Срыв альпиниста практически всегда происходит неожиданно для обоих партнеров по связке. Чаще всего страхующий не только не видит начала падения, но и не слышит шума. И в этой ситуации есть одно непреложное для выполнения правило:
В любом случае, сорвавшийся обязан криком предупредить напарника о своем срыве.
Во всех случаях НС, в группе должен найтись человек, который может (обязан) взять на себя всю полноту ответственности за последующие действия (это не обязательно должен быть номинальный руководитель восхождения). Все остальные участники группы (в т. ч. и номинальный руководитель) обязаны беспрекословно подчиняться и выполнять все его просьбы, указания, распоряжения, приказы. Не забывайте, речь идет о здоровье вашего же товарища попавшего в беду и ему нужна просто ваша помощь, а не выяснение, кто же будет руководить этой помощью. Действовать надо по принципу: сейчас все выполнять — разбираться — внизу!
Рассматривая порядок действий партнеров по группе/связке, не стоит заранее распределять номера их работы, на месте это решается довольно быстро. За основу примем ситуацию НС, когда ведущий связки уйдя от пункта страховки не менее чем на1/2 длины веревки, сорвался на крутом участке скального маршрута:
— ведущему в момент срыва надо оттолкнуться от стены и сгруппироваться и громким криком: «Срыв!» или «Держи!» предупредить страхующего;
— после зависания на веревке — срочно сделать хотя бы одну петлю для «самовылаза» и снять нагрузку с грудной клетки;
— предпринять попытку перебраться на удобное место и ждать помощь товарищей;
— после остановки падения, страхующий оперативно должен оценить ситуацию, как бы ответив себе на следующие вопросы:
— что с партнером? — может ли он самостоятельно двигаться вверх-вниз?
— жестко закрепить его веревку или приспустить вниз — куда, на сколько? — есть ли там полка, какой там рельеф?
— каким образом быстро и надежно (даже в одиночку!) подойти к нему?
Остальное: оказание первой помощи, устройство пострадавшего на полке (палатке), выбор способа спуска-подъема, дальнейшей транспортировки и подачи сигнала бедствия — решается только после выяснения, что же произошло с товарищем по связке. Это делается не на расстоянии, а непосредственно рядом с ним.
Последствия срыва настолько непредсказуемы, а о количестве возникающих ситуаций просто трудно предположить — именно поэтому возникает жесткое требование оперативного подхода к пострадавшему.
Если отсутствует возможность спуска пострадавшего на станцию нижней страховки, то действия страхующего будут следующими:
— закрепить страховочную веревку штыковым узлом (страхующим приспособлением) на пункте страховки;
— используя все наличие кусков веревки, репшнура, петель, ленты организовать свой подъем к партнеру, при этом не нагружая закрепленную веревку в качестве перил (Помните! Веревка уже выдержала нагрузку срыва, на ней висит пострадавший, а тут вы своим весом будете ее догружать — до вырывания удержавшего крюка останется не так уж много времени);
— поднимаясь наверх, попутно снимать все промежуточные точки страховки (это запас крючьев и карабинов!);
— подойдя к партнеру, оборудует ему самостраховку, затем снимает нагрузку с верхнего (последнего) крюка на котором было удержание срыва;
— после этого, забив два-три крюка, блокирует их и переносит сюда страховку сорвавшегося завязывая веревку штыковым узлом на этой же точке;
— после этого организует подъем пострадавшего с себе или его спуск (это намного легче и быстрее) его вниз до ближайшего мало-мальски подходящего места для сидячего бивака.
Доступная для двойки глубина спуска определяется длиной свободного конца веревки, петель, кусков репшнура, ленты. Для принятия дальнейших действий существуют два наиболее распространенных приема:
Первый. Жестко закрепив связочную веревку — только не ту на которой произошло удержание! сделать ему верхнюю страховку в натяг. Если пострадавший может, то делает себе самостраховку на месте своего положения (в противном случае ждет, когда к нему подойдет второй участник связки и сделает ее для него). Веревку, на которой произошло удержание, ни в коем случае не использовать в качестве перильной для подъема к верхнему крюку — она уже выдержала предельную нагрузку срыва и будет слишком рискованным нагружать ее собственным весом. Подниматься можно вдоль второй веревки, попутно выбивая крючья, снимая закладки и карабины — это будет НЗ для дальнейшей работы. Веревка, выдержавшая срыв, снимается с верхнего крюка и он тут же выбивается, чтобы случайно не использовать его для дальнейшей работы. Здесь же налаживается станция для спуска пострадавшего вниз до удобного места.
