Подъем по скальному рельефу

Согласно рис. 3, в, из. всех 92 НС на скалах 47 (50%) приходятся на прямые срывы первого в связке при подъеме в результате переоценки собственных сил и умения лазать или неосторожного использования "живых" опор. Это основная причина происшествий на скалах.

Очевидно, что выход первого вверх с нижней страховкой-самый ответственный и трудный вид движения в альпинизме. На какую высоту он безопасен? Какое протравливание веревки при срыве необходимо делать страхующему? Какие при этом надо ожидать нагрузки на спортсмена, веревку и страховочные крючья? Какие предельные нагрузки выдерживает на практике наше спортивное снаряжение и сам человек при срыве? Отсутствие четких ответов на поставленные вопросы в отечественной литературе не позволяет альпинистам правильно ориентироваться в спортивной работе, не помогает им ставить определенные ограничительные пределы в приемах лазанья и используемых средствах страховки.

Рекомендации по этим вопросам будут даны в разделе "Основные проблемы страховки". Здесь же отметим наиболее типичные обстоятельства НС на скалах, характеризующие технику лазанья спортсменов. Продолжить чтение

Происшествие в пещере

Конец августа. В альплагере "Алибек" инструктора уже отработали с учебными отделениями по 2-3 смены и теперь спешат сходить сами, "для души". Выбрали Вост. Домбай-Ульген (VB). Схоженной группы не было. Однако желание пойти на эту вершину пересилило все опасения, и группа собралась практически за сутки до выхода. Перворазрядника В. включили в нее в день возвращения его с соревнований спасотрядов, никого из остальных участников он не знал. Сомнение вызывал второразрядник Т. — слишком малый опыт для Вост. Домбая. У альпиниста П. (I разряд) чувствовалась некоторая усталость: за только что прошедшую смену в 22 дня он 7 раз совершал учебные восхождения II-III категории трудности и затем квалификационные восхождения IV Б и V Б. Почти такое же положение было и у Т.

Трудно сказать, на что рассчитывал руководитель группы А. (кмс), выводя ее на домбайскую тропу. Может быть, на свои силы или общую спортивную удачу?

На следующий день рано утром группа уже работала на первом участке стены крутизной 75-80°. Пройдя 160 м, к 9 часам вышли к контрольному туру в пещере. Тут все развязались, отдыхали, переодевались. Через некоторое время Т. вызвался идти дальше и попросил В. страховать его. Выйдя из пещеры, Т. забил тут же первый страховочный крюк, стал подниматься н скрылся из поля зрения сидевших в пещере товарищей. Продолжить чтение

Горные реки

Опасность переправ через горные реки обусловлена их быстрым течением, низкой температурой воды, неровностями дна, крутизной берегов. Бурный поток и катящиеся по дну камни могут травмировать и сбить человека при глубине воды по колено, а промедление на переправе чревато быстрым окоченением ног.

Уровень воды в реке меняется в зависимости от интенсивности таяния и погодных условий в районе истоков. Наименьший он ночью и рано утром. Наиболее бурно течение в середине и конце дня. Необходимую степень безопасности обеспечивает правильный выбор места, времени и способа переправы. Однако надо помнить, что горная река часто меняет свое русло, особенно на широких участках долины, и разведанный ранее брод через несколько дней может оказаться непригодным для переправы.

Особенно надо следить за переправой первого в группе с задней страховочной веревкой, которая может зацепиться за камень или, коснувшись воды, сорвать идущего. Предварительно следует договориться об условных знаках жестикуляцией, так как шум реки сильно ухудшает слышимость. Продолжить чтение

Транспортировка пострадавшего подручными средствами

Описанные в предыдущем разделе технические средства при отличном владении приемами их использования могут помочь малочисленной группе самостоятельно эвакуировать пострадавшего из опасного места или даже провести полный цикл спасательных работ. Однако в тех случаях, когда возможна быстрая доставка к месту аварии штатных спасательных средств, особенно если состояние пострадавшего тяжелое и диагноз неясен, всегда лучше воспользоваться ими. Основной принцип — не навредить и не усугубить — должен в первую очередь учитываться при спасательно-транспортировочных работах. Тем не менее каждый альпинист должен владеть навыками использования подручных средств и постоянно их совершенствовать.

