Обучение тактике

Долгое время обучение тактике в альпинизме только подразумевалось. Считалось, что, накапливая опыт восхождений, альпинист тем самым автоматически осваивает содержание и взаимосвязь тактических понятий. В лучшем случае под обучением тактике понималось знакомство с так называемыми тактическими правилами, проиллюстрированными примерами из практики, и составлением тактических планов (подчас формальных).

Однако ежегодный анализ происшествий показывает, что «достаточная тактическая грамотность», являющаяся причиной многих аварий, проявляется, в непонимании сущности тактики как творческого освоения и применен личного опыта.

Для того чтобы обучение тактике было эффективным, прежде всего, следует установить единство понятий и терминологии.

По-видимому, определение тактики как совокупности мероприятий и действий, обеспечивающих достижение поставленной цели с наименьшей затратой сил, средств, времени и с необходимой степенью безопасности, наиболее полно отражает ее сущность применительно к альпинизму.

Выделенные понятия, принято называть тактическими категориями. Следует кратко остановиться на их содержании.

—  Цель. Отправным пунктом любой тактической альпинистской концепции всегда остается четко поставленная (определенная) цель и вытекающие из нее задачи. Восхождение может быть учебным, тренировочным, спортивным. Но возможно и объединение этих целей. В этом случае должна быть выделена основная цель и установлена ее взаимосвязь с подчиненными, второстепенными;

—  Задачи. Соответственно иерархии целей определяются задачи. Особый оттенок спортивному восхождению, придают такие задачи, как первопрохождение или первовосхождение, участие в соревнованиях, повторное восхождение по наиболее интересному маршруту прошлых лет и т.п. Для учебных и тренировочных восхождений характерны задачи по освоению приемов индивидуальной техники, организации взаимодействия как внутри связки, так и всех связок группы и отделений в отряде, педагогический контроль, новые рубежи высоты, освоение и применимость снаряжения и т. д. Можно ставить и более специфические цели — производственные, научные, военно-прикладные. Особое место в тактике занимают поисково-спасательные работы.

—  Степень риска. Значимость и актуальность цели определяет необходимую степень риска. и совокупность мер безопасности. Нужно четко представлять себе, во имя чего и чем можно рисковать.

—  Меры безопасности. Основываясь на предполагаемой цели, принимая в расчет допустимую меру риска, вырабатываются необходимые меры безопасности для всего мероприятия. Начиная от индивидуальных мер защиты от «враждебных» сил, через умения и навыки каждого в отдельности, вплоть до коллективных меры, направленных на исключение тяжелых последствий всякого рода тяжелых природных явлений и внезапных ошибок индивидуального характера.

—  Понятие сил относится, как к собственным возможностям и ресурсам, так и к препятствиям, намеченным к преодолению. Рассматривать при этом горы как противника

неправомерно. Надо понимать, что климато-географические условия и особенности рельефа в горах существуют объективно и могут всегда служить источником опасности для недостаточно подготовленных альпинистов. Поэтому истинным противником для альпиниста на пути к вершине являются его собственные недостатки и недочеты в коллективной подготовленности, в том числе и неумение объективно и достоверно оценивать трудности маршрута.

— Разведка. Прежде всего — визуальная. Она включает в себя непосредственное и достаточно длительное наблюдение за объектом с различных по высоте и ориентации точек, в различное время суток. Цель такой разведки — установление подробностей рельефа, характера «жизни» маршрута, условий освещенности, выбора маршрутных ориентиров, вариантов спуска и подъема, промежуточных рубежей, пунктов наблюдения и связи и великого множества так называемых мелочей, без которых невозможен успех восхождения. Одним словом, чем сложнее маршрут, чем отдаленнее объект от жилых мест, тем более подробной и надежной должна быть разведка. В некоторых случаях целесообразно применять разведку «боем». В это понятие входит предварительное прохождение подходов к объекту восхождения, обработка и подготовка выхода на маршрут, прохождение нижней части маршрута с целью непосредственного знакомства с особенностями рельефа, отработки тактико-технических приемов, определения пригодности снаряжения и т. п.

Результаты разведки обязательно оформляются письменно: описания, дневники наблюдения и иллюстративно: фото, кроки, схемы, рисунки. В рисунках и схемах обязательно должны быть указаны точки съемки, дата и время суток, соблюдена символика UIAA для обозначения особенностей рельефа. Выводы из данных разведки по возможности должны быть экстраполированы на случай изменения метеоусловий и календарных сроков движения по маршруту.

