозь пальцы хотя бы потому, что летом в южные рейсы экипажи нередко прихватывают свои семьи.
Очень просто на борту решается проблема питания. Если вы приглянетесь, вас скорее всего будут приглашать на обеды и ужины бесплатно. Если нет, то в конце рейса попросят внести в кассу не самые большие деньги, истраченные на вашу кормежку. Мы неоднократно в своих путешествиях пользовались морским гостеприимством и можем свидетельствовать об особой душевной доброте моряков. Однажды мы умудрились проголосовать в открытом море судно, идущее в режиме закрытой границы! Мы просто подняли руку, как на дороге при виде приближающегося КамАЗа. И чуть не двухсотметровый сухогруз остановился.
После чего капитан, за накрытым в нашу честь в кают-компании столом, сообщил нам, что эта непредвиденная остановка обошлась ему минимум в две тысячи долларов. Но что такое две тысячи баксов в сравнении с морской взаимовыручкой. О прочих видах транспорта ледокольном, гужевом, воздухоплавательном и ракетно-космическом я здесь распространяться не буду, так как они не имеют отношения к умению экономить деньги.
По материалам книги Школа выживания в условиях экономического кризиса.
Андрей Ильичев.