Движение по ледово-снежным склонам

К следующей группе технических приемов, наиболее критичных к НС, отнесем приемы движения по ледово-снежным склонам (см. рис. 4, б), где часто наблюдается такая типичная ситуация.

Группа поднимается по снежному кулуару и в верхней его части, при выходе на скальный гребень, постепенно переходит на более крутой ледово-снежный склон. Ледоруб все меньше пробивает толщу снега, однако группа не меняет способа подъема и метода страховки, надеясь с ходу пройти трудный, но короткий участок и выйти на надежные скалы гребня. В следующий момент происходит проскальзывание ведущего, который не может самозадержаться на льду. В результате — срыв второго в связке и падение обоих.

Подобная ситуация наблюдалась неоднократно, причем в некоторых случаях первый в связке, оказавшись с нижней страховкой на ледовом участке, останавливался в нерешительности в неудобном положении, понимая, что далее двигаться рискованно, необходимо спуститься, надеть кошки, бить ледовые крючья, ступени. Однако, пока хотя бы одно из этих действий было осуществлено, происходил срыв. Продолжить чтение

Варианты возможных ситуаций и действия группы при этом

1. Помощь при срыве и зависании на спуске. При зависании следует выяснить, может ли пострадавший двигаться самостоятельно или нужна помощь, потом выбрать способ ликвидации аварии (подтягивание, наращивание веревки и спуск вниз, спуск по параллельной веревке и переход маятником) и систему страховки.

2. Ускоренная эвакуация с места аварии. При угрозе камнепада или лавины ускоренная эвакуация в безопасное место производится простейшими способами вручную, иногда в ущерб состоянию пострадавшего. Поэтому после выхода из опасной зоны необходимо осмотреть его и провести все меры первой помощи и предупреждения шока.

3. Транспортировка на более удобный и безопасный рельеф или для потери высоты (до принятия последующих решений). Способ транспортировки определяется состоянием пострадавшего, рельефом, наличием снаряжения. Следует учитывать необходимость помощи сопровождающему на маршруте, возможность вынужденного возвращения на удобное место при неудачно выбранном пути спуска. Транспортировку удобно проводить поэтапно на двух веревках, поочередно меняя спусковую, а свободную подготавливая для спуска; отрезки передвижения должны быть короткими, в пределах видимости или слышимости. После прохождения отрезка нужно уйти из зоны опасности от сброшенных камней. Если есть возможность, маршрут для проверки и очистки его сперва проходит один участник группы. Нужно своевременно готовить удобный безопасный бивак, чтобы темнота не застала группу во время движения. Продолжить чтение

Организация спасательных операций

При необходимости спасательных работ начальник КСП или спасотряда мероприятия обеспечивает готовность спасательного подразделения к выходу. Обычно к работе привлекается спасотряд мероприятия, в котором произошел несчастный случай, но могут быть использованы любые альпинистские подразделения в районе, а при согласовании с местными органами власти — и местное население.

Начальник КСП или спасотряда, ознакомившись с ситуацией, разрабатывает организационно-тактический план спасательной операции. В соответствии с планом подбирается ее руководитель (им может быть работник КСП или начальник спасотряда), назначаются начальники подразделений, определяющие выходы групп, порядок их взаимодействия и связи. Продолжить чтение

Случай на Андырчи

Это было обычное учебное восхождение альпинистов III разряда. Хорошо подобранное отделение и успешные тренировки на вершины IIА и IIIА категории трудности в альплагере "Шхельда" вселяли уверенность, что и восхождение на первую IIIБ пройдет благополучно. Однако комбинированный маршрут по северной стене все-таки волновал инструктора многочисленными переходами от скал к снегу и обратно. Здесь нужны опыт, тонкое наблюдение за состоянием снега, а таких качеств у группы пока не было.

С ночевки у "Черных скал" вышли в 3 часа ночи — впереди 8-9 часов работы до вершины. Но погода хорошая, и постепенно первые сотни метров настороженного движения сменяются спокойным рабочим ритмом. Кошки отлично держат на холодном утреннем снегу. Правда, надоедает их каждый раз снимать перед скалами. А может, обойтись без них?

