Байдарка. У многих это название вызывает представление об узком утлом суденышке, гребец которого балансирует веслом и корпусом, чтобы не перевернуться. Одно неосторожное движение и… Но не такова туристическая байдарка. В отличие от узких, спортивных байдарок, обводы разборной туристической байдарки шире. Она грузоподъемнее и устойчивее. Перевернуться на ней, пожалуй, труднее, чем в обычной прогулочной лодке. Такая байдарка может быть легко изготовлена желающими при помощи самого несложного столярного и слесарного инструмента.
Самостоятельное изготовление разборной туристической байдарки, конструкция, чертежи, изготовление и окраска каркаса, изготовление деки и оболочки, окончательная сборка и оснащение байдарки.
Длина байдарки 4650 мм, ширина 900 мм. В разобранном виде она легко перевозится любым видом транспорта. Сборка и разборка производится за 12-20 минут. Вместимость 2 человека. Грузоподъемность 275 кг. Предел плавучести 780 кг.
Обводы байдарки обеспечивают хорошую маневренность, необходимую для хождения по малым и особенно по порожистым рекам. Ширина создает достаточную устойчивость, вплоть до того, что позволяет кормовому гребцу в случае необходимости встать на ноги, чтобы лучше осмотреть русло реки.
Байдарка конструировалась с таким расчетом, чтобы она не резала воду, а скользила по ее поверхности, что облегчает ход и увеличивает маневренность. Поперечное сечение байдарки (по шпангоутам) создавалось с учетом того, чтобы байдарка легко входила на волну, а не «прошивала» ее, чтобы боковая волна не накрывала байдарку и не сбивала с курса, а поднимала ее, целиком уходя под байдарку. Вес байдарки зависит от толщины оболочки и колеблется от 14 до 20 кг.
Каркас самодельной разборной туристической байдарки.
Каркас байдарки изготовляется из сосны. Шпангоуты и штевни выпиливаются лобзиком из 8-миллиметровой фанеры. Заштрихованные на чертеже части штевней с двух сторон, а шпангоутов с одной стороны усиливаются 4-миллиметровой фанерой. Эту тонкую фанеру лучше всего приклеить казеиновым клеем, но можно пользоваться и другими клеями. После наклейки фанера крепится мелкими (10—12 мм) гвоздями через каждые 30-40 мм.
Самым трудным при строительстве байдарки обычно бывает изготовление металлической арматуры, соединяющей отдельные части каркаса. В данной конструкции эта задача облегчена тем, что в качестве арматуры используются, в значительной мере готовые скобяные изделия, имеющиеся в продаже.
Это:
— Накладки для замка 80х20х2 мм — 16 шт.
— Оконные угольники 75х13х2 мм — 6 шт.
— Форточные навесы 30х25 — 3 шт.
— Проволочные ветровые оконные крючки 50-60 мм — 4 шт.
Остальная арматура изготовляется из кровельного оцинкованного железа или алюминия. Оболочка изготовляется из прорезиненной ткани, дека (палуба) из материала типа плащ-палатки. Для каркаса нарезают рейки без сучков и косослоя. Размеры реек по длине даны с запасом. Длина их подгоняется при сборке каркаса.
Для весел заготавливают 4 круглые палки сечением 30 мм, длиной по 1300 мм. Толщину реек для килевой формы, привальных брусьев, мидельвейсов, бимсов и контрфорсов можно взять и тоньше: 30х15 мм. Это значительно уменьшит вес байдарки, но потребует более аккуратного обращения с ней.
Килевая ферма собирается из реек, поставленных на ребро. Нижняя часть реек скругляется, чтобы острые края фермы не резали оболочку. На ферме крепятся шурупами 18 планок трапика размером 240х40 мм, изготовленных из 10-миллиметровых дощечек или 8-миллиметровой фанеры. Трапики устанавливаются с таким расчетом, чтобы при складывании каждой половины фермы (это необходимо при переноске) одни помещались между другими.
Детали каркаса самодельной разборной туристической байдарки.
Носовая часть фермы соединяется со средней носовой частью шарнирным креплением. Кормовая часть также соединяется с средней кормовой. Арматура крепится на заклепках из алюминиевой проволоки через просверленные отверстия.
Средняя носовая часть килевой фермы соединяется с средней кормовой частью (центр фермы) при помощи П-образной арматуры и запирается крючками. Под П-образной арматурой концы реек обрезают под углом около 60° для того, чтобы нагрузка на ферму ложилась не на шурупы крючков, запирающих ферму, а на скошенные торцы реек.
Арматура для шпангоутов разборной туристической байдарки крепится на ферме в следующих местах:
Для 1-го шпангоута — на 1100 мм от начала фермы.
Для мидельшпангоута на П-образной арматуре.
А для 3-го шпангоута на 3130 мм от начала фермы.