Ниже мы остановимся на некоторых технических вопросах проведения спасательных, и в первую очередь транспортировочных, работ подручными средствами.

Итак, в группе произошел несчастный случай, есть пострадавший, которого решено собственными силами эвакуировать в безопасное место. В зависимости от того, по какому рельефу проходит транспортировка, выбираются способ ее, средства страховки пострадавшего и транспортировщиков. Продолжить чтение

Техническое обеспечение и средства безопасности при поисках в лавинах

Основной принцип поведения при лавинной опасности и попадания в лавину можно сформулировать словами известного изречения: "Спасение утопающих — дело рук (ног и в первую очередь головы) самих утопающих".

Дело в том, что пребывание в лавине более 2 часов, как правило, грозит летальным исходом; в то же время надежда на быстрое появление отряда и тем более быстрое развертывание активных действий часто так и остается надеждой. Продолжить чтение

Движение по ледово-снежным склонам

К следующей группе технических приемов, наиболее критичных к НС, отнесем приемы движения по ледово-снежным склонам (см. рис. 4, б), где часто наблюдается такая типичная ситуация.

Группа поднимается по снежному кулуару и в верхней его части, при выходе на скальный гребень, постепенно переходит на более крутой ледово-снежный склон. Ледоруб все меньше пробивает толщу снега, однако группа не меняет способа подъема и метода страховки, надеясь с ходу пройти трудный, но короткий участок и выйти на надежные скалы гребня. В следующий момент происходит проскальзывание ведущего, который не может самозадержаться на льду. В результате — срыв второго в связке и падение обоих.

Подобная ситуация наблюдалась неоднократно, причем в некоторых случаях первый в связке, оказавшись с нижней страховкой на ледовом участке, останавливался в нерешительности в неудобном положении, понимая, что далее двигаться рискованно, необходимо спуститься, надеть кошки, бить ледовые крючья, ступени. Однако, пока хотя бы одно из этих действий было осуществлено, происходил срыв. Продолжить чтение

Варианты возможных ситуаций и действия группы при этом

1. Помощь при срыве и зависании на спуске. При зависании следует выяснить, может ли пострадавший двигаться самостоятельно или нужна помощь, потом выбрать способ ликвидации аварии (подтягивание, наращивание веревки и спуск вниз, спуск по параллельной веревке и переход маятником) и систему страховки.

2. Ускоренная эвакуация с места аварии. При угрозе камнепада или лавины ускоренная эвакуация в безопасное место производится простейшими способами вручную, иногда в ущерб состоянию пострадавшего. Поэтому после выхода из опасной зоны необходимо осмотреть его и провести все меры первой помощи и предупреждения шока.

3. Транспортировка на более удобный и безопасный рельеф или для потери высоты (до принятия последующих решений). Способ транспортировки определяется состоянием пострадавшего, рельефом, наличием снаряжения. Следует учитывать необходимость помощи сопровождающему на маршруте, возможность вынужденного возвращения на удобное место при неудачно выбранном пути спуска. Транспортировку удобно проводить поэтапно на двух веревках, поочередно меняя спусковую, а свободную подготавливая для спуска; отрезки передвижения должны быть короткими, в пределах видимости или слышимости. После прохождения отрезка нужно уйти из зоны опасности от сброшенных камней. Если есть возможность, маршрут для проверки и очистки его сперва проходит один участник группы. Нужно своевременно готовить удобный безопасный бивак, чтобы темнота не застала группу во время движения. Продолжить чтение

Организация спасательных операций

При необходимости спасательных работ начальник КСП или спасотряда мероприятия обеспечивает готовность спасательного подразделения к выходу. Обычно к работе привлекается спасотряд мероприятия, в котором произошел несчастный случай, но могут быть использованы любые альпинистские подразделения в районе, а при согласовании с местными органами власти — и местное население.

