Для чего же нам, туристам, нужен компас? Вопрос кажется неожиданным и даже смешным. Но на самом деле в нем стоит разобраться детально — не такой уж он простой. Оказывается, есть ЧЕТЫРЕ действия с компасом, и их должен знать каждый турист.
Во-первых, самое простейшие действие — найти стороны горизонта. Для этого даже не нужен весь компас — нужна только стрелка. Если взять одну лишь намагниченную стрелку или даже швейную иглу (ее надо заранее натереть магнитом) и придать им подвешенное состояние (подвесить на нитке в горизонтальном положении или, воткнув иглу в кусочек пробки, пустить ее плавать в чашке с водой, в лужице на дороге), то они повернутся одним концом на север, другим, естественно, на юг. И задача выполнена: раз вы узнали где север, то все остальные стороны горизонта легко найдете, вспомнив азимутальное кольцо.
Вторая задача посложней — ориентирование карты по компасу. Что это такое и зачем это нужно?
Предлагаем проделать такой опыт: возьмите лист бумаги, начертите на нем прямоугольник, примерно подобный комнате (классу), в котором вы находитесь. Нарисуйте на своем чертеже, как расположены в комнате «местные предметы» — столы, окна, двери, шкаф, то есть сделайте примерный план комнаты. На этом плане жирным крестом пометьте то место за столом, где вы чертили план. Проверьте, точно ли составлен план. Теперь сложите лист с планом вчетверо, спрячьте его в стол или в портфель и попросите кого-нибудь быстро достать, развернуть и положить план на стол, но не поворачивать его — как он лег на поверхность стола, так пусть и лежит.
Если соединить крестик на плане — точку местонахождения — прямой линией со знаком, например, двери и приложить к этой линии карандаш, то теоретически один конец карандаша должен быть направлен на ту самую дверь в вашей комнате. Но практически у вас этого не получится точно: карандаш будет направлен на шкаф; или на окно, или еще куда-нибудь.
В чем дело? Выходит, что ваш план врет?
Но вы уже догадались, в чем тут дело: плану надо придать особое положение, повернуть так, чтобы он занял то единственно правильное положение, когда он подобен комнате — стенам и всем предметам, как они стоят, то есть его надо сначала сориентировать.
То же самое необходимо делать и с картой местности, когда вы хотите, чтобы карта показала, в какую сторону вам идти, чтобы выйти к намеченной цели. Конечно, если вы просто хотите почитать карту, узнать, например, есть ли на этой местности родники или если вам надо просто измерить на карте расстояние между двумя пунктами, то для такой работы с картой ее вовсе не нужно ориентировать — она в любом положении даст вам правильные ответы. Ориентировать карту в пространстве нужно только в тех случаях, когда вы хотите, чтобы она показала направление вашего движения.
Сориентировать карту по сторонам горизонта — это значит повернуть ее так, чтобы вертикальные ориентирующие линии карты стали параллельны оси стрелки компаса и верхний конец этих линий был бы направлен в ту же сторону, в какую смотрит северный конец магнитной стрелки.
Положите компас на карту так, чтобы под ним проходила западная или восточная сторона рамки карты, откройте стрелку, дайте ей успокоиться, а затем плавно поворачивайте лист карты вместе с компасом до тех пор, пока линия рамки и ось стрелки не расположатся на одной прямой линии. Добейтесь, чтобы они были точно на одной прямой линии и не забудьте, что верх карты должен быть обращен на север. Вот теперь ваша карта расположена правильно по отношению к сторонам горизонта, она сориентирована на север и с нее можно брать готовые направления на любые местные предметы из точки стояния наблюдателя.
Прежде чем перейти к двум главным действиям с компасом — засечкам, опишем один случай, который случился в путешествии по Хибинским горам.
Из долины реки Тулиок по узкому ущелью мы медленно поднимались вверх на горное плато. Наша цель — пройти все это плато и спуститься в соседнюю горную долину, где течет река Можжевеловая.
