Транспортировочный отряд

Задача этого отряда — транспортировка пострадавшего по сравнительно несложному горному рельефу или с места обнаружения его внизу.

Транспортировка производится с помощью штатных или подручных средств. Так как при этом нет необходимости в сложных системах индивидуальной страховки, а средства групповой страховки используются лишь в немногих местах, представляющих опасность или неудобство (переправы, узкие тропы), в транспортировочные отряды могут привлекаться альпинисты не столь высокой квалификации, как в головной отряд. Однако начальником транспортировочного отряда и руководителями групп транспортировки должны быть достаточно опытные альпинисты, способные обеспечить четкую организацию и полную безопасность работ.

На этом этапе спасательных операций при хорошей их организации можно обеспечить высокую скорость передвижения и тем самым необходимый выигрыш во времени.

Транспортировочная группа — часть транспортировочного отряда, которая укладывает пострадавшего на транспортные средства или, принимая его от головного отряда, приспосабливает эти средства для дальнейшей ускоренной транспортировки, а затем транспортирует. Продолжить чтение

Поисковые работы с вертолета

Поисковые работы с вертолета должны производиться по определенной системе в зависимости от рельефа местности. Высота полета обусловливается характером дна долины и расположением горных хребтов. Боковые ограничения выбираются по заметным ориентирам: гребням, склонам, ручьям и т. п.

Пилот решает, какие расстояния должны быть между параллельными заходами при полете. Так как визуальное наблюдение очень утомительно, во время полета надо своевременно менять спасателей-наблюдателей, находящихся в кабине, и смену их производить над открытыми участками зоны поисков. Наблюдателям следует предупреждать пилота обо всех опасных препятствиях, замеченных ими (линии электропередачи, подвесная дорога, летящий самолет). Продолжить чтение

Общие замечания

Учебные занятия и восхождения альпинистов строго регламентированы правилами и методическими указаниями, обеспечены предупредительно-спасательными мероприятиями — словом, предусмотрено все, чтобы избежать ситуаций, которые могут привести к аварии. Однако действительные условия восхождений настолько разнообразны, сложны, переменчивы, что подобные ситуации в горах практически неизбежны, и нужно готовиться самим и уметь готовить молодых альпинистов к их преодолению. Ошибочно полагать, что, сделав большое число восхождений и многократно пройдя практические учебные занятия, альпинист обязательно приобретет достаточный опыт и запас знаний для преодоления любых ситуаций. Лишь изучая чужой опыт на разборах, тщательных и добросовестных, пользуясь материалами о несчастных случаях, анализируя собственные сложные положения, можно накопить самые различные варианты решений.

Предлагаемая подборка ситуационных задач имеет целью ввести в обучение и тренировку раздел, который до сих пор выпадал из рассмотрения, а именно приобретение альпинистом опыта принятия решений, если внезапно возникла критическая ситуация или она неотвратима в самое ближайшее время. Возможно ли не допустить развитие ситуации из критической в аварийную и каким образом. Продолжить чтение

Партнеры по связке теряют зрительный контакт

Такое взаимодействие отмечено в 12 НС, причем половина из них приходится на мастеров спорта и кандидатов в мастера, 4 — на II разряд, по одному — на I и III. Как правило, альпинисты допускали в этих случаях сразу несколько ошибок: выходили вверх на длину веревки от 12 до 45 м; поднимались от последнего крюка на высоту более 4-5 м; веревка шла через 3-8 крючьев с охватом и большим трением о скалу; заходили за гребень или выступ, теряя зрительную, а иногда и слуховую связь между собой.

Слабых мест здесь так много, что само несчастье в результате этого кажется почти закономерным. Анализ состава групп выявил следующие особенности: 90% групп имели случайный состав, не схоженный в данном сезоне; в большинстве случаев погибли руководители, которые взяли на себя в восхождении постоянную функцию первого в группе. Продолжить чтение

Общая статистика несчастных случаев в горах

На рис. 1 показана общая статистика несчастных случаев в горах за последние 50 лет. Индексом НС обозначен несчастный случай, при котором погиб один человек. Из графика видно, что по мере совершенствования методов обучения и тренировки в альпинизме травматизм на массовых учебных маршрутах I-II к/т резко снизился. Вместе с тем постоянное усложнение трудности самих восхождений и увеличение числа ежегодно проходимых маршрутов высших категорий привело к тому, что в период с 1945 по 1960 г. несчастные случаи на маршрутах IV-V к/т увеличились.

