Сооружение временного укрытия

У человека, оказавшегося в ситуации автономного существования, наряду с определением направления выхода к жилью может возникнуть проблема организации ночлега. Если не удалось быстро сориентироваться, найти тропу или дорогу, дойти до населенного пункта, то следует подумать о строительстве простейшего временного укрытия для ночлега.

Известно более сотни различных конструкций временных убежищ, различающихся по размерам, используемым для их строительства материалам, сложности. Выбор той или иной конструкции зависит от конкретных условий экстремальной ситуации — погодных условий, рельефа, наличия растительности и имеющихся в распоряжении пострадавших материалов (полиэтиленовой пленки, ткани и др.).

Перед тем как приступить к строительству укрытия, следует четко определить его основное назначение. Для этого надо учесть факторы, которые влияют на выбор типа укрытия (схема 9): Продолжить чтение

Методика обучения учащихся основам туризма

Обучение детей основам туристских навыков желательно начать с вводной беседы о туризме как виде отдыха, спорта и познания своей Родины. Во время этой беседы надо показать как привлекательные стороны похода — основной формы туризма, так и все сложности, опасности, которые он в себе таит. Для этого надо иметь несколько фотографий, слайдов, видеофильм, которыми можно подкрепить сказанное. Хороший эффект дает рассказ о занятиях туризмом старших школьников, уже имеющих определенный опыт. Надо учитывать, что отношение детей к словам учителя и пусть старшего, но школьника различное. Дети в первую очередь поверят второму.

Дети должны усвоить с первого занятия, что поход — это не только радость общения с природой, возможность пожить самостоятельно, без опеки родителей, но и тяжелый подчас труд переноски рюкзака, полное самообслуживание, преодоление всех капризов погоды.

Чему же должен научиться юный турист? Продолжить чтение

Методы измерения расстояния на местности

Турист сталкивается с необходимостью измерять или контролировать расстояние. Поэтому первые занятия с начинающими лучше всего посвятить обучению методам измерения расстояний: путем счета шагов, глазомерного определения расстояния, контроля по местным предметам.

Наиболее универсальным и точным методом является счет шагов при движении шагом. Глазомерный метод прост и быстр, применяется на полуоткрытой и открытой местности, но он менее точен. Погрешность его растет с ростом измеряемого расстояния. При движении с картой удобно контролировать пройденное расстояние, используя либо периодически повторяющиеся местные предметы (например, столбы линий электропередачи), либо достаточно заметные четкие ориентиры, обозначенные на карте, через которые проходит линия движения.

Измерение расстояний путем счета шагов. Продолжить чтение

Группа 5. Рельеф

Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой так называемой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф — это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности можно поделить на два типа — выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости — отрицательными формами рельефа.

Рельеф местности можно разделить на простой (равнины) и сложный (горы). В большей или меньшей мере рельеф всегда представляет собой препятствия на туристском маршруте, которые путешественники должны преодолевать, но самые сложные препятствия ставит перед ними горный рельеф.

Если приглядеться к равнинному простому рельефу, то и здесь можно заметить большое разнообразие. Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередования выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, т.е. чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины, и где они особенно высоки (глубоки), а склоны их круче, местность считается сильнопересеченной. Продолжить чтение

Обеспечение безопасности при проведении туристских походов, занятий

Как уже отмечалось, основная задана при проведении туристских мероприятий (как, впрочем, и любого другого мероприятия с детьми) — обеспечение безопасности детей. На это направлена деятельность специализированных учреждений дополнительного образования детей — станций юных туристов (СЮТур), центров детско-юношеского туризма (ЦДЮТур), отделов туризма и краеведения домов и дворцов творчества детей. Их задача — всемерное оказание помощи общеобразовательным учреждениям, педагогам в организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися.

Система детско-юношеского туризма существует уже более 80 лет. Все эти годы происходило совершенствование форм и методов работы с детьми, определение ее содержания, а также путей повышения безопасности. Эта работа проводилась параллельно с развитием взрослого самодеятельного туризма, так как безопасность проведения походов — одинаково важная задача и для взрослого, и для детско-юношеского туризма. Продолжить чтение

Группа 2. Населенные пункты, отдельные строения

В этой группе 15 важнейших топографических знаков, которые необходимо хорошо знать.

Сами населенные пункты — деревни, аулы, хутора, поселки, города — сложные образования, состоящие из различных строений и сооружений. Поэтому нет простого топографического знака населенного пункта. Он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом.