На шпангоутах, для соединения с арматурой килевой фермы, крепятся крючки, изготовленные из короткой части накладки для замка с слегка разогнутым каналом для оси. При сборке шпангоут кладется горизонтально, крючки заводятся в петли на килевой ферме, после чего шпангоут поднимается вертикально.
Чтобы придать килевой ферме подъем от 1-го шпангоута, к форштевню (улучшающий ходовые качества разборной туристической байдарки и облегчающий подъем на волну) на торцы носовой части фермы после установки шарнирного крепления следует прибить кусочки кожи.
С внутренней стороны на носовом и кормовом концах фермы крепят арматуру из длинных частей накладок для замка, освобожденных от осей, соединяющих их с петлями. Петли (вторая половина накладок) крепятся на штевнях. При соединении петель с длинными частями накладок (фермы с штевнями), при сборке байдарки, каналы для осей шплинтуются 3-миллиметровой алюминиевой проволокой.
Соединив килевую ферму с штевнями и установив на ней шпангоуты, приступают к подгонке привальных брусьев. Брусья соединяются с верхними концами штевней так же, как килевая ферма с штевнями. При помощи накладок для замка и шплинтуются проволокой.
Отрезки привальных брусьев соединяются между собой муфтами прямоугольного сечения длиной 160-180 мм, изготовленными из оцинкованного железа или жести. Таких муфт надо сделать 4 штуки. 2 муфты крепятся при помощи заклепок к носовым частям привальных брусьев. Муфты эти на 80-90 мм надеты на брусья и при сборке должны находится у 1-го шпангоута.
Крепление арматуры разборной туристической байдарки.
В муфтах (через брусья) просверливаются отверстия, в которые входят штыри арматуры 1-го шпангоута. Штыри эти изготовляются из толстых гвоздей, вставленных в каналы для осей в длинных частях накладок для замка. Излишек гвоздя отпиливается. Он должен выдаваться из накладок на 30 мм (ширину привального бруса).
2 другие муфты не соединяются заклепками с кормовой частью брусьев, как это делалось на носовой части. Муфты эти являются скользящими и соединяют кормовой отрезок привальных брусьев со средним отрезком, держась на трении. Отрезки привальных брусьев работают на сжатие, и муфты, неся малые нагрузки, служат только запорами.
В кормовых отрезках привальных брусьев делают отверстия для штырей арматуры 3-го шпангоута. Чтобы дерево у отверстий не разрушалось штырями, на брусьях, в местах отверстий, делают оковку из жести или алюминия. Такие же отверстия делают в средних частях брусьев для штырей на мидельшпангоуте.
Бимсы, распирающие носовую и кормовую части привальных брусьев, имеют скошенные по месту торцы. В них ввертываются 45-60-миллиметровые шурупы. Шляпки шурупов спиливают, и шурупы выступают из торцов бимсов на 15 мм. В привальных брусьях просверливают отверстия для торчащих концов шурупов. У отверстий этих крепится оковка.
Мидельвейсы, носовой и кормовой, крепятся с штевнями такой же арматурой, как и привальные брусья (накладки для замка). Другие концы мидельвейсов соединяются с 1 и 3 шпангоутами арматурой, изображенной на чертеже, и шплинтуются. Мидельвейсы соединяются с бимсами, при помощи бобышек 80х30х20 для носа и 50х30х20 для кормы. Из торцов бобышек (80 и 50) выходят штыри — спиленные шурупы. Для них в мидельвейсах и бимсах сверлят гнезда.
Контрфорсы соединяются с бимсами и штевнями такой же арматурой, как и мидельвейсы с шпангоутами, но согнутыми по месту под углом. Концы контрфорсов опиливаются по месту на ус. Назначение контрфорсов — разгрузить килевую ферму при ударах в штевень и передать нагрузку через бимс и мидельвейс на привальные брусья и фальшборты. Контрфорсы работают на сжатие.
Фальшборты разборной туристической байдарки.
Фальшборты крепятся на шпангоутах арматурой из угольников. В 1 и 3-й шпангоуты для арматуры фальшбортов ввинчиваются шурупы с круглой головкой длиной 30-35 мм. Так как шурупы ввинчиваются в торцевые части фанерных шпангоутов, то надо предупредить их расслаивание. Достигается это креплением металлической оковки на соответствующих местах шпангоутов.
Шурупы ввинчивают не до конца. Оставляется расстояние между шпангоутом и головкой шурупа в 6 мм. Прорезь для крепления деки должна находиться с внутренней стороны фальшбортов. Половинки фальшбортов соединяются между собой в центральной части арматурой из алюминия или оцинкованного железа и запираются крючком. Для соединения с арматурой мидельшпангоута в фальшборте делается гнездо, и около него крепится крючок.
