Измерение расстояний на местности

С места ночлега группа должна пройти по дороге около километра и свернуть на тропу, которая уходит вправо. Начинаем движение, и вдруг через несколько минут вправо уходит одна тропа, потом — еще одна, потом — перекресток троп. Сразу же становится ясно, что карта устарела, появились новые тропы, так какая же наша? Как правило, тропы и дороги, обозначенные на карте, всегда сохраняются, и их можно найти на местности, а новые могут быть не обозначены на карте. И здесь без определения расстояния не обойтись.

Определение расстояний на местности производится следующими способами:

1) измерение шагами;

2)   измерение глазомерным способом; Продолжить чтение

Знакомство с формами рельефа

Знакомство с формами рельефа будет определяться характерными особенностями района проведения учебно-тренировочного занятия. Очень важен в этом случае подбор картографического материала, позволяющий построить занятия в определенной последовательности. Допустимая нагрузка учебных карт должна полностью соответствовать целевой установке занятий, при этом желательно, чтобы учебные карты для первого знакомства с рельефом имели слабую загруженность, т. е. не очень сложный рисунок горизонталей. Для более наглядной передачи разных форм рельефа преподавателю необходимо использовать крупный масштаб карт, а также так называемые расчлененные карты, содержание которых представлено одним рельефом.

Для более доходчивого объяснения темы преподавателю нужно заранее заготовить определенное количество рисунков различных форм рельефа и на их основе показать суть передачи форм рельефа горизонталями и условными знаками. Можно провести демонстрацию различных форм рельефа с помощью объемных моделей. В качестве материала для их изготовления преподаватель может использовать песок, глину. Продолжить чтение

Правила движения в походе, преодоление препятствий

Тактика — совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. Основная цель в туристском походе — прохождение маршрута с наименьшими затратами сил и с максимальной безопасностью. Вокруг этих двух определяющих основной цели в зависимости от ситуации возникнут и другие цели и задачи, но на выбор тактики они не оказывают решающего воздействия.

Выбор тактики определяется физической и технической подготовкой туристов. Невозможно тактически верно построить маршрут, не учитывая реальной физической, технической и морально-волевой подготовки членов группы. Выбор тактики проведения похода производится в период изучения района похода и разработки его маршрута. При этом планируется прохождение маршрута с преодолением известных естественных препятствий, исходя из опыта и возможностей группы. Во время разработки маршрута следует учитывать рациональные тактические приемы. Для этого необходимо хорошо знать сложные участки маршрута и представлять себе, какими способами и средствами они будут преодолеваться (т.е. сначала туристы «проходят» маршрут мысленно). Таким образом, составляется план-график похода, на котором отражаются участки маршрута, их характеристики, способы преодоления и примерное время прохождения. Продолжить чтение

Группа 4. Растительность

В эту группу входят 15 топографических знаков, большинство из которых являются площадными и, следовательно, масштабными. Леса, пашни, луга и даже огороды и лесные вырубки занимают часто значительную территорию и поэтому на крупномасштабных топографических картах могут быть показаны в своих действительных размерах, уменьшенных соответственно масштабу карты.

Первый знак, который необходимо усвоить, — это границы угодий, т.е. площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. У всякого леса есть опушка, у поля, луга, болота — край. Это и есть их границы, которые на топокартах показываются мелкой пунктирной линией черного цвета, состоящей из точек.

Границы угодий не всегда показываются пунктирной линией: если прямо по опушке леса или по краю пашни, луга идет дорога, то знак этой дороги заменяет знак границ, т. е. сама дорога уже отделяет лес от поля, поле от луга, луг от болота и т.д. Если огород или кладбище огорожены забором, то забор и является границей и уже не нужно рисовать границу пунктиром. Продолжить чтение

Восстановление ориентировки

Потеря ориентировки в процессе похода или соревнования может быть частичной или полной. Частичная потеря ориентировки выражается в невозможности определения местоположения спортсмена с точностью порядка 25 — 50 м. Обычно при частичной потере ориентировки достаточно оценить сложившуюся ситуацию и сделать правильный вывод путем умозаключения. В более сложных ситуациях на соревнованиях по ориентированию требуется какая-то дополнительная информация: на маркированной трассе она может быть получена после КП, а при поиске КП бывает достаточно выйти на ближайший линейный ориентир путем приближенного движения по азимуту и, определив свое положение, найти КП.

При полной потере ориентировки спортсмен ошибочно представляет себя в другом районе местности, находит сходные ситуации, в которых карта «не совсем точна».

При подозрении на полную потерю ориентировки спортсмену следует остановиться и внимательно изучить карту. Надо выяснить, сколько времени и в каком направлении он двигался от последней абсолютно достоверной точки (например, от последнего КП), и мысленно ограничить на карте сектор шириной 60— 90°, вне пределов которого вряд ли он находится. Продолжить чтение

Ориентирование по местным предметам

В случае принятия решения о выходе к населенному пункту необходимо определить, в каком направлении идти и как это направление постоянно выдерживать. При наличии компаса эти задачи решаются просто. Гораздо сложнее действовать в случае его отсутствия.

