Передвижение по скалам в связках и страховка

Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).

Снаряжение личное — ИСС, 2 — 3 карабина, репшнур (5 м), рюкзак, ледоруб.

Снаряжение групповое — веревка основная (4 x 30 м), веревка вспомогательная (1 x 30 м), 5 — 6 скальных крючьев, 5 карабинов, 3 — 4 скальных молотка, аптечка.

Вводная беседа: " Принцип построения страховочной цепи, ее составные части, порядок ведения страховочной веревки, работа ведущего и страхующего".

Объяснить разницу между одновременным и попеременным движением связок в два и три человека. Принципы страховки и самостраховки при движении связки. Взаимодействие между участниками связки и несколькими связками.

Демонстрация прохождения скального участка связкой в 2 человека. Проводится на отдельных камнях или скалах высотой 8 — 10 м с разнообразным рельефом.

Подпись:

Рис. 23. Спрямление страховочной цепи (одинарная веревка): А — крюк — петля — карабин; Б — применение закладки и петли; В — петля, с предельно малой " парашютностью" — опасно! -любое движение веревки в сторону или наверх может скинуть петлю с небольшого выступа.

Ассистенты проходят намеченный маршрут. Инструктор по ходу движения связки поясняет их действия по применению приемов скалолазания, организации страховки и самостраховки. Во время прохождения демонстрационного участка обязательно показать один-два неправильно выполненных технических приема или неправильную страховку, объяснить и показать последствия неправильно выполненных приемов.

Ассистенты должны быть аккуратно одеты, снаряжение развешано правильно, веревка укорочена в зависимости от длины маршрута. Темп движения и ритм выполнения приемов спокойные, без спешки, давая возможность для объяснения своих действий. После выхода на верхний кант скалы организовать спуск дюльфером. Первый спускается с верхней страховкой, второй — на двойной веревке с тормозным устройством. Произвести выдергивание спусковых веревок. Демонстраторы должны заранее знать все особенности маршрута, а для спуска организовать точку закрепления веревок. Команды, подаваемые ассистентами должны быть короткими и лаконичными.

Подпись:  Рис. 24. Вариант организации движения связки из двух альпинистов на скальном рельефе (пояснение в тексте)

А — начиная движение вверх маршруту, ведущий связки по мере необходимости организует промежуточные точки страховки, 2-й страхует и наблюдает за движением 1-го и, когда необходимо, подает команду о наличии веревки, например: «Веревки осталось 5 метров!».

Б — после получения такой команды 1-й должен выбрать удобное место для себя, организовать самостраховку и точку страховки для второго. Только после выполнения этих действий он может дать 2-му команду: «Я на самостраховке!», затем пропускает веревку от напарника в карабин на страховочном крюке или через выступ и дает очередную команду: «Страховка готова!». 2-й после этой команды снимает страховку I-го, который полностью выбирает веревку к себе.

В — 2-й снимает самостраховку, сообщая об этом I-му, тот с этого момента тщательно держит 2-го на связочной веревке. При начале движения вверх 2-й подает команду: «Я пошел!», а I-й начинает страховать его, выбирая веревку.

Г — 2-й подойдя к 1-му, может подать команду: «Обхожу тебя и выйду первым!» В момент выхода 2-го к точке страховки, I-й держит связочную веревку в натяг до тех пор, пока 2-й не встанет на самостраховку, I-й — уже в роли страхующего принимает необходимое положение для организации нижней страховки для 2-го, который выходит вперед и становится направляющим в связке.

Перед выходом на маршрут напомнить о правилах связывания в связки. Заранее определить ведущих в связках. Наметить время или места для смены направляющих. Отметить недопустимость спешки в организации страховки и при работе с веревкой. Связки могут двигаться рядом или последовательно друг за другом, но в этом случае не допускать разрыва между ними, чтобы не возникло опасности сбрасывания камней на нижнюю связку/связки.

