Не важно, опытен ваш экипаж или нет, перед выходом в море обязательно проведите брифинг по безопасности на яхте. Брифинг охватывает вопросы покидания судна на спасательном плоту, правила использования спасательных жилетов и страховок, пользования газом, средствами пожаротушения, защиты от солнца и морской болезни, использования тузика.
Безопасность при плавании на яхте, порядок действий при покидании яхты на спасательном плоту, спасательные жилеты и страховочные обвязки на яхте.
Найдите, где на яхте располагаетсяспасательный плот (Liferaft). Убедитесь, что он ничем не загроможден и его будет легко доставить к борту. Спасательный плот может быть достаточно тяжелым от 25 до 75 кг, поэтому подумайте заранее, кто будет его поднимать. Возможно, для этого понадобится два человека. До выхода в море по инструкции, нарисованной на упаковке плота, внимательно разберитесь, как привести его в действие.
Перед тем, как покидать судно, с помощью стационарной УКВ-радиостанции подайте сигнал Mayday и активируйте EPIRB. Покидайте судно только в случае его неотвратимой и близкой гибели. Известны случаи, когда экипажи покидали яхты и гибли, в то время как их суда потом находили на плаву.
На Фастнетской гонке 1979 года разразился 11-ти бальный шторм. Из 24 яхт, экипажи которых покинули свои лодки, в действительности затонули только 5. Оставайтесь на яхте и боритесь за ее плавучесть до самой последней возможности. Самый лучший спасательныйплот это ваша яхта.
Порядок действий при покидании яхты на спасательном плоту.
Надежно привяжите к утке строп, удерживающий спасательный плот возле яхты и активирующий механизм надувания плота сжатым углекислым газом.
Бросьте спасательный плот за борт с подветренной стороны, чтобы закрыть его от ветра и облегчить посадку экипажа.
Чтобы надуть спасательный плот, выбирайте строп обычно его длина составляет 8-10 метров. Когда строп будет выбран, резко дерните за него. Механизм надувания плота будет приведен в действие. На надувание спасательному плоту потребуется от 30 до 60 секунд.
Сразу подтяните плот, не давайте ему дрейфовать от яхты. В сильный ветер будет очень трудно подтянуть его обратно.
Первым в спасательный плот должен спуститься опытный и тяжелый член экипажа, он стабилизирует плот на волне и помогает спуститься всем остальным.
На всех членах экипажа поверх теплых вещей должны быть надеты спасательные жилеты. Если нет времени одеваться, теплыевещи каждый член экипажа должен взять с собой.Переохлаждение самая частая причина гибели в море. Старайтесь оставаться сухими и прыгать не в воду, а прямо в спасательный плот.
В спасательный плот необходимо с собой взять.
Ручную УКВ-радиостанцию.
Аварийныйрадиобуй EPIRB.
Радиолокационный маяк-ответчик SART.
Ручной GPS-картплоттер.
Наборпиротехники для подачи сигнала бедствия.
Туманный горн.
Фонарь.
Аптечкупервой помощи, включая таблетки от морской болезни.
Паспорта, деньги, кредитные карты, мобильные телефоны.
Воду.
Запас пищи, желательно углеводистой. На расщепление белковой пищи (мясо, рыба) потребуется очень много воды.
Большинство из указанных вещей можно и нужно подготовить заранее и сложить в специальный аварийный водонепроницаемый мешок (Dry Bag или Grab Bag). После погрузки всех членов экипажа необходимо обрезать строп. Нож (Safety Knife) для обрезки стропа находится вножнах рядом со входом в спасательный плот.
Используя весла, отгребите подальше от яхты, чтобы вас не повредило рангоутом или, в случае пожара, огнем. Отдайте плавучий якорь. Он разворачивает плот входом на подветренную сторону, так вы будете защищены от ветра и волны. Закройте вход. Примите таблетки от морской болезни. Через каждые полчаса старайтесь проветривать плот.
Спасательные жилеты и страховочные обвязки (Lifejackets and Harnesses) на яхте.
Предварительно, перед началом плавания на яхте, проверьте наличие спасательныхжилетов (Lifejackets) и страховочных обвязок (Harnesses) для каждого члена экипажа. Для детей должны быть специальные детские жилеты. Всем членам экипажа следует заранее примерить свой жилет и подогнать под себя все лямки и застежки. Держать спасательные жилеты и страховки нужно не в куче. Каждый член экипажа должен положить свой жилет поближе к себе, чтобы иметь возможность быстро его надеть, не перепутав с чужим.
Спасательные жилеты должны быть надеты всегда, когда есть повышенный риск оказаться за бортом.
На яхте вне салона в кокпите или на палубе на членах экипажа, не умеющих плавать.
На всех членах экипажа вне салона в условиях ограниченной видимости (туман, проливной дождь и т.п.).
На всех членах экипажа вне салона в темное время суток.
На всех членах экипажа при оставлении аварийного судна.
На всех членах экипажа вне салона при усилении ветра свыше 15-20 узлов. Спасательные жилеты надеваются одновременно со взятием 1-го рифа.
На всех членах экипажа вне зависимости от места на яхте в шторм.
На детях вблизи воды в кокпите, на палубе яхты или на понтоне (причале).
На всех членах экипажа в тузике.
Немедленно при любых условиях по распоряжению капитана.
Любой член экипажа имеет полное право надеть спасательный жилет в любых условиях на яхте, если так он будет чувствовать себя комфортнее.
Страховочные обвязки следует надевать одновременно со спасательным жилетом. Нет никаких оснований находиться в кокпите и на палубе в спасательном жилете и страховке и не быть пристегнутым. Страховочные концы нужно пристегивать к надежным конструктивным элементам яхты (ванты, штаги, релинги). Не следует использовать для этого леерное ограждение. Стойки леерного ограждения закреплены в корпусе яхты очень непрочно.
По материалам книги «Яхтенный капитан. Учебно-практическое пособие для владельцев парусных и моторных яхт».
Ватрунин В.