День был солнечный, безветренный, на небе застыли небольшие облачка, но когда мы поднялись достаточно высоко и край плато был уже совсем рядом, то увидели, что с его края свешиваются вниз рваные, грязно-серые клочья облака. Нам оставалось подняться по пологому каменному склону совсем пустяки — каких-нибудь сто метров; а путь назад в долину Тулиока — несколько километров. Мы сидели на камнях, размышляли, как нам быть, и грелись на солнышке. А рядом над нашими головами колыхался край облака, преградившего нам путь.
И все же решили рискнуть — пошли вверх. Пять минут ходу — и мы головой, а затем и всем телом вошли в сырую серую мглу облака. Солнце пропало, стало холодно, мокро. Под ногами скользкие, покрытые серыми лишайниками каменные плиты плато. Видимость вокруг метров 50-70. Куда идти дальше?
У нас была неплохая карта гор, и мы надеялись, что, поднявшись на вершину плато, увидим все горы и тундру вокруг километров на 20, полюбуемся этой панорамой, сориентируем карту и разберемся с ее помощью, где какая гора-ориентир и куда нам спускаться, чтобы выйти к цели. Но за плато, как нарочно, зацепилось это облако и застряло тут, видимо, надолго.
Дежурный проводник сообразил, что надо делать: точка, где мы вылезли на плато, нам на карте известна, точка куда мы должны дойти — верховье Можжевеловой — тоже намечена на карте. Он соединил эти две точки прямой линией, измерил транспортиром азимут этой линии, и мы пошли. Идем, конечно, медленно, но в конце концов подходим к какому-то краю плато, к пропасти: внизу густое «молоко» и дна не видно. Сделали привал, отправили разведку в обе стороны по краю пропасти и вскоре уже бодро шли вниз по пологому спуску, который нашла разведка. К нашему удивлению и радости, мы минут через десять вышли из облака и попали на залитое солнцем верховье истока Можжевеловой. Нас выручил компас.
Вот вам тот случай, когда туристы вынуждены отложить в сторону свою карту, взяв с нее только азимут на намеченную точку, и целиком ориентироваться в пространстве по компасу — то есть двигаться по азимуту без карты.
Вы скажете, что это был исключительный случай. Нет. Такие случаи в путешествиях очень часты.
Почему мы были вынуждены ориентироваться без карты? Потому что попали в условия потери видимости окружающего пространства. Нам как бы завязали глаза: карту свою мы, конечно, видим (мы ее можем читать даже в темноте с помощью фонарика), дорогу под ногами тоже видим, а дальние местные предметы-ориентиры от нас скрыты и мы не имеем возможности по ним ориентироваться. Такие условия создаются не только тогда, когда мы двигаемся в тумане или ночью, — лес, тайга даже днем и в ясную погоду тоже закроет от нас горизонт и лишит нас возможности видеть ориентиры, сделает нас «слепыми». А ведь маршруты очень часто проходят по лесам.
Вот тут нас и выручает компас. С помощью компаса мы делаем так называемые прямые и обратные засечки, чтобы двигаться по маршруту по азимутам.
Прямая засечка — это действие, когда проводник, зная заранее азимут, намечает по этому азимуту проходные ориентиры и двигается в их направлении, чтобы выйти к цели.
Обратная засечка — это действие, когда проводник, видя дальний ориентир-цель и зная заранее, что он скоро скроется из глаз, определяет по компасу магнитный азимут на него, чтобы затем путем прямых засечек выйти к цели через ряд расположенных друг за другом проходных ориентиров.
Следовательно, возможны два случая: первый, когда мы совершенно не имеем обзора местности, но имеем точный магнитный азимут цели (взяли его с карты), и второй — когда мы имеем обзор местности и видим ориентир-цель, к которой хотим придти (стоим на высоком холме, а вокруг — лес), но знаем, что во время движения цель от нас скроется — и надолго. И в том, и в другом случае нам придется идти по азимуту (по прямым засечкам), но в первом случае мы азимут получим с карты, а во втором — визированием на цель.