В такой ситуации надо искать какие-то постоянные, верные признаки направления на север (как направления, принятого за 0°). После того как будет определено направление на север, надо определить угол (направление), в котором предпринимается попытка выхода к населенному пункту, и выдерживать это направление во время движения.

Наиболее точно определить стороны горизонта можно по небесным светилам: Солнцу, Луне, звездам. Самый простой способ определения направления на север днем, в безоблачную погоду. Для этого в полдень надо встать к Солнцу спиной — тень укажет направление на север. Продолжить чтение

Группа 6. Пояснительные и специальные туристские знаки

Многие пояснительные знаки и характеристики местных предметов мы уже разобрали, когда изучали топографические знаки по группам. Осталось сказать несколько слов о различных названиях, которые пишутся на картах, и изучить пять специальных туристских условных знаков.

На топографической карте вы видите множество названий населенных пунктов, железнодорожных станций, производственных объектов, вершин холмов и гор, названия рек и озер, и даже леса в некоторых случаях имеют свои собственные имена. Подписей, названий получается довольно много, а ведь они в известной мере мешают читать карту — загораживают часть изображения. Но обойтись без них, конечно, нельзя. Подписи наименований на картах стараются разместить так, чтобы они не закрывали важные предметы, и вместе с тем все-таки приходится делать, например, разрыв в знаках дорожной сети там, где на знак дороги накладывается подпись населенного пункта или название какого-нибудь другого местного предмета. Продолжить чтение

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

В главе 3 мы подробно рассмотрели причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Эти причины обусловлены возникновением стихийных бедствий, аварийных и экстремальных ситуаций в природной среде.

Как и в любой другой чрезвычайной ситуации, в ситуации вынужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого момента ее возникновения.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь человека (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования. Продолжить чтение

Методические рекомендации по обучению учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании

Обучение приемам выживания в условиях автономного существования в природной среде — сложный и многогранный процесс. Существует немало факторов, усложняющих его. Обратимся, например, к телевидению и кино. Дети видят, как легко и просто герои фильмов, оказавшиеся в сложных условиях без пищи и снаряжения, передвигаются на большие расстояния, добывают себе пищу, решают другие проблемы. Все это создает у детей впечатление легкости нахождения в природной среде.

Из схемы 4 видно, как много различных факторов оказывают влияние на поведение и физическое состояние человека при автономном существовании в природной среде, каким требованиям он должен отвечать, чтобы выжить. Однако эти умения и навыки, качества личности сами по себе к ребенку не приходят. Их необходимо вырабатывать в процессе длительных тренировок. Однако в рамках учебного процесса сделать это весьма сложно. Люди, специально готовящиеся к работе в условиях автономии, проходят длительное обучение — только это дает им возможность адекватного поведения, благополучного существования без запасов продовольствия, оборудования и снаряжения.

К тому же такие люди проходят специальную морально-волевую подготовку, без которой умения и навыки могут и не пригодиться. Продолжить чтение

Способы добывания, сохранения огня и разведения костра

При возникновении экстремальной ситуации автономного существования большую пользу может принести вовремя разведенный костер. Он даст возможность обогреться при низкой температуре воздуха, приготовить горячую пищу и питье, что особенно важно при наличии в группе раненых. Костер — это еще и чисто психологический успокоитель, от которого веет надеждой, уверенностью в благополучном исходе дела. Одним словом, уметь разводить огонь в любом месте и при любых погодных условиях очень важно.

Но бывают ситуации, когда ни у кого из пострадавших не оказывается зажигалок, спичек или они безнадежно отсырели, т.е. отсутствует один из элементов «треугольника огня» (см. 1.3). В этом случае придется добывать огонь одним из способов, указанных на рисунках 140— 144.

Проще всего добыть огонь, нанося по камню твердой породы (кремний, серный колчедан и др.) скользящие удары кресалом. В качестве кресала можно использовать металлические предметы: напильник, обратную сторону лезвия ножа, лезвие топора. Направление ударов должно быть таким, чтобы искры попадали на Продолжить чтение

Определение направлений и движение по азимуту

Движение по азимуту — бесспорно, важнейший и универсальный технический прием ориентирования. По азимуту движутся как на короткие, так и на длинные (несколько километров) расстояния. Движение по азимуту как тактический вариант применяется в самых разнообразных ситуациях, в частности если карта плохо откорректирована или читается с трудом. Даже не зная никаких других приемов ориентирования, можно добиться определенного успеха, пройдя всю дистанцию по азимуту. Но нельзя ограничиваться только азимутом.

Обучение движению по азимуту следует начинать с практического занятия в помещении, на котором объясняют понятие азимута, показывают правильное положение компаса при визировании и при движении, учат снимать азимут с карты, знакомят с магнитными склонениями и способами его учета, объясняют порядок работы при движении по азимуту. На местности вначале отрабатываются простейшие приемы и задачи на месте и при движении шагом. По мере закрепления навыков упражнения усложняются: движение бегом, азимутные дистанции, длинные отрезки, инерционное движение и т.д. Совершенствованию в движении по азимуту нет предела. Продолжить чтение

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 52 | 0,134 сек. | 17.18 МБ