Начальник КСП или спасотряда, ознакомившись с ситуацией, разрабатывает организационно-тактический план спасательной операции. В соответствии с планом подбирается ее руководитель (им может быть работник КСП или начальник спасотряда), назначаются начальники подразделений, определяющие выходы групп, порядок их взаимодействия и связи. Продолжить чтение

Случай на Андырчи

Это было обычное учебное восхождение альпинистов III разряда. Хорошо подобранное отделение и успешные тренировки на вершины IIА и IIIА категории трудности в альплагере "Шхельда" вселяли уверенность, что и восхождение на первую IIIБ пройдет благополучно. Однако комбинированный маршрут по северной стене все-таки волновал инструктора многочисленными переходами от скал к снегу и обратно. Здесь нужны опыт, тонкое наблюдение за состоянием снега, а таких качеств у группы пока не было.

С ночевки у "Черных скал" вышли в 3 часа ночи — впереди 8-9 часов работы до вершины. Но погода хорошая, и постепенно первые сотни метров настороженного движения сменяются спокойным рабочим ритмом. Кошки отлично держат на холодном утреннем снегу. Правда, надоедает их каждый раз снимать перед скалами. А может, обойтись без них?

Уже пройдены два скальных острова, время 8.30, и с площадки у второго контрольного тура хорошо просматривается узкий снежный гребешок, подходящий к третьему (последнему!) скальному острову. На снегу гребешка хорошо видны ступени предыдущих восходителей. Глупо ими не воспользоваться, и первая связка, спрятав кошки в рюкзаки, поднимается вверх, как по хорошей лестнице. Продолжить чтение

Метки: | Комментарии к записи Случай на Андырчи отключены

Применение авиации при спасательных операциях

Ныне трудно себе даже представить спортивную экспедицию в отдаленном районе Памира, Тянь-Шаня, Алтая без тесного взаимодействия с авиацией. Это решает комплексно ряд важнейших задач: быструю доставку экспедиции в горный район, разведку облетом труднодоступных ущелий и вершин, заброску грузов в верхние базовые лагеря, эвакуацию экспедиции, обеспечение поисковых и спасательных работ. Без преувеличения можно сказать, что только благодаря авиации в 60-70-х годах было проведено массовое альпинистское освоение труднейших горных районов Средней Азии.

Применение авиации в альпинизме для транспортных и спасательных работ началось в СССР с 30-х годов. Это в основном касалось использования малых самолетов типа У-2, которые базировались в верховьях широких горных ущелий. С тех пор значение этого вида транспорта для альпинизма существенно возросло.

В альпинизме самолеты решают не только общие транспортные задачи, но и осуществляют перевозку пострадавшего на большие расстояния. Велико их значение и в предварительной разведке больших районов, в выброске спасателям необходимых грузов на высотах более 6000 м, например на Памирское фирновое плато. Продолжить чтение

Подъем с помощью лебедки носилок с пострадавшим и сопровождающего

После того как пострадавший уложен в находящиеся на страховке носилки, из зоны ожидания сигналом руками (у) или световым (зеленым) вызывается вертолет. Все спасатели находятся на самостраховке в сидячем положении, чтобы не быть сброшенными воздушным потоком от винта вертолета.

Сопровождающий в беседке прицепляется к подвеске носилок. Второй спасатель ожидает, пока карабин троса с вертолета коснется земли, чтобы было отведено статическое электричество. Затем он подвешивает карабин троса к кольцу грузовой подвески носилок. Сопровождающий отцепляет страховку носилок, свою самостраховку и, убедившись, что носилки свободны, дает знак ОК для подъема. Рукой он придерживает карабин троса до тех пор, пока трос натянется. Перед подъемом сопровождающий так устанавливает длину своего подвешивания, чтобы иметь возможность оказать немедленную помощь пострадавшему при ухудшении его состояния или оттянуть носилки от вертолета, если это окажется необходимым. Бортмеханик и спасатель, находящиеся в вертолете, втаскивают носилки в кабину, затем туда поднимается сопровождающий. Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,283 сек. | 14.24 МБ