Происшествие в пещере

Конец августа. В альплагере "Алибек" инструктора уже отработали с учебными отделениями по 2-3 смены и теперь спешат сходить сами, "для души". Выбрали Вост. Домбай-Ульген (VB). Схоженной группы не было. Однако желание пойти на эту вершину пересилило все опасения, и группа собралась практически за сутки до выхода. Перворазрядника В. включили в нее в день возвращения его с соревнований спасотрядов, никого из остальных участников он не знал. Сомнение вызывал второразрядник Т. — слишком малый опыт для Вост. Домбая. У альпиниста П. (I разряд) чувствовалась некоторая усталость: за только что прошедшую смену в 22 дня он 7 раз совершал учебные восхождения II-III категории трудности и затем квалификационные восхождения IV Б и V Б. Почти такое же положение было и у Т.

Трудно сказать, на что рассчитывал руководитель группы А. (кмс), выводя ее на домбайскую тропу. Может быть, на свои силы или общую спортивную удачу?

На следующий день рано утром группа уже работала на первом участке стены крутизной 75-80°. Пройдя 160 м, к 9 часам вышли к контрольному туру в пещере. Тут все развязались, отдыхали, переодевались. Через некоторое время Т. вызвался идти дальше и попросил В. страховать его. Выйдя из пещеры, Т. забил тут же первый страховочный крюк, стал подниматься н скрылся из поля зрения сидевших в пещере товарищей. Продолжить чтение

Страховка на ледово-снежных склонах при помощи ледоруба, без крючьев

Речь идет о ледовых склонах, покрытых слоем снега глубиной 20-30 см. Страховку на них при помощи ледоруба, без крючьев надо относить к так называемым символическим методам. В большинстве случаев они отмечаются в экстремальных ситуациях, при большой физической и моральной усталости. В этих условиях для продвижения вперед к цели человек идет на "полумеры" в страховке в надежде, что срыва не будет. Да и сама, пускай символическая, страховка (ледоруб на мелком снегу, алюминиевый или малый лепестковый крюк на отвесе) придает ему уверенность в движении (лишняя точка опоры), дополнительные моральные силы.

Такой способ движения альпиниста должен быть категорически отвергнут. Однако отвергнуть — не значит искоренить.

В табл. 2 приведены данные по усилиям вырыва полностью забитого в снег ледоруба. Эти усилия оказались небольшими. А если ледоруб забит в снег на 20-30 см? Испытания показывают, что тогда он может, выдержать рывок не более 20-60 кг, а если веревка захлестнет за головку ледоруба, вся нагрузка придется только на руки и тело страхующего. Продолжить чтение

Наращивание веревок, полиспастные системы

Часто создается ситуация, когда одной веревки (укороченной за счет беседок пострадавшего и сопровождающего) не хватает для спуска к месту пересадки или до конца спуска. В этом случае веревки следует наращивать. Операция наращивания аналогична операции вытягивания пострадавшего на веревке и состоит из следующих фаз (рис. 34):

1) закрепление спусковой веревки (а-г);

2) навешивание тормозной системы (д); Продолжить чтение

Зависание вертолета на малой высоте и спрыгивание спасателей

При невозможности посадки вертолета из-за ненадежного грунта, крутизны склона (вершина, гребень), ночного времени или иной причины применяется способ зависания на высоте 3-4 м. Пилот указывает сторону высадки. Начальник спасотряда спрыгивает первым, предварительно оценив высоту прыжка и его безопасность. Затем по команде бортмеханика спасатели поочередно садятся на порог двери и без толчка соскальзывают вниз так, чтобы не нарушить равновесия вертолета. После приземления спасатель должен остерегаться лопастей винтов вертолета, а при необходимости ухода из зоны их вращения — пригибаться.

Спасательное снаряжение сбрасывается только при условии, что оно не будет повреждено или утеряно. В противном случае его спускают на веревке с помощью тормозного карабина, подвешенного на карабине лебедки. Работающий на спуске снаряжения спасатель должен быть обеспечен страховкой. Продолжить чтение

Движение по ледово-снежным склонам

К следующей группе технических приемов, наиболее критичных к НС, отнесем приемы движения по ледово-снежным склонам (см. рис. 4, б), где часто наблюдается такая типичная ситуация.

Группа поднимается по снежному кулуару и в верхней его части, при выходе на скальный гребень, постепенно переходит на более крутой ледово-снежный склон. Ледоруб все меньше пробивает толщу снега, однако группа не меняет способа подъема и метода страховки, надеясь с ходу пройти трудный, но короткий участок и выйти на надежные скалы гребня. В следующий момент происходит проскальзывание ведущего, который не может самозадержаться на льду. В результате — срыв второго в связке и падение обоих.

Подобная ситуация наблюдалась неоднократно, причем в некоторых случаях первый в связке, оказавшись с нижней страховкой на ледовом участке, останавливался в нерешительности в неудобном положении, понимая, что далее двигаться рискованно, необходимо спуститься, надеть кошки, бить ледовые крючья, ступени. Однако, пока хотя бы одно из этих действий было осуществлено, происходил срыв. Продолжить чтение

Варианты возможных ситуаций и действия группы при этом

1. Помощь при срыве и зависании на спуске. При зависании следует выяснить, может ли пострадавший двигаться самостоятельно или нужна помощь, потом выбрать способ ликвидации аварии (подтягивание, наращивание веревки и спуск вниз, спуск по параллельной веревке и переход маятником) и систему страховки.