Как делается прямая засечка (для компаса Лдрианова):
1) устанавливаем указатель мушки на деление лимба, соответствующее нашему азимуту;
2) открываем стрелку, даем ей успокоиться, ориентируем лимб компаса по стрелке, то есть вращением корпуса подводим нуль-штрих лимба под северный конец стрелки;
3) визируем, то есть, прищурив один глаз, смотрим через прорезь глазка на мушку и замечаем вдали какой-то предмет, попавший на мушку (ставший проходным ориентиром);
4) не меняя положения компаса, проверяем, точно ли совершили действия 2 и 3. Закрываем стрелку компаса.
После этого можно двигаться на проходной ориентир, но его надо не потерять: в лесу ваш визирный луч будет упираться в какое-либо дерево, которое вы и примете как проходной ориентир. Это дерево надо хорошо запомнить, чтобы не спутать с другими деревьями. В качестве таких проходных ориентиров надо стараться выбирать на визирном луче наиболее удаленные предметы, так как, дойдя до него, вам опять придется повторять прямую засечку (визировать), а эта операция занимает много времени.
Обратная засечка — определение азимута на видимый ориентир — выполняется в таком порядке (рис. 60):
1) сразу открываете стрелку компаса и примерно (не очень точно) ориентируете лимб по стрелке (подводите нульштрих к северному концу стрелки), а мушку визирного кольца, поворачивая его, направляете приблизительно (тоже пока не абсолютно точно) в направлении на ориентир;
2) окончательно (точно) ориентируете лимб по стрелке и, визируя, подгоняете мушку точно на ориентир;
3) делаете проверку — не сбился ли нульштрих с северного конца стрелки; если сбился — повторяете действие 2;
4) снимаете отсчет по лимбу, то есть определяете, на каком делении стоит указатель мушки — сколько получилось градусов. Закрываете стрелку.
Прямая засечка при использовании жидкостного компаса делается следующим образом:
1) разместить компас на карте так, чтобы его боковая кромка касалась исходной и конечной точек движения;
2) повернуть вращающуюся часть корпуса так, чтобы риски его стали параллельными магнитному меридиану на карте; при этом двойная риска на подвижной части корпуса должна быть обращена на север;
3) после этого надо убрать карту и, держа компас горизонтально, повернуться так, чтобы северный конец стрелки остановился между двойной риской на корпусе компаса; осевая линия пластины при этом укажет направление движения. Нет необходимости замечать ориентир на ходу, надо только следить, чтобы стрелка все время находилась между двойной риской, что гарантирует выдерживание азимута при движении. В отличие от обычного компаса, жидкостной держит направление не только на ходу, но даже и на бегу; надо только научиться при этом держать компас горизонтально.
Азимут на видимый ориентир (обратная засечка) при использовании жидкостного компаса берется следующим образом: держа компас горизонтально, направляем на ориентир осевую или боковую кромку корпуса компаса, после чего вращаем капсулу компаса до тех пор, пока стрелка не окажется между двойной риской и не будет указывать на 0° (север).
Смотрим, сколько градусов указывается на лимбе компаса напротив осевой линии (рис. 65).
Полученный азимут стоит записать в блокнот. Теперь, зная азимут на ориентир-цель, можем смело вступать в лес и, производя прямые засечки, двигаться по азимуту через створ проходных ориентиров к намеченной цели.
Однако всегда надо помнить, что каждый человек, работая с компасом, может допустить ошибку; перепутать концы стрелки, неточно сориентировать лимб, неточно визировать на предмет. А ошибка может дорого обойтись.
Дело в том, что стрелка у компаса Адрианова очень подвижна и ее трудно точно установить на одной линии с нулевым штрихом лимба. Лучше для большей точности класть компас на какую-нибудь опору, подставку: на пенек, на воткнутую в землю палку — и все-таки всегда надо подстраховываться — делать засечки не одному человеку, не одним, а двумя компасами. У каждого дежурного проводника всегда должен быть дублер: вот они вдвоем и должны одновременно делать каждую засечку. Если оба результата сходятся — все в порядке. Если результаты чуть-чуть расходятся (на 5-10 градусов) — можно тогда взять среднее значение. Если же ответы совсем не совпадают — надо все переделать.