Совмещенный график работ подразделений при спасательной операции

Как уже сказано, узловым моментом составления тактического плана спасательной операции является разработка почасового плана движения и взаимодействия всех подразделений. Наиболее наглядно это можно выполнить в виде графика (рис. 21). По горизонтальной оси его откладывается время, а по вертикальной — характерные точки маршрута по высоте подъема к пострадавшей группе. Построение графика начинается с планирования выхода из базового лагеря головной группы и начала транспортировки пострадавшего с места аварии. Затем к ней подключаются другие подразделения головного и транспортировочного отрядов.

Для быстроты и удобства построения график следует выполнять на миллиметровке. Путь транспортировки пострадавшего отмечается красным карандашом, движение отдельных групп — карандашами других цветов. Чтобы находящиеся в лагере участники спасотряда могли самостоятельно планировать свою подготовку к выходу, график можно вывесить. В ходе работ график может дополняться, и тогда в нем отмечаются ранее не запланированные выходы групп. Продолжить чтение

Зависание на схватывающем узле идущего по перилам или на основной веревке при провале в трещину ледника

При этих условиях может возникнуть тяжелая ситуация. Если веревка (или страхующий узел) пристегивалась непосредственно к грудному страховочному узлу, через 2-4 минуты спортсмен, который не смог организовать себе дополнительную петлю на ногу, начинает задыхаться. В результате непосредственной причиной несчастья становится не срыв с перил, не провал в трещину, а нарушение кровообращения при сдавливании грудной клетки страховочным поясом с последующей потерей дыхания.

Всего этого могло и не быть, если бы альпинист имел беседку, сблокированную с грудным поясом. Аварийные 2-4 минуты растянулись бы на десятки минут, за которые к пострадавшему всегда придет помощь товарищей.

Польза и необходимость беседки на серьезных восхождениях и при пересечении закрытого ледника в настоящее время уже не требует доказательств, однако до сих пор встречаются группы, выходящие без беседок на маршруты IV к/т и выше. Продолжить чтение

Документация при спасательных операциях

Руководителю мероприятия или спасательной операции для последующего отчета перед вышестоящими организациями, для представления в органы МВД и юстиции, а также для полноценного анализа спасательных работ необходимо вести и в дальнейшем хранить положенное время следующую документацию:

1) сообщение о происшествии, зафиксированное письменно (радиограмма, записка с места происшествия, письменный рапорт нарочного и пр.);

2) распоряжение начальника альпинистского мероприятия о назначении руководителя спасательных операций;

3) распоряжения по учебной части мероприятия о направлении в ведение руководителя спасательных работ участников и инструкторов; Продолжить чтение

II и III группы ошибок в страховке. Преждевременное начало движения второго в связке до организации страховки первым

Из рис. 7 видно, что ошибки II группы отмечаются на практике существенно реже, а III — являются, по существу, случайными. Однако и здесь встречаются примеры, требующие к себе пристального внимания. Отметим некоторые из них.

Эта ошибка характерна для начинающих спортсменов. Главная причина ее — отсутствие необходимой выдержки и терпения у страхующего. Страховка держится до момента остановки первого и тут же снимается.

Застывшая, односторонняя, стойка всегда физически трудна, особенно для молодежи. Тем более что страхующему часто кажется, что первый идет слишком медленно и что он на его месте прошел бы этот участок значительно быстрее. Начинаются подсказки снизу (внимание страхующего уже потеряно!); иногда вторая связка необоснованно пытается искать пути обхода. Продолжить чтение

Частичное обморожение кончиков пальцев, носа, ушей

Признаки: побеление кожи, потеря чувствительности или боль.

На месте происшествия необходимо сунуть пальцы под мышки, переодеть ноги в сухие носки и ботинки, прикрыть нос, уши, щеки теплыми руками, пить горячее сладкое питье. Нельзя растирать снегом, массировать побелевшую кожу, употреблять алкоголь, курить.

В укрытии (в лагере, хижине) руки и ноги погрузить в холодную воду, которую затем нагреть до 40° за полчаса. Пить горячий сладкий чай, можно с добавкой алкоголя. Нельзя сразу опускать руки и ноги в горячую воду, делать горячие компрессы на нос, уши, щеки, массировать побелевшую кожу в воде, курить. Продолжить чтение

Тактика спасательных операции и их планирование

При восхождениях или других мероприятиях в горах одно из основных средств преодоления опасностей — правильная тактика, т. е. оценка возможностей человека и выбор системы действий, позволяющих наиболее эффективно решить поставленную задачу с наименьшей затратой сил, времени, материальных средств, с обеспечением необходимой безопасности.

Тактика спасательной операции определяется:

1) поставленной задачей (поисковой, технической, транспортировочной, организационной);

2) контингентом людей, ее выполняющих (их квалификацией и физической подготовкой);

3) обеспечением материальными средствами (возможность использования авиации и транспорта); Продолжить чтение

Маршрутный поиск

Такой поиск чаще всего представляет собой операцию, к участию в которой обычно привлекается сравнительно небольшое число квалифицированных спасателей. При поисках надо внимательно обследовать не только маршрут движения потерпевшей группы, но и склоны по направлению возможного падения при срыве. Обычно сборниками на склоне служат желоба и кулуары, осмотр которых возможен при движении по ним, что однако, чрезвычайно опасно и снижает пределы видимости. Двигаться лучше; по контрфорсам, ограничивающим кулуары, причем при движении группы предусмотреть и исключить возможность камнепадов в кулуары, где может находиться пострадавший. По этой причине при осмотре кулуаров предпочтительнее идти снизу вверх, а к пострадавшему подходить только сбоку или снизу.