Во-первых, это отдельные жилые и нежилые строения. Они изображаются немасштабным черным прямоугольничком (рис. 68, а). Если же строение (дом) очень большое по площади, а карта крупномасштабная, то строение изображается фигурой черного цвета, подобной по форме и размерам (в масштабе карты) самому строению. То есть это уже знак масштабный (рис. 68, б). Продолжить чтение

Туристские слеты и соревнования

Туристские слеты и соревнования учащихся являются одной из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского похода. Эти мероприятия являются также формой обмена опытом между педагогами и пропаганды всего нового, появившегося в туризме за последнее время. Таким образом, слеты и соревнования являются хорошей школой подготовки педагогов, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью.

Детский туризм немыслим без массовых мероприятий, которые имеют давние традиции и сложившуюся систему проведения.

Содержанием слетов помимо спортивно-туристских соревнований, проводимых в виде туристского многоборья с четко выраженной спортивной направленностью, является обмен опытом работы в форме конференций. Продолжить чтение

Обеспечение водой

Как уже отмечалось, большое значение в автономном существовании при недостатке пищи имеет регулярный прием пресной воды. Это помогает долго сохранять внутренние резервы организма и его работоспособность. Достаточно сказать, что при потере 10 % воды, находящейся в организме, могут наступить необратимые последствия и гибель человека.

Потребность в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5 — 2 л в день. Эта норма может изменяться в зависимости от температуры, влажности воздуха, физических нагрузок.

Природные водоисточники можно разделить на три группы: открытые водоемы — реки, ручьи, озера, пруды; грунтовые водоисточники — ключи, родники; атмосферные — снег, дождь, роса. Наряду со снегом можно использовать лед.

В лесной и таежной местности, а также в горах больших проблем с обеспечением водой не возникает. Там воду в достаточном количестве можно взять в открытых водоемах и грунтовых водоисточниках. Продолжить чтение

Способы автономного выживания человека в природе. Предисловие

История развития человечества — это в значительной мере история использования природного окружения, поэтому в течение всей истории существования человека его связь с природой всегда была достаточно тесной. В настоящее время ситуация изменилась: благодаря техническому прогрессу человек создал искусственную среду обитания, гарантирующую ему безопасность и комфортное существование. Но каким бы совершенным, автоматизированным ни был этот новый, созданный человеком мир, он всегда будет существовать лишь за счет природы, ее ресурсов. Человеку никогда не удастся избежать контактов с природой, а значит, и вероятности испытать на себе ее воздействие в экстремальной ситуации.

Экстремальные, опасные, чрезвычайные ситуации — вот словосочетания, отражающие современные реалии нашего бытия, которые постоянно напоминают нам о необходимости быть начеку, о необходимости стремиться к безопасной жизни и деятельности. В конце XX столетия в общеобразовательных учреждениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности», призванный формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, прививать знания, умения и навыки распознавать и оценивать опасные ситуации, определять вредные факторы среды обитания человека, учить защищаться от них. В силу специфики своего содержания данный курс направлен на приобретение навыков, необходимых для адаптации к условиям среды обитания (в том числе и природной), а также к наиболее потенциально опасным видам деятельности. Продолжить чтение

Тест на съедобность

Осмотр. Постарайтесь определить вид растения (идентифицировать его). Убедитесь в том, что оно свежее: не покрыто слизью, не изъедено червями. Не стоит брать вялые, старые растения.

Запах. Разотрите часть растения пальцами. Если оно пахнет горьким миндалем или персиком, то его употреблять в пищу нельзя.

Раздражение кожи. Выдавите немного сока или потрите слегка растением участок нежной кожи (например, внутреннюю сторону предплечья). Если при этом почувствуете жжение, заметите выступление сыпи или отечности смазанного участка, то растение в пищу непригодно.

Губы, рот, язык. На следующем этапе, при положительном результате предыдущего тестирования, надо (с паузой после каждой пробы): положить небольшой кусочек растения на губы; положить небольшой кусочек в уголок рта; положить небольшой кусочек на кончик языка; положить небольшой кусочек под язык; пожевать небольшой кусочек растения.

В каждом случае, почувствовав неприятный вкус, ощутив боль в горле, раздражение или жжение, не употребляйте данное растение в пищу. Продолжить чтение

Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас

Информация для ориентирования складывается из трех элементов: направлений, расстояний и ориентиров (предметов), расположенных на местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы, которые выделяются среди других местных предметов, хорошо видны даже издалека и бросаются в глаза на близком расстоянии.

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту он всегда имеет вокруг себя пространство: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность — линию горизонта.

Люди заметили на этом круге, т.е. на линии горизонта, несколько особенных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стоит над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (т. е. в состоянии свободы поведения) всегда поворачиваться одним своим концом в направлении этой звезды. И так постепенно на круге горизонта наметились четыре точки — север, восток, юг и запад. Продолжить чтение

  • Стр. 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • >

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,213 сек. | 16.29 МБ