Знакомство с природными препятствиями и условиями, обычно начинается со сбора уже имеющейся информации: описаний, графиков, рисунков, фотографий, схем, личных впечатлений очевидцев и т. п. Здесь очень важно уметь оценить актуальность и достоверность информации, учесть обстановку и условия, в которых она была получена (время, точки наблюдения),. Только при сопоставлении всех полученных источников, и внесения необходимых корректив, можно считать, что информационная часть тактического плана вполне решена.

Проверка собственных физических, технических и психологических ресурсов также может рассматриваться как разведка противника, именуемого «собственной неподготовленностью».

Оценивать же возможности/силы группы можно, придерживаясь следующих аспектов: степень овладения необходимыми знаниями и навыками; технические, физические и моральные ресурсы; сработанность; индивидуальный опыт и мастерство; специализация; взаимозаменяемость и совместимость; личность командира (руководителя) и потенциальные лидеры.

При оценке собственных возможностей, даже если принять за основу общепринятые тесты — физнормативы, функциональные пробы и т. п., следует учитывать не только особенности альпинизма вообще, но и специфику предстоящего восхождения (длительность, обстановка, характер нагрузок, автономность группы и многое другое). Физические качества, такие, как сила, выносливость, гибкость и ловкость, равновесие учитываются применительно к специфике действий во время восхождения. Сюда относится чередование статических и динамических нагрузок, их общая продолжительность, отсутствие условий для полноценного отдыха и восстановления и т. п. Внешние условия диктуют необходимость принимать в расчет высоту объекта восхождения, метеорологические и другие местные факторы. Следует помнить, что физические

параметры в процессе подготовки и восхождения обычно меняются. Динамика их — один из показателей тренированности.

Характер будущего восхождения может потребовать и акцентирования отдельных моментов в физической подготовленности (развитие общей выносливости, силовой выносливости, адаптация к высоте и т. д.).

Индивидуальная техническая подготовленность характеризуется широтой диапазона технических приемов преодоления различных форм горного рельефа, качеством их выполнения — быстротой выбора, непринужденностью исполнения, экономичностью и, конечно, умением применять технические средства и выбирать маршрут движения. Индивидуальное мастерство, прежде всего основывается на надежном свободном лазании в самом широком понимании этого термина.

Почему-то в последнее время приемы передвижения на искусственных точках опоры, применение всевозможных зажимов для подъема по закрепленной веревке причисляются к индивидуальной технической подготовленности альпиниста. Это неправильно. Осваивать такие приемы следует лишь по мере овладения приемами свободного, или, как его иногда называют, чистого лазанья, и применять их только в тех случаях, когда в этом возникает реальная необходимость. Форсирование недопустимо.

Техническая подготовленность должна рассматриваться не только в плане индивидуального мастерства. Главным ее показателем остается умение взаимодействовать.

Основная тактическая единица в альпинизме — связка, двойка. Критерии качества работы связки: правильное распределение функций, согласованность исполнения необходимых приемов каждым из партнеров, непринужденное и рациональное использование веревки и специального снаряжения, уровень приемов взаимопомощи, надежность страховки и самостраховки, управление движением, полное использование времени.

В этом же ряду стоит и вопрос взаимодействия связок в группе, для которого важны примерно те же критерии.

Особой проверке подлежит умение работать в качестве лидера. Здесь внимание главным образом обращают на способность выбрать маршрут и качественно его подготовить для своих партнеров.

Методика проверки технической подготовленности должна включать в себя то, что понятно и близко альпинисту по каждодневному труду — экзамены и контрольные маршруты, работа на страховочном стенде и решение ситуационных задач на рельефе. А умение взаимодействовать составляет основное содержание такого понятия, как схоженность.

Теоретическая подготовленность определяется знанием Условий высокогорья, элементов метеорологии, гляциологии, геологии, знакомством с основными физиологическими закономерностями, основами радиосвязи в горах, умением оказать доврачебную помощь и транспортировать пострадавшего.

Немаловажным элементом собственных сил следует считать опыт походной жизни, умение приготовить пищу в некомфортных условиях, сберечь снаряжение и даже оперативно его ремонтировать в процессе восхождения.