При угрозе камнепадов и падения карнизов искать в опасной зоне желательно до того, как представляющие такую опасность склоны или гребень освещены солнцем. Путь поисковой группы должен быть проложен там, откуда возможны визуальный осмотр опасной зоны и кратковременные быстрые выходы в нее сбоку. Продолжить чтение

Ледник

Идя по леднику в его нижней, свободной от снега, части, альпинист встречается с хорошо видными трещинами. Они образовались при движении ледника из-за неровностей ложа (поперечные и продольные трещины), различной скорости течения глетчера у берегов и посередине (косые), при его повороте (радиальные). При крутом падении или сужении ледника возникает беспорядочный разлом его тела — ледопад. Встречаются и так называемые ледниковые реки, ледниковые болота — скопления воды под снегом, ледниковые мельницы — промытые водой вертикальные колодцы, опасные большой глубиной.

Для благополучного преодоления зоны открытого ледника надо уметь выбирать правильный путь, обладать достаточными знаниями техники движения по льду, организации страховки, способов вытаскивания из трещины в случае попадания туда участника. Основные опасности возникают здесь при преодолении трещин и вследствие обвалов ледовых башен (сераков) в ледопаде. Следует опасаться также падения отдельных камней и скальных блоков, вытаявших или подтаявших на ледовых склонах. Продолжить чтение

Системы торможения

Торможение веревки при спуске пострадавшего подручными средствами осуществляется посредством узла УИАА (см. рис. 27, з), карабинного тормоза — одинарного или двойного (рис. 32, а, б), молоткового тормоза (аналогичен карабинному, только для торможения трением используется молоток), а также за счет различных восьмерок (рис. 33, а), шайб Штихта (рис. 33, б), тормозных систем типа Мунтера и т. п. (см. приложение 3).

Наиболее удобны, по нашему мнению, шайбы Штихта и восьмерки, отличающиеся малым весом и простотой изготовления, однако и им присущ общий недостаток — на них нельзя закрепить веревку, чтобы высвободить руки и заняться другими операциями. От этих недостатков свободна так называемая букашка Б. Л. Кашевника (рис. 33, в), незначительно отличающаяся по весу от восьмерки, но имеющая специальный выступ для закрепления веревки.

Очень важно спуск, а следовательно, и торможение осуществлять плавно, равномерно, без рывков и быстрых проскальзываний, которые могут привести к расплавлению веревки. Необходимо также помнить, что при спуске по некрутым скалам или льду вполне достаточно одной тормозной ступени, а при спуске на отвесах обязательны две ступени торможения. Продолжить чтение

Осадки, мороз, ветер

Дождь и снег значительно усложняют движение по маршруту, увеличивают опасность камнепадов и лавин, причем положение усугубляется отсутствием закономерности их возникновения как по месту, так и по времени. Намокание ведет к снижению работоспособности людей, переохлаждению, заболеваниям. Даже незначительное похолодание при ветре и большой влажности более опасно, чем холодная погода при безветрии, хотя сильный мороз может привести к обморожениям открытых частей тела, конечностей.

Ветер опасен для человека не только переохлаждением. Сильный ветер может сбросить идущих по гребню, снести или порвать палатки на неудачно расположенном биваке, засыпать их переметенным снегом. Некоторые кулуары превращаются в своего рода аэродинамические трубы, движение по ним опасно не только камнепадами, но и срывом связки под напором ветра. Тем более опасен в таком кулуаре или на выходе из него на гребень вынужденный бивак. На некоторых участках гребня и при ясной погоде возможен сильный ветер, распознают его на расстоянии по снежным "флагам" на гребне. Продолжить чтение

Метки: | Комментарии к записи Осадки, мороз, ветер отключены

Поведение в вертолете и около него

Обычно вблизи вертолета находится только спасатель, назначенный для помощи экипажу. Он строго выполняет распоряжения летного персонала.

В вертолете все снаряжение спасателей (носилки, акья, ледорубы и др.) укладывается и застраховывается бортмехаником или самими спасателями по его указаниям. Рюкзаки спасателей всегда остаются у них на плечах. Спасатели размещаются на скамейках по указанию летного состава и застраховываются имеющимися в вертолете поясами; если же они усаживаются на полу, то пользуются своей самостраховкой. При спуске или подъеме снаряжения, спрыгивании спасателей или спуске их из вертолета на тросе или веревке ни в коем случае не менять произвольно своего места, чтобы не нарушить равновесия вертолета.

Руководитель спасательной операции должен вести визуальную навигацию, чтобы надежно вывести пилота к месту происшествия, для чего он пользуется топографической картой или кроки района. После старта он передает пилоту по радиотелефону вертолета ориентировочные указания о направлении полета и расстоянии. Во время полета он корректирует направление по наземным ориентирам или методом "часовой стрелки". При этом методе используют сектор часового циферблата от 9 до 15 часов, принимая, что направление стрелки на 12 часов соответствует продольной оси вертолета. Пример указания пилоту: "Направление полета 13 часов. Место происшествия на расстоянии 400 м". Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,150 сек. | 13.85 МБ