Для получения первых навыков работы с веревкой при движении в связках начало данного занятия можно проводить на травянистом склоне крутизной в 25 — 35°, с отдельными выходами скал. После этого занятия переводятся на самые простые скалы (не крутой разрушенный гребешок, скальный завал, гряда скал на травянистом склоне). Переходить к движению с организацией страховки внутри связок: через выступы, забитые крючья. Забивку крючьев участниками проводить лишь под непосредственным контролем инструктора или стажера. Взаимодействие связок проводить на укороченной связочной веревке, как можно чаще меняя направляющих и страхующих. Если отделение показывает устойчивый навык, организовать прохождение участка длиной в две-три веревки во взаимодействии связок, обращая внимание не столько на технику лазания, сколько на четкость работы с веревкой (веревками), смену направляющих и страхующих.

Свое место инструктор выбирает в зависимости от характера объекта, но всегда так, чтобы не выпускать из поля зрения все связки. По ходу движения связок вверх и вниз давать вводные задачи по работе с веревкой, организации страховки. Не допускать условностей в организации страховки, использования веревки закладывая ее за «живые» камни.

Объяснить, в каких случаях допускается движение по скалам с ледорубом в руке, а когда он убирается в рюкзак/под лямку. В первом случае темляк не снимается с руки, когда при движении ледоруб может использоваться как точка опоры, а при усложнении рельефа (скалы начиная от 2 — 3 к. с.) он становится помехой в случае необходимости использования обеих рук для лазания по скалам.

До выхода на маршрут наметить точку для всех отделений, откуда будет организовываться спуск по маршруту. На этом месте можно организовать непродолжительный отдых, провести разбор первой половины занятий. При достаточном резерве времени, спуск проводить по пути подъема. Обратить внимание на сложность положения последнего в связке, когда ему приходится спускаться с нижней страховкой при отсутствии промежуточных точек страховки. Объяснить действия и меры безопасности при таком движении. Обычная схема спуска заключается в выборе травянистого кулуара или склона крутизной 35 — 45°, с выходами отдельных скальных блоков. Организовать спуск по перилам или спортивным способом (если приемы к этому времени разучены) или в виде разучивания подобного приема (в этом случае четко соотнести возможности участников с глубиной/крутизной спуска и возможной опасностью данного участка).

Передвижение по скалам в связках, организация страховки. Для того, чтобы добиться положительных результатов, при проведении занятий по данной теме следует всячески избегать любого рода условностей. Например, довольно часто можно наблюдать «хождение участников в связках» между деревьями или отдельными камнями на ровной местности. Подобный стиль проведения занятий мало чему научит участников по взаимодействию как внутри связки, так и между связками, т. к. условность будет преобладать над техническими и тактическими приемами. Эта тема занятий не предусматривает разучивание приемов передвижения в связках и страховки на сложном скальном рельефе (4 — 5 к.с.), ибо в этом случае участники вместо разучивания приемов взаимодействия будут обращать больше внимания не на лазание, а на то, чтобы не сорваться со сложных скал.

Скалы 2 — 3 к. с. с рельефом состоящим из гребешков с небольшими взлетами и стеночками; не крутые контрфорсы, примыкающие к таким гребешкам; отдельные скальные выходы чередующиеся полками; разрушенные (разбитые, с трещинами) остатки бараньих лбов — это все самое подходящее для проведения подобных занятий.

Передвижение по такому рельефу позволит дать для них возможность:

—  приобретения навыка свободного лазания (а местами и хождения) по настоящему рельефу, отвечающему своей сложностью их уровню подготовки;

—  на учебном маршруте настоящего скального рельефа, когда слева/справа от них будет глубина, которая всегда дисциплинирует от необдуманных поступков;

—  впереди будет маршрут, который надо обдумать и пройти не только самому, но и проложить путь для партнера и второй связки;

—  и как следствие этого, появится обязательность ответственности при забивании крючьев, организации страховки для партнера по связке, своей самостраховки;

