Привязывание 4 и более человек к одной веревке — грубая и очевидная ошибка. Количество НС, связанных с ней, не превышает 10 (5% всех НС за исследуемый период). Почти все они произошли на восхождениях V к/т в достаточно квалифицированных группах (от I разряда до мастеров спорта) в момент, когда альпинисты завершали основную часть восхождения — выход на вершину или в самом начале спуска. Видимо, это тот случай, когда большая физическая усталость приводит к потере бдительности, чувства реальной опасности, что — лишний раз напоминает, как важна собранная, четкая, без единого опасного расслабления работа группы до конца восхождения, до тропы. А в экспедициях и спуск до первой тропы еще далеко не решает поставленной задачи — впереди трудоемкая, а порой и опасная эвакуация грузов экспедиции из верхних лагерей. Именно так действуют наши лучшие команды, отличающиеся большой результативностью и безаварийностью. Продолжить чтение
Второй в связке находится под первым и поражается сброшенными камнями или сбивается при падении первого
Эта ошибка занимает третье место в общей статистике (см. рис. 7). Она равномерно распределяется по категориям трудности восхождений, однако существенно выделяет спортсменов II разряда (50% всех случаев).
Примерно половина отмеченных НС произошла в момент, когда нижняя связка стояла или работала без какой-либо самостраховки непосредственно под ведущей связкой и срыв первой приводит к гибели сразу нескольких человек.
Вторая половина НС, связанных с разбираемой ошибкой, приходится на поражение страхующего камнями, сброшенными ведущим. Продолжить чтение
Спасательные операции в горах. Классификация спасательных операций
Четкая классификация спасательных операций по видам очень важна. Прежде всего она определяет в зависимости от характера работы вид операции и время — главный фактор для оказания своевременной помощи. Именно время в значительной степени обусловливает в каждом случае степень риска и характер обеспечения безопасности при работе спасотряда. От этих двух факторов зависят возможность наиболее скорого оказания помощи, а следовательно, выбор тактической схемы и организации работ, подбор руководителя операции и начальников отдельных подразделений, маршруты групп и их материальное обеспечение, затраты на проведение работ. Классификация спасательных операций имеет значение и для установления фактической квалификации спасателей (по имеющимся в альпинистских документах записям об участии в определенном виде работ).
Мы предлагаем следующую классификацию спасательных операций: Продолжить чтение
Зависание вертолета и спуск спасателей на тросе или веревке
Когда зависание на малой высоте невозможно, склон не круче 60°, а условия полета позволяют, то спуск спасателей и снаряжения осуществляется на тросе или веревке с помощью лебедки. Однако этот способ не безопасен, предпочтительнее проведение спасательной операции с посадкой на промежуточной площадке.
При спуске на веревке на спасателе надета беседка, свой рюкзак он несет на себе. Бортмеханик открывает дверь, и работа происходит в такой последовательности:
1) спасатель, зацепив петлю самостраховки, садится на порог двери вертолета;
2) он цепляет свою беседку за карабин троса на лебедке и снимает самостраховку;
3) бортмеханик поворачивает стрелу лебедки наружу и включает лебедку; спасатель повисает на тросе лицом к вертолету; Продолжить чтение
Транспортировочный отряд
Задача этого отряда — транспортировка пострадавшего по сравнительно несложному горному рельефу или с места обнаружения его внизу.
Транспортировка производится с помощью штатных или подручных средств. Так как при этом нет необходимости в сложных системах индивидуальной страховки, а средства групповой страховки используются лишь в немногих местах, представляющих опасность или неудобство (переправы, узкие тропы), в транспортировочные отряды могут привлекаться альпинисты не столь высокой квалификации, как в головной отряд. Однако начальником транспортировочного отряда и руководителями групп транспортировки должны быть достаточно опытные альпинисты, способные обеспечить четкую организацию и полную безопасность работ.
На этом этапе спасательных операций при хорошей их организации можно обеспечить высокую скорость передвижения и тем самым необходимый выигрыш во времени.
Транспортировочная группа — часть транспортировочного отряда, которая укладывает пострадавшего на транспортные средства или, принимая его от головного отряда, приспосабливает эти средства для дальнейшей ускоренной транспортировки, а затем транспортирует. Продолжить чтение
Поисковые работы с вертолета
Поисковые работы с вертолета должны производиться по определенной системе в зависимости от рельефа местности. Высота полета обусловливается характером дна долины и расположением горных хребтов. Боковые ограничения выбираются по заметным ориентирам: гребням, склонам, ручьям и т. п.