Уже пройдены два скальных острова, время 8.30, и с площадки у второго контрольного тура хорошо просматривается узкий снежный гребешок, подходящий к третьему (последнему!) скальному острову. На снегу гребешка хорошо видны ступени предыдущих восходителей. Глупо ими не воспользоваться, и первая связка, спрятав кошки в рюкзаки, поднимается вверх, как по хорошей лестнице. Продолжить чтение

Метки: | Комментарии к записи Случай на Андырчи отключены

Применение авиации при спасательных операциях

Ныне трудно себе даже представить спортивную экспедицию в отдаленном районе Памира, Тянь-Шаня, Алтая без тесного взаимодействия с авиацией. Это решает комплексно ряд важнейших задач: быструю доставку экспедиции в горный район, разведку облетом труднодоступных ущелий и вершин, заброску грузов в верхние базовые лагеря, эвакуацию экспедиции, обеспечение поисковых и спасательных работ. Без преувеличения можно сказать, что только благодаря авиации в 60-70-х годах было проведено массовое альпинистское освоение труднейших горных районов Средней Азии.

Применение авиации в альпинизме для транспортных и спасательных работ началось в СССР с 30-х годов. Это в основном касалось использования малых самолетов типа У-2, которые базировались в верховьях широких горных ущелий. С тех пор значение этого вида транспорта для альпинизма существенно возросло.

В альпинизме самолеты решают не только общие транспортные задачи, но и осуществляют перевозку пострадавшего на большие расстояния. Велико их значение и в предварительной разведке больших районов, в выброске спасателям необходимых грузов на высотах более 6000 м, например на Памирское фирновое плато. Продолжить чтение

Подъем с помощью лебедки носилок с пострадавшим и сопровождающего

После того как пострадавший уложен в находящиеся на страховке носилки, из зоны ожидания сигналом руками (у) или световым (зеленым) вызывается вертолет. Все спасатели находятся на самостраховке в сидячем положении, чтобы не быть сброшенными воздушным потоком от винта вертолета.

Сопровождающий в беседке прицепляется к подвеске носилок. Второй спасатель ожидает, пока карабин троса с вертолета коснется земли, чтобы было отведено статическое электричество. Затем он подвешивает карабин троса к кольцу грузовой подвески носилок. Сопровождающий отцепляет страховку носилок, свою самостраховку и, убедившись, что носилки свободны, дает знак ОК для подъема. Рукой он придерживает карабин троса до тех пор, пока трос натянется. Перед подъемом сопровождающий так устанавливает длину своего подвешивания, чтобы иметь возможность оказать немедленную помощь пострадавшему при ухудшении его состояния или оттянуть носилки от вертолета, если это окажется необходимым. Бортмеханик и спасатель, находящиеся в вертолете, втаскивают носилки в кабину, затем туда поднимается сопровождающий. Продолжить чтение

Солнечная радиация

Помимо действия высоты солнечная радиация служит одним из главных факторов высокогорного климата. В гоpax благодаря чистоте воздуха и отражению солнечных лучей от снежных склонов интенсивность ее очень высока. Поэтому, если не принять меры предосторожности, возможны ожоги кожи, слизистой оболочки носа, губ, ожоги глаз (горная слепота), а также солнечный удар — вследствие прямого воздействия солнечных лучей на голову, или тепловой удар — при общем нагреве тела и нарушении терморегуляции. Значительно и общее воздействие солнца на организм при непосредственном и длительном облучении.

Меры предохранения от солнечной радиации — правильный режим движения и питьевой режим на подходах, соответствующие одежда и головной убор, светозащитные очки (пластмассовые не предохраняют глаз от ожога), защитные мази, воздержание от длительного загорания. Особенно внимательным к выполнению этих мер следует быть впервые попавшим в горы. Продолжить чтение

Спуск по снежным склонам

Для спуска по снежным склонам летом пригодны все подручные средства, которыми пользуются при транспортировке по скалам и льду.