На носовых концах фальшбортов крепятся половинки форточных навесок с вынутыми из них осями. Другие половинки крепятся па волноломе. При сборке половинки навесок шплинтуются тонкой проволокой.
Крепление арматуры разборной туристической байдарки.
Волнолом изготовляется из 3-4-миллиметровой фанеры. Обе половинки его скрепляются с внутренней стороны форточной навеской. Рейки, предназначенные для стрингеров, округляют рубанком. В концы носовых и кормовых отрезков стрингеров ввинчивают слегка разогнутые петли от проволочных оконных крючков. Для предохранения от раскалывания концы стрингеров, перед ввинчиванием петель, обматывают изолентой или лейкопластырем.
Носовые отрезки стрингеров соединяются с средними при помощи неподвижных муфт, как привальные брусья. Кормовые отрезки соединяются с средними при помощи скользящих муфт. Муфт для стрингеров надо изготовить 8 шт. Если не удастся достать алюминиевых трубок с внутренним сечением 15 мм, то трубки придется согнуть из жести.
Окраска готового каркаса разборной туристической байдарки.
Готовый каркас окрашивается. Сосновые части можно окрасить масляной краской с предварительной проолифовкой. Детали, изготовленные из фанеры, во избежание расклеивания, следует дважды покрыть нитроэмалью, затем цапонлаком. Для облегчения сборки, чтобы не перепутать детали, части маркируют яркой краской. Каждому борту присваивается свой цвет маркировки. Затем приступают к изготовлению деки и оболочки.
Изготовление деки разборной туристической байдарки.
Ткань для деки, во избежание дальнейшей усадки, обязательно должна быть слегка выстирана, просушена и проглажена. Для носовой и кормовой частей деки у кусков ткани длиной 1600 и 1200 мм подрубается край, который ляжет на верхние части 1 и 3-го шпангоутов. На местах шурупов, связывающих шпангоуты с арматурой фальшбортов, в деке делают отверстия. Их обметывают или вставляют люверсы. Люверсы фабричного изготовления могут быть заменены самодельными.
Ткань, растягивая, крепят мелкими гвоздями сперва к шпангоуту, а затем к верхнему концу штевня и привальным брусьям. По растянутой ткани прочерчивают карандашом линию по внешнему углу верхней грани привальных брусьев. Лишнюю ткань срезают, оставив 20 мм на кромку. Гвоздики вынимают и ткань подрубают на швейной машине. Так запалубливаются носовой и кормовой отсеки байдарки. К носовой части деки пришивается полоса ткани 900х70 мм под волноломом. Она крепится к волнолому на кнопках, крючках или шнуровкой.
Для изготовления боковых частей деки берутся два полотнища длиной по 2100 мм и шириной 350 мм. К каждому полотнищу с одной стороны пришивается полоска прорезиненной ткани, предназначенной для оболочки, шириной 8 мм (длина 2100 мм). Ткань деки дважды загибают вокруг полоски и прошивают несколькими швами. Получается жесткая кромка, которая должна плотно войти в паз, прорезанный по всей длине фалшборта.
После укрепления кромки в пазу, ткань пропускают под фальшборт и, растягивая, крепят гвоздиками к привальному брусу. Очертив по грани бруса, ткань обрезают (оставив 20 мм), освобождают от гвоздей и подрубают. Дека готова, но она пока состоит из четырех частей. Мы сошьем эти части друг с другом только после того, как изготовим оболочку разборной туристической байдарки.
Изготовление оболочки разборной туристической байдарки.
Для оболочки идеальным был бы кусок прорезиненной ткани длиной 5000 мм при ширине 1220 мм. Но такой кусок редко удается достать. Чаше в продаже встречается ткань шириной 650-700 мм. Тогда берется 10 метров ткани, и она сшивается посередине. Перед сшивкой оба куска склеиваются резиновым клеем.
Сшивка производится капроновой или шелковой рыболовной леской в две иголки (одна навстречу другой) крупными стежками (8-10 мм). На шов с двух сторон наклеивается полоска легкой прорезиненной ткани типа газгольдера (серебрянки). В крайнем случае полоска эта может быть из детской клеенки. Ширина полоски 25-30 мм.
Для раскроя оболочки разборной туристической байдарки ткань расстилается на полу, на ней по длине прочерчивается средняя линия. Собранный каркас разборной туристической байдарки ставят на ткань и, наблюдая все время за правильным положением каркаса к средней линии, крепят ткань мелкими гвоздями к верхней плоскости привальных брусьев, начиная с мидельшпангоута в обе стороны, к носу и к корме.
Под штевиями ткань разрезают по средней линии и крепят к штевням. Если ткань была узкой и сшивалась, то сшивку следовало производить с таким расчетом, чтобы в местах, где штевни имеют загиб кверху, ткань оставалась не сшитой.