—  для того чтобы блокировать боязнь глубины (почему то часто подразумевают -высоту),именно инструктор должен продемонстрировать безопасность прохождения подобного участка, доказать, что все исполняемые приемы безопасны для ученика;

—  именно поэтому все действия учеников, предваряющие их передвижение вперед, должны быть подкреплены созданием точек страховки и самостраховки;

—  до организации пункта страховки (для всей группы одновременно), инструктор обязан проследить за правильностью организации учениками своих точек самостраховки;

—  такой порядок демонстрации и дальнейшей отработки поможет ученикам проходить маршрут с большей уверенностью в своих силах, позволит обезопасить себя и партнера;

—  одновременно с демонстрацией организации пункта страховки следует объяснить особенности рельефа, которые можно (и нужно) использовать в качестве дополнительных точек трения;

—  таким образом, формы скального рельефа (в первую очередь выступы) будут учить их выбору мест для организации промежуточных точек страховки;

—  когда связки хоть как то начнут понимать принцип самостоятельного передвижения (подобного сложно добиться за одно занятие), как и когда, менять ведущего можно переходить к ознакомлению с приемами движения «связка по связке»;

-применительно к рельефу следует доказательно показать, что именно этот прием и на этом участке наиболее техничен, скор по времени, безопасен и удобен для передвижения;

-но при этом и прежде всего, следует обращать внимание учеников на надежность точек закрепления, промежуточных крючьев, точек страховки, ритмичности действий;

—  это начнет подводить их к пониманию, какими способами можно выдерживать ровный темп движения (чем это достигается и чем грозит, если не соблюдать его), появится необходимость чистоты движения — живые камни, ведение веревок по рельефу, контроль за свободными петлями веревок;

—  если данное занятие предусматривает свое завершение спуском по перилам, спортивным способом или дюльфером, то эти приемы должны быть предварительно отработаны в скальной лаборатории.

Роль инструктора на этих занятиях приобретает новый диапазон действий:

—  инструктор должен заранее знать место будущих занятий (но лучше один раз пройти учебный маршрут);

—  подобрать снаряжение (проконсультировать участников) так, чтобы во время движения по маршруту его хватало на любую вводную задачу со стороны инструктора;

—  готовя отделение (группу) к выходу на маршрут проследить чтобы все были одинаково одеты (куртка запрятана в брюки, чтобы ничего не висело и не болталось), снаряжение было размещено на участниках равномерно и удобно для пользования и в нужном количестве;

—  в рюкзаке может находится НЗ снаряжения;

—  в зависимости от характера маршрута (полки, понижения, площадки) заранее распределить по нему будущих ведущих (руководителей на участок) объяснить это до выхода на маршрут;

—  исходя из этого, наметить точки своего «стояния»/нахождения на маршруте с тем, чтобы максимально удобно наблюдать за передвижением связок;

—  вводные задачи для учеников составлять сообразно их силам, навыкам и возможностям для решения на конкретном рельефе, не перегружая их деталировкой;

—  если в группе 5 человек — взять к себе в связку одного участника, но при этом не работать первым в связке;

—  если по маршруту возникнет необходимость ожидания нижней связки/связок, следует организовать точку самостраховки (полка, перегиб гребня и т. п.), дождаться очередную связку и пристегнуться к ним;

—  ни в коем случае инструктор не имеет права находиться на маршруте без страховки и самостраховки, где участники идут в связках (будь то ожидание подходящих снизу участников, короткого передвижения для выбора нового места наблюдения и пр.);

—  иметь наготове кусок веревки (минимум двойной репшнур) метров пяти в длину, это «ус» самостраховки инструктора, которым он может пристегиваться к любому участнику любой связки;

—  при движении связки и выполнении ими любой поставленной задачи, третий участник в связке (сам инструктор, хоть и на короткое время) не должен мешать их работе;

—  инструктор должен иметь в рюкзаке (на себе): молоток, пару-тройку крючьев, 1-2 карабина и резервный кусок репшнура, в этом случае он будет полностью независим в выборе места для организации собственной самостраховки;