Срыв на одинарной веревке (когда связка идет с одной веревкой) определенно усложняет действия страхующего. В этом случае полностью исключается использование веревки выдержавшей нагрузку срыва, тем более, что и верхний (последний) крюк нельзя рассматривать как точку для нагрузки. Для обеспечения собственной безопасности напарнику придется использовать весь набор петель, оттяжек, куски репшнура. С этого момента ему придется действовать в одиночку и он должен знать чем располагает для этого. Связочную веревку в таком случае не резать вообще!
Организовав станцию спуска, напарник (назовем его «Спасатель») соединяет две веревки и встегивает одну из них в спусковой карабин станции. Два других (связанных) конца веревки сбрасываются вниз. «Спасатель» спускается первым на тормозном приспособлении. Вначале он выравнивает пряди веревок так, чтобы связывающий их узел находился на уровне пострадавшего. Внизу организует очередную станцию спуска. После этого, дает команду пострадавшему пристегнуться к узлу соединяющему две веревки и он сняв свою самостраховку, плавно нагружает спусковую веревку. «Спасатель» может его спускать вниз через восьмерку, карабинный тормоз и др. приспособление. В случае необходимости, ту часть ненагруженной веревки, которая уходит от пострадавшего вниз, можно использовать в качестве оттяжки — отводить пострадавшего от скалы.
На каждой новой спусковой станции оставляется спусковая петля с карабином и крючья/закладки. Это серьезный расход снаряжения без которого просто не обойтись. Об этом надо помнить все время и не допускать его непродуманного перерасхода.
После спуска пострадавшего к «спасателю», его следует закрепить на независимую самостраховку и только после этого, разбираются веревки, развязывается узел на одной из веревок и она продергивается через верхний спусковой карабин/петлю.
Далее все повторяется столько раз, на какую глубину необходимо спускаться или пока не подойдут спасатели.
Второй. Спуск с сопровождающим на двойной веревке. Это спасательная вариация обычного спуска по закрепленной веревке. Основное здесь — правильная подвеска пострадавшего. «Спасатель» подбирает удобный вариант подвески в прямой зависимости от своего роста, роста и веса пострадавшего. Это позволит создать вполне уравновешенную систему, при которой «спасатель» не будет нагружен весом пострадавшего. Они оба крепятся к концу спусковой веревки: пострадавший привязывает его к своему поясу/беседке, пропустив под грудной обвязкой, а «Спасатель» к этой же веревке крепит «Бахманом» петлю, которая вторым концом пристегнута к его поясу/беседке. Эта петля также пропускается под его грудной обвязкой. Для петли должна быть достаточной, чтобы было возможно свободно передвигать Бахман, вплоть до его плотного закрепления на спусковой веревке. Короткую петлю самостраховки пострадавшего следует закрепить за точку подвески сопровождающего (восьмерка, Бахман).
Рис. 75. Тормозные системы для спуска: А — узлами UIAA через 2 карабина; Б — через шайбу Штихта и узлом UIAA; В -слева: через шайбу Штихта и карабин; справа — через отдельный карабин и шайбу Штихта
При такой подвеске «Спасатель» может свободно регулировать спуск (техническое приспособление на поясе/беседке, под нагрузку в два человека) и предохранять пострадавшего от ударов о скалы. Если у связки в наличии две веревки по 40 — 50 метров, то можно организовывать каждый новый спуск именно на эту глубину (см. следующую статью). Даже при наличии одной веревки в 40 метров можно организовать непрерывный спуск на У ее длины При глубоком спуске, где то по середине длины веревок, они окажутся вровень с узлом связки веревок. Чтобы пропустить его через свою систему подвески и страховки, следует сделать перестежку. Как организуется промежуточная точка перестежки — см. в следующей статье.