Психологическая подготовленность — существенный компонент собственных сил. Умение объективно оценивать их позволяет прогнозировать поведение группы и отдельных ее участников не только в условиях реального восхождения, но в первую очередь в экстремальных условиях, не столь уж редких в горах. Оценка личной

психологической подготовленности предполагает прежде всего сопоставление психических качеств спортсмена и прогнозируемой обстановки. Умение управлять своим поведением в интересах коллектива и подчинять задачам коллектива свои частные устремления — немаловажный фактор психологической подготовки альтиста.

Существующие методы составления так называемого психологического портрета пока не претендуют на научно обоснованную достоверность, возможность их непосредственного применения в условиях альпинистского восхождения (тесты, анкетирование, сопоставление психофизиологических характеристик) очень сомнительна. Однако связь и взаимовлияние физических и психических нагрузок неоспоримы. Примером тому может служить высотная и спусковая эйфория. Это обстоятельство нельзя не учитывать при тактическом прогнозировании.

Основой изучения характера товарища по группе или связке может служить только наблюдение во взаимодействии. При непременно благожелательном и объективном отношении друг к другу. Нравственные и волевые качества можно совершенствовать и воспитывать только в процессе формирования коллектива единомышленников. Основа же здорового коллектива — это единство мировоззрения (отношения к себе, к товарищам, к окружающей среде), единство понимания цели, взаимное доверие. Однажды одного из ведущих спортсменов страны Андрея Снесарева спросили, почему он ходит много лет с одними и теми же людьми и как они уживаются друг с другом. Он ответил: «Мы ходим вместе потому, что нам нравится ходить вместе и нет желания менять партнеров». Альпинистский коллектив — сложное объединение людей его становление зависит от множества факторов. Здесь продолжительность и уровень рабочих контактов, сложность и ответственность совместно решаемых задач, психологическая совместимость, степень случайности объединившихся людей, наличие формальных и ситуационных лидеров и многое другое.

Опытный и внимательный руководитель, будь то тренер коллектива или инструктор, работающий с временной группой, обязан учитывать эти факторы, рассматривая их в динамическом взаимодействии как серьезный тактический ресурс.

Организационное и материально-техническое обеспечение альпинистского мероприятия составляет тактическую категорию средств.

Они включают финансовые и организационные условия и источники, снаряжение общее и специальное, экипировку, питание, транспорт, связь и медицинское обеспечение. Все эти аспекты с точки зрения тактики не требуют специальных комментариев. Важно их оптимальное сочетание, основанное на принципе разумной и обоснованной экономии. В этом ряду особое внимание следует обратить на подбор специального снаряжения и экипировки, на его соответствие целям и задачам мероприятия и, конечно, предполагаемым условиям восхождения.

Своеобразной и очень важной тактической категорией является время и понятия с ним связанные, такие, например, как календарные и суточные графики движения, продолжительность рабочего дня, длительность восхождения и его этапов и т. п. Не случайно расстояние в горах определяется временем, а короткие отрезки пути — длиной веревок и их количеством пройденным за день.

Один из решающих факторов успешного восхождения — тактическая скорость т.е. скорость тактической единицы — связки. Правда, в некоторых случаях это относится и к группе, ведь в современных соревновательных восхождениях, совершаемых с постоянным использованием жюмаров, понятие отдельной связки как бы размывается.

Эта скорость не идентична скорости непосредственного движения партнеров по связке. Она, скорее, определяется быстротой чередования тактико-технических приемов взаимодействия и совмещением их во времени. Основа быстрого и безопасного

продвижения связки — это прежде всего согласованность и обдуманность действий обоих партнеров. При этом нужно помнить, что скорость как самоцель (а именно так подходят к ней многие молодые и физически сильные альпинисты) нередко служит источником аварийных ситуаций. В данном случае умение ценить время и правильно его расходовать свидетельствует о тактической зрелости альпиниста.

Не может быть правильной тактики без должного внимания к понятию — резерв. Известный тактический принцип «борьбу выигрывает тот, кто сумел сохранить резервы» применительно к альпинизму выглядит весьма актуально. Обстановка альпинистского восхождения чревата неожиданностями. Здесь и изменение погодных условий, и вызываемые ими осложнения маршрута, и случайные травмы или заболевания даже одного участника — все это трудно прогнозировать, и каждое такое изменение может привести к критической ситуации. Недаром альпинисты говорят, что восхождение заканчивается не на вершине, а по возращении в лагерь. При этом следует помнить, что альпинистская группа действует в условиях практической автономии, исключающей не только возможность оказания своевременной помощи со стороны, но зачастую и необходимой консультации.