Приведенная картина отражает становление альпинизма как вида спорта от первых лет его бурного массового развития до последних десятилетий, когда на базе освоенной техники, тактики и обеспеченности снаряжением наблюдается определенная стабилизация структуры НС по категориям трудности восхождений. Сказанное дает основание выделить для более детального анализа последнее десятилетие и считать, что выводы по нему можно с достаточной степенью вероятности и достоверности распространить и на 80-е годы. Продолжить чтение

Совмещенный график работ подразделений при спасательной операции

Как уже сказано, узловым моментом составления тактического плана спасательной операции является разработка почасового плана движения и взаимодействия всех подразделений. Наиболее наглядно это можно выполнить в виде графика (рис. 21). По горизонтальной оси его откладывается время, а по вертикальной — характерные точки маршрута по высоте подъема к пострадавшей группе. Построение графика начинается с планирования выхода из базового лагеря головной группы и начала транспортировки пострадавшего с места аварии. Затем к ней подключаются другие подразделения головного и транспортировочного отрядов.

Для быстроты и удобства построения график следует выполнять на миллиметровке. Путь транспортировки пострадавшего отмечается красным карандашом, движение отдельных групп — карандашами других цветов. Чтобы находящиеся в лагере участники спасотряда могли самостоятельно планировать свою подготовку к выходу, график можно вывесить. В ходе работ график может дополняться, и тогда в нем отмечаются ранее не запланированные выходы групп. Продолжить чтение

Зависание на схватывающем узле идущего по перилам или на основной веревке при провале в трещину ледника

При этих условиях может возникнуть тяжелая ситуация. Если веревка (или страхующий узел) пристегивалась непосредственно к грудному страховочному узлу, через 2-4 минуты спортсмен, который не смог организовать себе дополнительную петлю на ногу, начинает задыхаться. В результате непосредственной причиной несчастья становится не срыв с перил, не провал в трещину, а нарушение кровообращения при сдавливании грудной клетки страховочным поясом с последующей потерей дыхания.

Всего этого могло и не быть, если бы альпинист имел беседку, сблокированную с грудным поясом. Аварийные 2-4 минуты растянулись бы на десятки минут, за которые к пострадавшему всегда придет помощь товарищей.

Польза и необходимость беседки на серьезных восхождениях и при пересечении закрытого ледника в настоящее время уже не требует доказательств, однако до сих пор встречаются группы, выходящие без беседок на маршруты IV к/т и выше. Продолжить чтение

Документация при спасательных операциях

Руководителю мероприятия или спасательной операции для последующего отчета перед вышестоящими организациями, для представления в органы МВД и юстиции, а также для полноценного анализа спасательных работ необходимо вести и в дальнейшем хранить положенное время следующую документацию:

1) сообщение о происшествии, зафиксированное письменно (радиограмма, записка с места происшествия, письменный рапорт нарочного и пр.);

2) распоряжение начальника альпинистского мероприятия о назначении руководителя спасательных операций;

3) распоряжения по учебной части мероприятия о направлении в ведение руководителя спасательных работ участников и инструкторов; Продолжить чтение

II и III группы ошибок в страховке. Преждевременное начало движения второго в связке до организации страховки первым

Из рис. 7 видно, что ошибки II группы отмечаются на практике существенно реже, а III — являются, по существу, случайными. Однако и здесь встречаются примеры, требующие к себе пристального внимания. Отметим некоторые из них.

Эта ошибка характерна для начинающих спортсменов. Главная причина ее — отсутствие необходимой выдержки и терпения у страхующего. Страховка держится до момента остановки первого и тут же снимается.

Застывшая, односторонняя, стойка всегда физически трудна, особенно для молодежи. Тем более что страхующему часто кажется, что первый идет слишком медленно и что он на его месте прошел бы этот участок значительно быстрее. Начинаются подсказки снизу (внимание страхующего уже потеряно!); иногда вторая связка необоснованно пытается искать пути обхода. Продолжить чтение

Частичное обморожение кончиков пальцев, носа, ушей

Признаки: побеление кожи, потеря чувствительности или боль.

На месте происшествия необходимо сунуть пальцы под мышки, переодеть ноги в сухие носки и ботинки, прикрыть нос, уши, щеки теплыми руками, пить горячее сладкое питье. Нельзя растирать снегом, массировать побелевшую кожу, употреблять алкоголь, курить.

В укрытии (в лагере, хижине) руки и ноги погрузить в холодную воду, которую затем нагреть до 40° за полчаса. Пить горячий сладкий чай, можно с добавкой алкоголя. Нельзя сразу опускать руки и ноги в горячую воду, делать горячие компрессы на нос, уши, щеки, массировать побелевшую кожу в воде, курить. Продолжить чтение

Тактика спасательных операции и их планирование

При восхождениях или других мероприятиях в горах одно из основных средств преодоления опасностей — правильная тактика, т. е. оценка возможностей человека и выбор системы действий, позволяющих наиболее эффективно решить поставленную задачу с наименьшей затратой сил, времени, материальных средств, с обеспечением необходимой безопасности.

Тактика спасательной операции определяется:

1) поставленной задачей (поисковой, технической, транспортировочной, организационной);

2) контингентом людей, ее выполняющих (их квалификацией и физической подготовкой);

3) обеспечением материальными средствами (возможность использования авиации и транспорта); Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,171 сек. | 15.72 МБ