2. Ускоренная эвакуация с места аварии. При угрозе камнепада или лавины ускоренная эвакуация в безопасное место производится простейшими способами вручную, иногда в ущерб состоянию пострадавшего. Поэтому после выхода из опасной зоны необходимо осмотреть его и провести все меры первой помощи и предупреждения шока.

3. Транспортировка на более удобный и безопасный рельеф или для потери высоты (до принятия последующих решений). Способ транспортировки определяется состоянием пострадавшего, рельефом, наличием снаряжения. Следует учитывать необходимость помощи сопровождающему на маршруте, возможность вынужденного возвращения на удобное место при неудачно выбранном пути спуска. Транспортировку удобно проводить поэтапно на двух веревках, поочередно меняя спусковую, а свободную подготавливая для спуска; отрезки передвижения должны быть короткими, в пределах видимости или слышимости. После прохождения отрезка нужно уйти из зоны опасности от сброшенных камней. Если есть возможность, маршрут для проверки и очистки его сперва проходит один участник группы. Нужно своевременно готовить удобный безопасный бивак, чтобы темнота не застала группу во время движения. Продолжить чтение

Организация спасательных операций

При необходимости спасательных работ начальник КСП или спасотряда мероприятия обеспечивает готовность спасательного подразделения к выходу. Обычно к работе привлекается спасотряд мероприятия, в котором произошел несчастный случай, но могут быть использованы любые альпинистские подразделения в районе, а при согласовании с местными органами власти — и местное население.

Начальник КСП или спасотряда, ознакомившись с ситуацией, разрабатывает организационно-тактический план спасательной операции. В соответствии с планом подбирается ее руководитель (им может быть работник КСП или начальник спасотряда), назначаются начальники подразделений, определяющие выходы групп, порядок их взаимодействия и связи. Продолжить чтение

Горные реки

Опасность переправ через горные реки обусловлена их быстрым течением, низкой температурой воды, неровностями дна, крутизной берегов. Бурный поток и катящиеся по дну камни могут травмировать и сбить человека при глубине воды по колено, а промедление на переправе чревато быстрым окоченением ног.

Уровень воды в реке меняется в зависимости от интенсивности таяния и погодных условий в районе истоков. Наименьший он ночью и рано утром. Наиболее бурно течение в середине и конце дня. Необходимую степень безопасности обеспечивает правильный выбор места, времени и способа переправы. Однако надо помнить, что горная река часто меняет свое русло, особенно на широких участках долины, и разведанный ранее брод через несколько дней может оказаться непригодным для переправы.

Особенно надо следить за переправой первого в группе с задней страховочной веревкой, которая может зацепиться за камень или, коснувшись воды, сорвать идущего. Предварительно следует договориться об условных знаках жестикуляцией, так как шум реки сильно ухудшает слышимость. Продолжить чтение

Транспортировка пострадавшего подручными средствами

Описанные в предыдущем разделе технические средства при отличном владении приемами их использования могут помочь малочисленной группе самостоятельно эвакуировать пострадавшего из опасного места или даже провести полный цикл спасательных работ. Однако в тех случаях, когда возможна быстрая доставка к месту аварии штатных спасательных средств, особенно если состояние пострадавшего тяжелое и диагноз неясен, всегда лучше воспользоваться ими. Основной принцип — не навредить и не усугубить — должен в первую очередь учитываться при спасательно-транспортировочных работах. Тем не менее каждый альпинист должен владеть навыками использования подручных средств и постоянно их совершенствовать.

Ниже мы остановимся на некоторых технических вопросах проведения спасательных, и в первую очередь транспортировочных, работ подручными средствами.

Итак, в группе произошел несчастный случай, есть пострадавший, которого решено собственными силами эвакуировать в безопасное место. В зависимости от того, по какому рельефу проходит транспортировка, выбираются способ ее, средства страховки пострадавшего и транспортировщиков. Продолжить чтение

Техническое обеспечение и средства безопасности при поисках в лавинах

Основной принцип поведения при лавинной опасности и попадания в лавину можно сформулировать словами известного изречения: "Спасение утопающих — дело рук (ног и в первую очередь головы) самих утопающих".

Дело в том, что пребывание в лавине более 2 часов, как правило, грозит летальным исходом; в то же время надежда на быстрое появление отряда и тем более быстрое развертывание активных действий часто так и остается надеждой. Продолжить чтение

Солнечная радиация

Помимо действия высоты солнечная радиация служит одним из главных факторов высокогорного климата. В гоpax благодаря чистоте воздуха и отражению солнечных лучей от снежных склонов интенсивность ее очень высока. Поэтому, если не принять меры предосторожности, возможны ожоги кожи, слизистой оболочки носа, губ, ожоги глаз (горная слепота), а также солнечный удар — вследствие прямого воздействия солнечных лучей на голову, или тепловой удар — при общем нагреве тела и нарушении терморегуляции. Значительно и общее воздействие солнца на организм при непосредственном и длительном облучении.

Меры предохранения от солнечной радиации — правильный режим движения и питьевой режим на подходах, соответствующие одежда и головной убор, светозащитные очки (пластмассовые не предохраняют глаз от ожога), защитные мази, воздержание от длительного загорания. Особенно внимательным к выполнению этих мер следует быть впервые попавшим в горы. Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,174 сек. | 13.86 МБ