Именно поэтому достаточный резерв материального обеспечения, физических и моральных сил, психологической устойчивости, времени совершенно необходим. Пренебрежения этим принципом недопустимо.

Разработка тактического плана. Разговор об этом вопросе можно начать с весьма строгого и догматического постулата: «Правильный и обоснованный тактический план -основа успеха и безопасности любого альпинистского мероприятия». Можно еще добавить, что в таком тактическом плане заложены воспитывающие и дисциплинирующие основы. Но если мы ограничимся только этим, то впадем в ошибку. Дело вот в чем: разработка тактического плана есть творчество. В нем участвуют (обязаны участвовать!) все члены группы. Составлять план — значит анализировать, сопоставлять и думать!

Общая концепция плана выбирается в соответствии с целями, задачами и условиями мероприятия — осада, штурм, различные фазы плана.

Если рассматривать план более широко, то он содержит:

—  подходы и организацию базовых и промежуточных лагерей;

—  заброски, их расположение, объем, маршруты, сроки и исполнители;

— определение ближайших и последующих задач применительно к особенностям маршрута, включая спуск с вершины. (О необходимости чрезвычайно внимательного отношения к спуску мы уже говорили выше).

Календарные и суточные графики движения должны быть привязаны к рубежам и ориентирам. В любом восхождении очень важно определить продолжительность рабочего дня, начиная его отсчет с момента выхода на маршрут. Предположительные места биваков и их особенности также следует держать в поле зрения, составляя план. А в восхождениях многодневных, когда предстоит не одна ночевка, особое значение приобретает планирование границ рабочего дня, его окончания, места ночевок, резерва светлого времени, необходимого для устройства площадки и бивака и, наконец, достаточного для полноценного восстановления и отдыха.

Недопустимо выходить на маршрут без заранее продуманных вариантов прохождения ключевых мест, возможных отходов, вынужденных спусков, вариантов движения в изменившихся условиях, включая точку возврата. Следует также оговорить вопросы взаимодействия внутри группы, смены лидеров по участкам или по характеру рельефа, предварительной обработки по участкам (способы, объем, сроки и исполнители). Должны быть учтены и вопросы обеспечения безопасности, а при необходимости решены

проблемы транспортировки грузов. Кроме того, заранее учитывают особенности выбранного объекта или района дислокации и работы экспедиции или группы, решают проблемы акклиматизации (адаптации) с расчетом по дням и высотным рубежам применительно к силам участников, включая и рекомендации врачей. Продумывают и материальное обеспечение на маршруте, которое включает подбор специальных предметов технического обеспечения, табельного снаряжения, рационирование питания, экипировку, запас горючего, осветительные приборы, медикаменты, радиообеспечение, а если к этому списку добавить необходимость упаковки, распределения и способов переноски, то слова «материальное обеспечение» перестанут резать слух и потеряют свою казенную окраску.

При составлении тактического плана, решаются вопросы управления и связи: собственно средства и сроки выхода на связь; рубежи сигнализации и ее способы, в том числе аварийные варианты; кодирование сигналов и взаимодействие с соседними и вспомогательными группами, группами наблюдения или поддержки; возможности дублирования или ретрансляции; пункты наблюдения и их перемещение (по мере необходимости); унифицирование информации.

В плане находят отражение тактические особенности, обусловленные конкретными задачами мероприятия: места и сроки отработки учебных задач, совершенствования отделенных приемов и навыков; научные исследования и наблюдения; составление описаний; сооружение ориентиров и т. п.

Следует сразу сказать, что перечисленные разделы тактического плана не являются обязательными для любого мероприятия. Их наличие, значимость и степень детализации зависят от конкретных целей и условий восхождения или экспедиции. Но в любом случае тактический план должен предусматривать необходимые и соответствующие сложности маршрута резервы на непредвиденные и экстремальные обстоятельства.

Следует помнить, что совсем не обязательно втискивать план в заданную форму. План — плод творческой мысли и, шаблон — ее враг. Планировать — значит думать! Мы уже об этом говорили. Но повторять эту формулу можно неоднократно, ибо как только план превращается в формальный атрибут, он теряет свою направленность и ценность.

