По нашим наблюдениям, во время длительных походов на подводных лодках кино является высокоэффективным средством в борьбе с сенсорным и эмоциональным голодом. Особой популярностью у подводников пользовались кинокомедии и приключенческие фильмы, особенно цветные. В одном из походов автор вместе с моряками 17 раз посмотрел фильм "Карнавальная ночь". Наши наблюдения полностью совпадают с данными В. Пескова, который пишет: "Фильмы с драматическим содержанием, где много переживаний, много трудностей, не пользуются большим успехом (у полярников.- В. Л.). А фильмы вроде "Укротительница тигров" смотрят с великим удовольствием.
Большим успехом пользовались мультипликационные фильмы". Советские космонавты имеют в настоящее время возможность просматривать видеозаписи фильмов во время полетов, а также смотреть телепередачи. Свое предпочтение они отдают кинокомедиям и приключенческим фильмам (например, "Белое солнце пустыни").
Представляют интерес эксперименты Г. М. Зараковского и С. Л. Рысаковой, которые демонстрировали испытуемым во время длительной изоляции различные фильмы. Е. Терещенко записал в своем дневнике: "На следующий день через люк луч киноаппарата проецировал на стенку камеры фильмы ужасов. Две женщины утопили в ванне человека, отвезли его в корзине к реке и бросили в воду. Но ночью мертвец опять оказался в ванне, он поднялся из воды перед потрясенными женщинами и вынул глаза".
Если обычно эти фильмы вызывали у зрителей страх или омерзение, то в условиях длительной изоляции они вызывали у испытуемых лишь смех. Столь парадоксальную реакцию исследователи объясняют тем, что действительные трудности эксперимента были для испытуемых несравненно более значимы, чем события, показанные на экране. Это лишний раз говорит о том, как тщательно и разносторонне следует оценивать характер и силу воздействия кино в экстремальных условиях.
Содержание книги Личность в экстремальных условиях
- 1.2 Рассогласование ритма сна и бодрствования
- 2. Этапность психической адаптации
- 3. Человек перед неизвестностью
- 3.3 Взаимодействия в группе операторов
- 5.2 Пространственные иллюзии
- 3.1 Тактика познавательного поведения
- 7.3 Психология скуки
- 13.2 Реадаптация
- 3.2 Космический полет на Земле
- 7.4 Пароксизмы сна
- 14.1 Роль интерьера в психогигиене
- 7.5 Между сном и бодрствованием
- 14.2 О благотворном влиянии музыки
- 3.4 Как сформировать психологически совместимый экипаж
- 7.6 Искусство, рожденное тишиной
- 14.3 Кино как средство борьбы с эмоциональным голодом
- 4. Стартовое психическое напряжение
- 8.1 Сотворение собеседника
- 14.4 Значение литературы, игр и самодеятельности в экстремальных условиях
- 5.1 Эмоциональное разрешение
- 8.2 Раздвоение личности
- 14.5 Психологическая поддержка
- 8.3 Сновидения, принятые за реальность
- 1.1 Монотонность
- 5.3 Нарушения самосознания
- 9.1 Под постоянным взглядом
- 5.4 Аффективные реакции
- 9.2 Потребность в уединении
- 1.3 Изменение восприятия пространственной структуры
- 5.5 Дисгармония двигательной деятельности
- 9.3 Информационная истощаемость
- 1.4 Ограничение информации
- 6.1 Восприятие пространства в космосе
- 9.4 Влияние астенизации на процесс общения
- 1.5 Одиночество
- 6.2 Зрительные парадоксы
- 10.1 Готовность к опасности
- 1.6 Групповая изоляция
- 6.3 Обманчивость суждений
- 10.2 Аффективные реакции
- 1.7 Угроза для жизни
- 6.4 Сверхценные идеи
- 11. Патологические психогенные реакции
- 7.1 Сенсорный голод
- 13.1 Острые психические реакции выхода
- 7.2 Ожившие образы
- 12. Завершающее эмоциональное напряжение