Надежная страховка на снегу, как правило, проблематична, а страховка пострадавшего через один ледоруб, забитый в снег вертикально, явно недостаточна. Более надежна страховка через карабин на тросе, зацепленном за середину древка ледоруба, заложенного в горизонтальную траншею.

Повышенную надежность при страховке на снегу обеспечивают снежные якоря из лопатки, рюкзака, лыж, заглубленных в снег с последующим уплотнением.

Зимой для транспортировки по снегу в качестве подручных средств используют санки-волокуши, выполненные из двух или четырех лыж. В качестве поперечных опор используются ледорубы, палки или специальные приспособления. Способы вязки волокуши из лыж показаны на рис. 39, а-г. Удобна для вязки волокуши модернизированная снежная лопата с ручкой (рис. 39, д). Для придания прочности волокушам и для транспортировки их используются лыжные палки. Продолжить чтение

Неопределенный поиск

Для поиска организуют несколько групп, которые направляются: по маршруту потерпевшей группы и навстречу ей; в промежуточные точки маршрута по более коротким путям, а также для осмотра подножий склонов (устья кулуаров, лавинные выносы, трещины) и возможных путей вынужденного спуска. Группы должны иметь такие квалификацию и обеспечение, чтобы при обнаружении потерпевших выполнить функции головной группы спасотряда.

В высокогорных районах массового отдыха и туризма возможны поиски в долине или на склонах хребтов. В таких случаях к прочесыванию местности следует привлекать большое число организованных групп и располагать поисковую цепь в пределах намеченной полосы поисков. Ограничения этой полосы определяются заметными ориентирами в виде ручьев, лавинных путей, гребешков. В поисковой цепи нельзя допускать потери видимости и связи, для чего надо регулировать скорость движения и постоянно сохранять голосовую связь. При поиске особое внимание обращается на элементы рельефа, наиболее вероятные для нахождения пострадавшего (скальные сбросы, кулуары, каньоны). Внимательно следить за природным окружением, поскольку крики птиц, их полет и поведение могут указать местонахождение пострадавшего. Продолжить чтение

Туман

Туман значительно затрудняет ориентирование в горах: в тумане почти невозможно правильно визуально определить расстояние, крутизну или относительную высоту.

По леднику или снежным полям двигаться в тумане возможно по карте или кроки, используя компас или альтиметр. На скалах движение в тумане продолжают по ориентирам или маркировке только при хорошем знании маршрута. В любом случае, пока имеется видимость, надо определить свое местонахождение и засечь по компасу (или расставив соответственно участников группы) направление на известные ориентиры. При потере в тумане; ориентировки нужно остановиться и переждать его или; возвратиться по своим следам к определенному ориентиру. Нельзя блуждать в поисках пути, лучше, если нет возможности организовать вынужденный бивак, топтаться на одном месте, не давая друг другу уснуть и замерзнуть.

Надо помнить, что в некоторых районах туманы имеют местный характер и распространяются до определенной высоты, а выше в это время может быть ясная солнечная погода. Продолжить чтение

Узлы, беседки, обвязки

Наиболее распространены при спасательных работах следующие узлы (рис. 27): стремя а, проводник одинарный, одинарный с карабином и без него б, проводник двойной в, схватывающий г, схватывающий с карабином — узел Бахмана д, ткацкий е.

В практике альпинизма находят все более широкое распространение петли из тесьмы разной ширины. Для связывания их пользуются только встречным узлом, иногда его называют петельным ж.

Незаменим в спасательных работах узел УИАА з: он применяется для торможения веревки при динамических способах страховки, при спуске пострадавшего.

Для привязывания к веревке применяются: булинь, проводник одинарный и двойной (б и в на рис. 27), двойная беседка (см. рис. 28). Ныне в связи с повсеместным распространением индивидуальных страховочных систем, двух- и трехзвенных, привязывание к веревке значительно упрощается. Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,662 сек. | 57.32 МБ