Помощь руководителя при составлении плана выражается прежде всего в создании условий для плодотворной работы, обеспечении нужными материалами и информацией.

Самостоятельная и творческая разработка тактических планов — самая действенная форма обучения тактике. Широкое ее использование — прямая обязанность инструктора или тренера.

Оперативная оценка тактических категорий в процессе восхождения и их сопоставление применительно к сложившимся условиям требуют порой срочной корректировки плана. Обоснованное маневрирование силами, средствами, временем и резервами отнюдь не противоречит тактическим принципам. Однако умелое планирование не только одного, основного варианта восхождения, а нескольких позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант или сумму вариантов из числа заготовленных впрок.

Обеспечение необходимой организации движения, управления и связи во всех звеньях обязательно должно отрабатываться на предварительных тренировках и занятиях, в тактических играх.

К этому следует добавить только одно: любой маневр не освобождает (и не может освободить) руководителя от необходимости сохранить резерв — неприкосновенный запас сил и средств, а также бдительность и внимание до спуска в базовый лагерь. Следует иметь в виду, что управление движением предполагает запланированные и интуитивные

решения. Интуиция как способность принимать оптимальные решения — весьма важная составляющая альпинистской квалификации. Поэтому личный, и главное осмысленный опыт — тот резерв, благодаря которому альпинист способен принимать интуитивные решения.

Методические особенности обучения тактике. Мы не раз говорили о том, что тактика — искусство, не терпящее шаблона. Учить тактике — значит учить оценке, анализу и сопоставлению.

Предпринимаемые зачастую попытки свести тактику к системе формализованных незыблемых правил противоречит ее существу. Так называемые тактические правила — это в лучшем случае примеры из практики, иллюстрирующие правильность или неправильность тактических решений, принятых в конкретной обстановке.

Прежде всего, следует отличать тактико-технические решения (организация передвижения и страховки на конкретном участке или рельефе) от общих тактических решений (вопросы взаимодействия и обеспечения, прогнозируемые варианты, тактические резервы, многодневные и суточные графики движения и т. п.).

При составлении учебных или рабочих тактических планов следует обращать особое внимание на воспитание объективного подхода к противостоящим силам во всем их многообразии и на сознательное освоение личного опыта восхождений.

Обучение тактике нельзя выделять в изолированный раздел подготовки, оно должно быть органичной частью всей учебной и спортивной работы альпинистского коллектива, Представьте на минуту, что произойдет, если тренер, отрабатывающий приемы страховки и передвижения по скалам не будет ориентировать своих учеников на решение тех или иных тактико-технических задач? Да в альпинизме такое просто не возможно.

Разделы обучения тактике:

1.  Сбор, обработка и подготовка данных для планирования восхождения по следующей схеме: определение целей, задач и их иерархии; изучение способов документирования информации (работа с символами UIAA, фотографиями, схемами, описаниями); организация визуальной разведки объекта; практика использования актуальной информации; методика оценки собственных сил.

2.  Планирование: план и его варианты; оформление плана; вопросы взаимодействия и связи; меры безопасности, как необходимые для решения основного плана, так и запасные, на случай изменения ситуации; необходимая детализация некоторых разделов; маршрутная документация; резервы.

3.  Реализация плана: тактическая дисциплина; отклонения от плана (предусмотренные и непредусмотренные); взаимодействие и управление; поведение в экстремальных условиях и маневр.

4.  Разборы законченных мероприятий: оперативные и фундаментальные (всего мероприятия в целом, а также отдельных его этапов). Цель разборов — выявление недостатков планирования и реализации плана в их взаимосвязи.

Формы и методы обучения тактике:

1.  Теоретическая подготовка: содержание и взаимосвязь: тактических категорий; понятия маневра, резерва и их значение; теоретические основы оценки качества подготовленности; единая терминология; символика UIAA.

2.  Практика подготовки данных для планирования, учебные задачи по их сбору и систематизации; учебная разведка реальных объектов; задачи по самостоятельному описанию пройденных маршрутов и их отдельных участков и т.п.

3.  Систематический контроль уровня подготовленности на всех этапах обучения, с акцентом на методику его оценки по разделам.

4.  Практика планирования текущих учебных и спортивных задач на всех уровнях с привлечением к этой работе участников группы или отделения.