Сшивание оболочки и деки разборной туристической байдарки.
Производят карандашную разметку по внешнему углу верхней грани привальных брусьев и обрезают лишнюю ткань, оставляя по 30 мм со всех сторон для соединения оболочки с декой. После этого освобождают ткань оболочки от гвоздей, но не со всей байдарки, а только с носа и кормы до бимсов и сшивают по контурам штевней. В процессе шитья периодически производят примерку.
С наружной стороны шва, вдоль штевня, на оболочку наклеивают полосу резины от велокамеры шириной 60-70 мм. С внутренней стороны на шов наклеивают легкую ткань. После того как оболочка по штевням будет сшита, ее опять растягивают гвоздиками на каркасе. Затем надевается и растягивается на гвоздях готовая дека. Прочерченная на оболочке карандашная линия по внешнему углу верхней грани привального бруса — место стыка оболочки и деки. Она должна быть четко видна.
Цветными карандашами, через каждые 10 см, проводятся черточки на деке и оболочке. Черточки эти пересекают линию стыка и перпендикулярны к ней. Когда оболочка и дека будут сняты с каркаса и будут сшиваться, надо следить, чтобы эти черточки совпадали. Дека пришивается к оболочке капроновой или шелковой леской в две иголки крупными стежками. Начинают шить с носа, а затем с кормы, иначе трудно будет засовывать руку с иголкой в носовой или кормовой отсек оболочки.
Если оболочка сделана из тонкой ткани, то ей нужно придать большую прочность. Для этого, когда байдарка полностью собрана, на оболочку, вдоль брусков килевой фермы и по нижнему поясу стрингеров, наклеивают четыре полосы прорезиненной ткани шириной по 30-35 мм (во всю длину судна).
Изготовление весел разборной туристической байдарки.
Для весел у нас были заготовлены 4 круглые палки длиной по 1300 мм. В каждой делается пропил длиной 350 мм. В него вводится лопасть из дюралюминия толщиной 1 мм и закрепляется заклепками. Для соединения между собой половинок весел понадобятся соединительные муфты. Это две трубки, лучше всего алюминиевые, длиной 220-250 мм с внутренним диаметром 30 мм.
Муфты, при помощи заклепок, крепятся к одной половинке весел. На веретене весла в 150-200 мм от начала лопасти крепится кольцо из резины или кожи. По этому кольцу будет стекать вода с поднятой лопасти за борт и не будет попадать на руки и в байдарку.
Окончательная сборка разборной туристической байдарки.
Готовая байдарка собирается в следующем порядке:
— Носовая часть килевой фермы соединяется с форштевнем, арматура шплинтуется.
— Устанавливается 1-й шпангоут.
— Крепится на место мидельвейс.
— Устанавливаются носовые отрезки стрингеров.
Так же собирается и кормовая часть разборной туристической байдарки. Оболочка расстилается на ровной площадке. В нее заводят носовую и кормовую части каркаса, следя за тем, чтобы не было перекоса оболочки. Среднюю носовую и среднюю кормовую части килевой фермы, подняв над оболочкой на 25-30 см, соединяют П-образной арматурой и, постепенно нажимая рукой, опускают на оболочку. При этом носовая и кормовая части каркаса, распираемые фермой в разные стороны, плотно входят в оболочку.
Ферму запирают крючками П-образной арматуры. Отверстия на деке надевают на шурупы 1 и 3-го шпангоутов. В неподвижные муфты носовых отрезков привальных брусьев вводят средние отрезки и скрепляют их с кормовыми отрезками при помощи подвижных муфт. То же делают со стрингерами. Они должны занять свои места в гнездах 1 и 3-го шпангоутов.
На килевой ферме крепится мидельшпангоут и соединяется с привальными брусьями. Ставится фальшборт, но не соединяется с арматурой мидельшпангоута, пока в прорезь фальшборта не будет вставлена жесткая кромка деки. Арматура мидельшпангоута заводится в прорези фальшборта и запирается крючками. Ставят волнолом и спинки. Соединяют половинки весел.
Оснащение разборной туристической байдарки для плавания.
Для того чтобы байдарка была готова к плаванию, она должна быть снабжена спасательным кругом. Лучший круг для разборной туристической байдарки резиновый, надувной, снабженный леерами. Круг лучше всего крепить на деке над кормовым отсеком при помощи тонкого шнурка с тем, чтобы в случае необходимости можно было, не развязывая шнурка, сорвать круг.
Для переноски байдарки в разобранном виде следует сшить два чехла. Один для переноски длинных частей каркаса, он имеет одну длинную лямку, которая надевается на плечо. Другой изготовляется для шпангоутов, штевней, спинок и оболочки. Его можно сделать с двумя лямками по типу рюкзака.
По материалам книги «Самодельные лодки».
А. Потресов