Ожоги кожи тела, лица, губ, солнечные ванны в пути ослабляют альпиниста, понижают его трудоспособность, а иногда и вообще выводят из строя. Итогом чрезмерного перегревания может быть тепловой удар. Перед восхождением и во время восхождения нельзя принимать солнечных ванн, надо беречь от ожогов кожу лица, смазывая ее глетчерной мазью (умываться не рекомендуется), защищать глаза дымчатыми очками. Для того чтобы избежать ожогов губ, воду следует пить через резиновую трубку. Продолжить чтение
Траверсирование склонов
По лавиноопасным снежным склонам следует избегать подъема зигзагом, чтобы не вызвать лавин, тем более нельзя траверсировать (пересекать поперек) такие склоны. Если все же по условиям местности нельзя обойтись без траверса склона, тогда нужно подняться возможно выше и пересечь склон в верхней его части, у гребня. При траверсировании больших участков вся связка идет одновременно, растянувшись на всю имеющуюся веревку. Надо идти широкими шагами, след в след, и ни в коем случае не останавливаться до пересечения всего опасного участка. Перед траверсированием нужно проверить, в порядке ли снаряжение, обувь, одежда.
Когда нет другого пути и группа вынуждена траверсировать небольшой участок склона, угрожающего лавинами, жолоб или кулуар, нужно остановиться у его края в безопасном месте, удобном для охранения, и переходить лавиноопасный участок по одному, выпуская альпиниста на полную длину веревки, при усиленном охранении идущего. Продолжить чтение
Обувь
В условиях горного похода или восхождения обувь альпиниста приобретает особое значение. Высокогорная обувь должна быть очень прочной, водонепроницаемой, защищающей ноги от мороза, от ударов о камни. Высокогорные ботинки шьются из прочной, прожированной юфти на толстой двойной подошве, с прочным рантом и твердым носком. Верх делается цельным, без швов у носка, с внутренним кожаным поднарядом.
Обычно ботинки подбираются на 1-2 номера больше, чтобы они свободно надевались на 2-3 пары шерстяных носков. Нога не должна быть стеснена ботинком, пальцы ног не должны упираться в носок: в тесной обуви легко отморозить пальцы и ступни ног. Ботинки должны иметь прочные шнурки, лучше всего из сыромятной кожи. Для теплоты и для предохранения ноги от потертости подкладывается войлочная стелька. При плотной шнуровке клапаны нового ботинка должны не сходиться на подъеме ноги на 15-20 мм, чтобы можно было затем перешнуровать ботинки потуже, поскольку при спуске нога в ботинке уходит к носку и вся тяжесть передается на пальцы, которые принимают на себя очень большую нагрузку. Продолжить чтение
Транспортировка по фирну и по снегу
Самый выгодный состав для транспортировки по фирну и снегу-6-8 человек. Для охранения употребляются альпенштоки, лыжные палки, на плотном фирне — ледорубы. При подъемах два человека выходят с нижним охранением на всю веревку, закрепляются, загоняя в снег лыжную палку или альпеншток. Остальные становятся по бокам салазок. По команде «подтягивай» верхние подтягивают, а нижние во избежание рывка приподымают салазки, проталкивая их вперед. Когда остается 2 или 3 м для сближения, сопровождающие встают, принимая охранение, затем верхние повторяют снова те же приемы. При спуске все это проделывается в обратном порядке.
Во время всего процесса транспортировки по снежным склонам необходимо следить за состоянием снега на склоне, чтобы не попасть под лавину. Если нет возможности обойти лавинный склон, тогда вся работа производится с небольшим числом людей. Остальные следят за состоянием снега, выставляя специального сигнальщика. Продолжить чтение
Транспортировка в долине
Больной, доставленный в долину, может быть прикреплен на тех же носилках между двух лошадей. Лошади ставятся цугом на расстоянии, превышающем длину носилок или шеста по 50-80 см с каждой стороны. Носилки привязывают веревками, идущими от каждой стороны носилок к седлу или чрезседельнику. Уровень привязей должен быть одинаковым. Идущие сбоку товарищи удерживают носилки от боковой качки.
При транспортировке на автомашине больного с серьезными повреждениями черепа или позвоночника, машину загружают песком на половину ее подъемной возможности. Загрузка несколько увеличивается над задними колесами. Больной укладывается поперек автомашины, ближе к кабине шофера. Перевозка пострадавших в пустой автомашине опасна. Темп движения автомашины зависит от состояния больного и при хорошей дороге составляет в среднем 15 км в час. Продолжить чтение
Положение о значке альпинист СССР I ступени
1. Право на получение значка имеют трудящиеся СССР, пользующиеся всеми правами граждан СССР.