5.  Тактические игры по избранному объекту и его отдельным элементам или фазам восхождения, как в классе (на основе имеющейся или заданной информации), так и в полевых условиях (на реальном рельефе).

Поскольку вводится широкое обучение тактике и стали насущными вопросы проведения занятий по ее разделам, то одним из основных моментов в этом обучении могут стать тактические игры, цель которых научить оценке противостоящих сил и выбору оптимальных вариантов.

Возможная и, понятно, не претендующая на всеобъемность схема игры:

—  один из участников может выполнять роль руководителя учебного или спортивного восхождения. Он докладывает о порядке его организации и тактическом плане, составленном с учетом заранее поставленной цели;

—  остальные участники группы или отделения высказывают свои соображения и критические замечания по организационным и тактическим разделам;

—  в ходе общего обсуждения принимаются решения, причем вывод по их оптимальности делает инструктор или тренер.

Основой тактической игры в классе может быть уже совершенное и проанализированное восхождение. Руководитель должен иметь несколько таких конкретных тактических задач различного характера и сложности. Это, однако, не исключает возможности ввода в процессе игры различных ситуационных задач типа «А что делать, если…?». Усложняющие задание ситуации вносятся как руководителем игры, так и ее участниками. Такая многоходовая игра динамична и увлекательна.

Тактическая игра на местности, в походе, на биваке обладает рядом преимуществ. Не нужно додумывать рельеф, воображать его действительное состояние. Он нагляден и осязаем. В связи с этим усложняющие ситуации должны быть конкретными, понятными и неформальными. Игра соотносится с условиями реального маршрута, просматриваемого с бивака, при этом соблюдают предписания тактического плана, учитывают взаимодействие подразделений и групп, работающих в данном районе, обеспечение конкретной связью и сигнализацией.

Чтобы повысить эффективность такой игры, в нее вводят разведку и подготовку пути для различных учебных подразделений (новички, значкисты, разрядники), элементы поисковых и транспортировочных работ.

Таким образом, тактическая игра оказывается средством обучения не только планированию, но и оперативной тактике, включающей умение принимать решения в сложных ситуациях по принципу «из двух зол меньшее».

Руководитель проводит анализ оконченной игры, ее удач и ошибок, оценивает активность и подготовленность участников с точки зрения освоения ими основных положений тактики, способности оценивать ситуации и творческой инициативы, умения применять личный опыт и наличия командирских качеств.

6.  Решение ситуационных тактико-технических задач, умозрительное в классе и
практическое на полигоне-стенде.

В этом случае участнику задается, текстуально или графически, обстановка на маршруте в конкретный момент восхождения. Степень детализации обстановки (подробности рельефа, метеоусловия, состав, квалификация и оснащенность группы, временные факторы) зависит от цели и задачи восхождения.

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ

Моделироваться может любой рабочий момент, включая аварийные ситуации. Участнику предлагают выбрать необходимый вариант действий каждого из партнеров и их взаимодействия, тактико-технические приемы, определить ближайшую перспективу событий.

Более подробно о решении ситуационных задач можно прочитать в книге А.И.Мартынова «Безопасность в альпинизме» (М, «СпортАкадемПресс», 2003).

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ

Наибольшего эффекта можно добиться, решая подобные задачи не умозрительно, в классе, а на специальном (страховочном) стенде или скальном полигоне. Тогда принимаемые решения будут сопровождаться конкретными действиями на рельефе и позволят оценить не только быстроту и рациональность мышления, но и умение практически реализовать принятые решения. Особую ценность этот метод приобретает для обучения взаимодействию в самом широком смысле. Учебная часть альпинистского мероприятия должна обладать достаточно объемным «портфелем» ситуационных задач разной направленности, привязанных к определенному стенду-полигону. Такие задачи лучше не придумывать, а обратиться к реальному опыту восхождений. В процессе работы

уточняют содержание задач, их детали и возможные варианты решений.

Если позволяют условия, то их можно решать на тренировочных и учебных восхождениях.

Рис. 18. Пример ситуационной задачи. При спуске по крутому снежному склону ведущий связки провалился в закрытую трещину. Какие действия должны предпринять 2-й и 3-й участники связки? Усложнение ситуации — провалившийся участник связки при падении получил травму ноги.

7.    На старших этапах обучения возможно и, по-видимому, рационально проведение тренировочных и учебных восхождений, в которых акцентируется проверка тактической грамотности, сравниваются запланированные действия с их выполнением, при максимально активном участии учеников.