Пилот решает, какие расстояния должны быть между параллельными заходами при полете. Так как визуальное наблюдение очень утомительно, во время полета надо своевременно менять спасателей-наблюдателей, находящихся в кабине, и смену их производить над открытыми участками зоны поисков. Наблюдателям следует предупреждать пилота обо всех опасных препятствиях, замеченных ими (линии электропередачи, подвесная дорога, летящий самолет). Продолжить чтение
Общие замечания
Учебные занятия и восхождения альпинистов строго регламентированы правилами и методическими указаниями, обеспечены предупредительно-спасательными мероприятиями — словом, предусмотрено все, чтобы избежать ситуаций, которые могут привести к аварии. Однако действительные условия восхождений настолько разнообразны, сложны, переменчивы, что подобные ситуации в горах практически неизбежны, и нужно готовиться самим и уметь готовить молодых альпинистов к их преодолению. Ошибочно полагать, что, сделав большое число восхождений и многократно пройдя практические учебные занятия, альпинист обязательно приобретет достаточный опыт и запас знаний для преодоления любых ситуаций. Лишь изучая чужой опыт на разборах, тщательных и добросовестных, пользуясь материалами о несчастных случаях, анализируя собственные сложные положения, можно накопить самые различные варианты решений.
Предлагаемая подборка ситуационных задач имеет целью ввести в обучение и тренировку раздел, который до сих пор выпадал из рассмотрения, а именно приобретение альпинистом опыта принятия решений, если внезапно возникла критическая ситуация или она неотвратима в самое ближайшее время. Возможно ли не допустить развитие ситуации из критической в аварийную и каким образом. Продолжить чтение
Партнеры по связке теряют зрительный контакт
Такое взаимодействие отмечено в 12 НС, причем половина из них приходится на мастеров спорта и кандидатов в мастера, 4 — на II разряд, по одному — на I и III. Как правило, альпинисты допускали в этих случаях сразу несколько ошибок: выходили вверх на длину веревки от 12 до 45 м; поднимались от последнего крюка на высоту более 4-5 м; веревка шла через 3-8 крючьев с охватом и большим трением о скалу; заходили за гребень или выступ, теряя зрительную, а иногда и слуховую связь между собой.
Слабых мест здесь так много, что само несчастье в результате этого кажется почти закономерным. Анализ состава групп выявил следующие особенности: 90% групп имели случайный состав, не схоженный в данном сезоне; в большинстве случаев погибли руководители, которые взяли на себя в восхождении постоянную функцию первого в группе. Продолжить чтение
Общая статистика несчастных случаев в горах
На рис. 1 показана общая статистика несчастных случаев в горах за последние 50 лет. Индексом НС обозначен несчастный случай, при котором погиб один человек. Из графика видно, что по мере совершенствования методов обучения и тренировки в альпинизме травматизм на массовых учебных маршрутах I-II к/т резко снизился. Вместе с тем постоянное усложнение трудности самих восхождений и увеличение числа ежегодно проходимых маршрутов высших категорий привело к тому, что в период с 1945 по 1960 г. несчастные случаи на маршрутах IV-V к/т увеличились.
Приведенная картина отражает становление альпинизма как вида спорта от первых лет его бурного массового развития до последних десятилетий, когда на базе освоенной техники, тактики и обеспеченности снаряжением наблюдается определенная стабилизация структуры НС по категориям трудности восхождений. Сказанное дает основание выделить для более детального анализа последнее десятилетие и считать, что выводы по нему можно с достаточной степенью вероятности и достоверности распространить и на 80-е годы. Продолжить чтение
Совмещенный график работ подразделений при спасательной операции
Как уже сказано, узловым моментом составления тактического плана спасательной операции является разработка почасового плана движения и взаимодействия всех подразделений. Наиболее наглядно это можно выполнить в виде графика (рис. 21). По горизонтальной оси его откладывается время, а по вертикальной — характерные точки маршрута по высоте подъема к пострадавшей группе. Построение графика начинается с планирования выхода из базового лагеря головной группы и начала транспортировки пострадавшего с места аварии. Затем к ней подключаются другие подразделения головного и транспортировочного отрядов.
Для быстроты и удобства построения график следует выполнять на миллиметровке. Путь транспортировки пострадавшего отмечается красным карандашом, движение отдельных групп — карандашами других цветов. Чтобы находящиеся в лагере участники спасотряда могли самостоятельно планировать свою подготовку к выходу, график можно вывесить. В ходе работ график может дополняться, и тогда в нем отмечаются ранее не запланированные выходы групп. Продолжить чтение
Зависание на схватывающем узле идущего по перилам или на основной веревке при провале в трещину ледника
При этих условиях может возникнуть тяжелая ситуация. Если веревка (или страхующий узел) пристегивалась непосредственно к грудному страховочному узлу, через 2-4 минуты спортсмен, который не смог организовать себе дополнительную петлю на ногу, начинает задыхаться. В результате непосредственной причиной несчастья становится не срыв с перил, не провал в трещину, а нарушение кровообращения при сдавливании грудной клетки страховочным поясом с последующей потерей дыхания.
Всего этого могло и не быть, если бы альпинист имел беседку, сблокированную с грудным поясом. Аварийные 2-4 минуты растянулись бы на десятки минут, за которые к пострадавшему всегда придет помощь товарищей.
Польза и необходимость беседки на серьезных восхождениях и при пересечении закрытого ледника в настоящее время уже не требует доказательств, однако до сих пор встречаются группы, выходящие без беседок на маршруты IV к/т и выше. Продолжить чтение