2. Для получения значка «Альпинист СССР» необходимо следующее:
1) сдать нормы на значок ГТО I ступени;
2) совершить восхождение на вершину, утвержденную решением секции альпинизма Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР, как вершину 1-й «б» категории трудности;
3) овладеть основными приемами техники альпинизма; уметь обращаться с альпинистским снаряжением, знать охранение при помощи веревки, уметь преодолевать осыпи, скалистые, ледяные, фирновые и снежные склоны; Продолжить чтение
Снаряжение альпиниста
Снаряжение альпиниста (ледоруб, кошки, крючья), его обмундирование (куртка, брюки, ботинки), оборудование играют огромную роль при восхождении. Пользуясь своим "арсеналом", альпинист успешно преодолевает препятствия, укрывается от непогоды, предохраняет себя от обмораживания и простуды.
Успешность и безопасность каждого восхождения в значительной мере зависят от обеспечения альпинистской группы высококачественным снаряжением. Это снаряжение должно быть сделано из прочных материалов, точно соответствовать техническим условиям, и обязательно тщательно проверено. Вся одежда подбирается соответствующих размеров и хорошо подогнанная. Куртка, брюки, свитер, белье достаточно свободные и не стесняющие движений, во в то же время не слишком широкие.
Вся одежда альпиниста должна быть достаточно теплой. Штормовой костюм должен хорошо защищать от ветра и влаги, пропуская в то же время испарения тела. В горах каждый лишний килограмм веса замедляет темп продвижения альпинистов и вызывает преждевременную усталость. Поэтому снаряжение должно быть сделано из самых легких по весу материалов. Комплект снаряжения должен соответствовать намеченному маршруту. Продолжить чтение
Прохождение ледопадов
Ледопады являются одной из наиболее трудных для передвижения частей ледника. По ледопаду, как и по леднику, лучше всего передвигаться посредине, иногда можно пройти по боковым снежникам, скалам или осыпям.
Прохождение ледопадов требует большого опыта, а нередко и применения всех приемов ледовой техники (ступеньки, крючья). Спуск по ледопаду обычно легче подъема, здесь можно применять спуск по веревке, закрепленной на ледовых крючьях или на ледяных столбах. Наметив место для ледяного столба диаметром в полметра, альпинисты обрубают на глубину 20 см лед вокруг намеченного места и, набросив на столб петлю из репшнура, продевают в нее веревку, по которой спускаются (рис. 25).
Извлечение из трещины
В случае падения одного альпиниста в трещину, следует, удержав товарища, отойти от края трещины и на глубоко загнанном в снег ледорубе укрепить веревку, соединяющую связку с упавшим альпинистом, используя петельку на веревке. После этого второй из связки, охраняемый третьим альпинистом, осторожно подходит к «раю трещины и, окликнув пострадавшего, выясняет положение.
Затем приступают к извлечению пострадавшего из трещины. Для извлечения применяют одинарное и двойное стремя (глава «Применение веревки») или петлю Пруссика. Если провалившийся в трещину получил серьезные повреждения, тогда один из товарищей спускается вниз и оказывает ему первую помощь. Оставшиеся или оставшийся наверху принимают меры для извлечения пострадавшего из трещины, а в случае серьезного повреждения упавшего необходимо немедленно отправляться за спасательным отрядом. Продолжить чтение
Извлечение из трещин и лавин
Извлечение провалившегося в трещину должно происходить очень быстро, в противном случае пострадавший может замерзнуть. Немедленно после аварии необходимо установить, в каком состоянии находится провалившийся. Если пострадавший имеет возможность передвигаться и помочь себе сам, ему спускают одну-две веревки, и он по способу Пруссика или на стременах подымается вверх. Если пострадавший находится в беспомощном состоянии, спустившийся к нему извлекает его с помощью товарищей.
При лавинных катастрофах необходимо немедленно после аварии спуститься на место лавинного цирка (если есть возможность) и осмотреть поверхность в поисках выступающих частей одежды, снаряжения или тела. Продолжить чтение
Карта
Картой называется искаженное изображение на бумаге всей земной поверхности или части ее. Искажение происходит вследствие того, что сферическую выпуклую поверхность, образцом которой является поверхность Земли, нельзя без разрыва развернуть на плоскости, как например, нельзя растянуть на плоскости поверхность мяча, не порвав ее. Исключением является тот случай, когда на карте изображается очень небольшая часть земной поверхности, которую мы можем считать почти плоской.
Карты различаются по своему содержанию и по масштабам. По содержанию карты могут быть: экономические, физические, топографические, морские и специальные. Масштабом карты называется отношение, указывающее, скольким единицам длины на земной поверхности соответствует единица длины на карте. Так например, масштаб 1 : 100 000 указывает, что 1 см карты соответствует 1 км на земной поверхности. По принятым масштабам различают карты (1 : 500 000, 1 : 250 000, 1 : 100 000, 1 : 50 000) и планы (1:25000, 1:20000, 1:15000 и 1 : 10000). Продолжить чтение