8.    Разборы должны завершать любой учебный цикл или восхождение. Цель разбора не только выявление ошибок, но в первую очередь поиск путей их устранения. Однако в любом случае необходимо заинтересовать каждого из участников, поощряя их активность. Разбор нельзя превращать в средство отсева учеников. Он должен проходить в обстановке доброжелательности и взаимного доверия. А это целиком зависит от личных качеств и опытности руководителя!

Ступени обучения тактике:

1.  На начальных этапах обучения основное внимание следует уделять вопросам объективной оценки противостоящих сил (понятия о формах горного рельефа, степени его трудности, особенности поведения человека в горах, климато-географические характеристики высокогорья, возможность возникновения аварийных ситуаций и поведение человека в них) в процессе занятий, походов и восхождений. Участников знакомят с особенностями марша в горных условиях, определением сроков, необходимых для достижения цели, основами ориентирования и привязки к местности, мерами безопасности применительно к целям похода или учебного восхождения.

Сюда же относятся элементы управления, понятия скорости и маневра. Необходимо ознакомить участников с существующей системой категорий сложности горных восхождений и горной терминологией, относящейся к маршрутной документации, содержанием тактических категорий, символикой UIAA, сведениями, входящими в картотеку вершин и района.

2.  На этапе спортивной подготовки (выполнение норм 2-го спортивного разряда) проводятся занятия, в ходе которых альпинисты учатся сопоставлять силы, планировать под руководством инструктора, использовать имеющуюся информацию, моделируют и решают простейшие тактико-технические задачи, проводят разборы.

3.  Участникам этапа обучения спортивного совершенствования и спортивного мастерства можно и нужно поручать самостоятельный сбор, систематизацию и документирование исходных данных для планирования (вплоть до проведения учебных разведок), разработку и защиту технических планов самостоятельных восхождений. Процесс обучения облегчают тактические игры и стендовые ситуационные задачи. На этом этапе воспитывается правильное отношение к разборам, осваивается методика их проведения.

И самое главное, недопустим разрыв между теоретическими знаниями и освоением в практическом ее применении. Обучение строится по принципу «на занятиях, как на восхождении, на восхождении, как на занятиях».

Содержание книги Школа альпинизма

  1. Школа альпинизма. Предисловие
  2. Учебный альпинизм
  3. Роль инструктора в обучении альпинистов
  4. Инструктор? Гид? Проводник? Носильщик?
  5. Безопасность и принципы надежности
  6. Обучение безопасности
  7. Безопасность учебного процесса
  8. Обучение страховке
  9. Обучение тактике
  10. Начальная подготовка на значок «альпинист россии»
  11. Средства и приемы страховки
  12. Передвижение по скалам (индивидуальная техника и страховка)
  13. Передвижение по скалам в связках и страховка
  14. Передвижение по снегу и страховка
  15. Передвижение по льду (индивидуальная техника и страховка)
  16. Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям и моренам
  17. Переправы через горные реки
  18. Организация биваков во время высокогорных походов и восхождений
  19. Первая помощь и транспортировка пострадавшего
  20. Начальная подготовка (выполнение норм III спортивного разряда)
  21. Приемы страховки (работа на страховочном стенде)
  22. Передвижение по скалам и страховка (индивидуальная техника и связки)
  23. Передвижение по снегу и страховка (индивидуальная техника и связки)
  24. Передвижение по льду и страховка (индивидуальная техника и связки)
  25. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на горном рельефе
  26. Организация бивака на горном рельефе
  27. Организация высокогорных походов
  28. Выполнение альпинистами норм II спортивного
  29. Приемы динамической страховки (работа на страховочном стенде)
  30. Техника передвижения по скалам в связках и страховка
  31. Техника передвиженияпо снегу и страховка (индивидуальная техника и связки)
  32. Техника передвижения по льду и страховка (индивидуальная техника и связки)
  33. Транспортировка пострадавшего подручными средствами
  34. Устройство бивака на снежно-ледовом рельефе
  35. Организация страховки и самостраховки (страховочный стенд)
  36. Транспортировка пострадавшего на сложном рельефе подручными средствами
  37. Лавинная опасность
  38. Действия группы после срыва
  39. Организация спасательных работ силами малой группы
  40. Приемы передвижения в одиночку

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 43 | 0,148 сек. | 13.4 МБ