—  это может произойти там, где нужно проверить работу на определенном участке, не дожидаясь подхода следующей связки, чтобы пристегнуться к ним;

—  со стороны инструктора не должно исходить никаких просьб о смене темпа (мол, он не успевает), его ожидания и пр.;

Подпись:

Рис. 25. Пример ведения связочной веревки по скальному гребню при одновременном движении связки:

А — при наличии на гребне отдельных выступов, веревка должна проходить между ними, что способствует одновременной страховке и не замедляет движения; Б -использование отдельного выступа (петля + карабин) для создания промежуточной точки страховки (в случае необходимости эту промежуточную точку можно превратить в точку страховки, когда к ней подойдет 2-й участник связки);

В — организация движения и страховки при лазании по вертикальному рельефу.

—  двигаться инструктор обязан так, чтобы не отвлекать участников от основной работы и чтобы они не тратили время на его страховку, своим движением не создавать опасных ситуаций: свободные камни, перехлест веревок и пр.;

—  как минимум через каждый час движения собирать связки на одном месте и проводить экспресс-анализ действий участников, давать им возможность обсуждения предстоящего участка пути;

— при этом главную роль в ведении разбора исполняют сами участники, инструктор подводя итог, подтверждает успехи или разбирает допущенные ошибки, как при движении, так и на разборе.

Для достижения положительных результатов, подобные занятия должны быть похожи на действия во время восхождения: «Делай все, как на восхождении» или «Движение только вверх». Эта же схема полезна не только для занятий на скальном рельефе, но прежде всего на снегу и льду, где включается очень сильный фактор утомляемости от однообразия рельефа, жаркого солнца, монотонности движений и топтания на пятачке, невдалеке от бивака.

Содержание книги Школа альпинизма

  1. Школа альпинизма. Предисловие
  2. Учебный альпинизм
  3. Роль инструктора в обучении альпинистов
  4. Инструктор? Гид? Проводник? Носильщик?
  5. Безопасность и принципы надежности
  6. Обучение безопасности
  7. Безопасность учебного процесса
  8. Обучение страховке
  9. Обучение тактике
  10. Начальная подготовка на значок «альпинист россии»
  11. Средства и приемы страховки
  12. Передвижение по скалам (индивидуальная техника и страховка)
  13. Передвижение по скалам в связках и страховка
  14. Передвижение по снегу и страховка
  15. Передвижение по льду (индивидуальная техника и страховка)
  16. Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям и моренам
  17. Переправы через горные реки
  18. Организация биваков во время высокогорных походов и восхождений
  19. Первая помощь и транспортировка пострадавшего
  20. Начальная подготовка (выполнение норм III спортивного разряда)
  21. Приемы страховки (работа на страховочном стенде)
  22. Передвижение по скалам и страховка (индивидуальная техника и связки)
  23. Передвижение по снегу и страховка (индивидуальная техника и связки)
  24. Передвижение по льду и страховка (индивидуальная техника и связки)
  25. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на горном рельефе
  26. Организация бивака на горном рельефе
  27. Организация высокогорных походов
  28. Выполнение альпинистами норм II спортивного
  29. Приемы динамической страховки (работа на страховочном стенде)
  30. Техника передвижения по скалам в связках и страховка
  31. Техника передвиженияпо снегу и страховка (индивидуальная техника и связки)
  32. Техника передвижения по льду и страховка (индивидуальная техника и связки)
  33. Транспортировка пострадавшего подручными средствами
  34. Устройство бивака на снежно-ледовом рельефе
  35. Организация страховки и самостраховки (страховочный стенд)
  36. Транспортировка пострадавшего на сложном рельефе подручными средствами
  37. Лавинная опасность
  38. Действия группы после срыва
  39. Организация спасательных работ силами малой группы
  40. Приемы передвижения в одиночку

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 43 | 0,127 сек. | 13.31 МБ