Транспортировка пострадавшего на сложном рельефе подручными средствами

Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска, теплые варежки, свитер, теплые брюки при занятиях на снегу и льду.

Снаряжение личное — ИСС, 3 карабина, петля для спуска, универсальная страховочная петля, репшнур (5 м), рюкзак, ледоруб, кошки.

Снаряжение групповое — как при восхождении группы по маршруту 3 к. с. и 2 пары лыж для занятий на снегу.

Вводная беседа. Прежде всего отметить, что ситуация любого ЧП — это стресс. Не только для попавшего в сложную ситуацию, но и для всей группы. Именно поэтому не исключены случаи проведения спасработ усложняется нервной обстановкой и в отдельных случаях — паникой. Сами последствия от падения/срыва могут быть очень серьезными. Долгое нахождение пострадавшего без движения, в подвешенном состоянии способно вызвать серьезные физиологические нарушения работы важных систем жизнеобеспечения организма. Важно следующее — все это всегда происходит независимо от уровня комфортности ИСС.

Если пострадавший находится в сознании, то такие проблемы отодвигаются по мере того, как начиная двигаться не дает лямкам ИСС пережимать кровеносные сосуды и поэтому появляется определенный запас времени на организацию его эвакуации из создавшегося положения. Особенно сложным является ситуация когда пострадавший висящий на веревке находится в бессознательном состоянии. Здесь скорость оказания ему помощи исчисляется буквально минутами, т.к. через 12-15 минут в организме могут начинаться необратимые процессы. В первую очередь это относится к прекращению поступления в легкие свежего воздуха. Главным правилом подобных ситуаций является то, что участники связки должны освободиться от нагруженной весом сорвавшегося веревки, закрепить ее и организовать свою самостраховку, чтобы адекватно оценить ситуацию и начать действовать.

Прежде всего, объяснить порядок действий в достаточно простых ситуациях. Если пострадавшего нужно спустить на небольшую глубину и нет необходимости в организации трудоемких систем, то подстраховав связочную веревку полиспастом можно спускать пострадавшего под силой тяжести его тела.

В том случае когда пострадавший после срыва находится в бессознательном состоянии и для него необходим срочный спуск на ближайшую полку, то напарник по связке закрепив вторую веревку сбрасывает ее вниз (рядом с пострадавшим) и по ней спускается к нему. Здесь предельно короткой петлей от его беседки, «спасатель» прикрепляет пострадавшего к своей беседке и вдвоем спускается дальше.

Система полиспаста. Объяснить принцип работы полиспаста и его применения. Впервые для целей альпинизма его применил и внедрил в практику восхождений, известный немецкий альпинист начала ХХ века — Ганс Дюльфер. В его редакции этот технический прием работы с веревкой относился прежде всего к оказанию помощи партнеру по связке, когда последний лишался возможности самостоятельного передвижения (внезапное недомогание, ранение упавшим камнем, срыв и удар о скалы). Первоначально Г. Дюльфер весь цикл работ назвал системой «Сан-Бернарда». При помощи полиспаста, партнер по связке, не двигаясь с места может оказать посильную помощь напарнику, помогая ему подниматься наверх, снимая с него заботу о самостраховке, держа его на плотном поводке несущей веревки. При этом верхняя точка закрепления несущей веревки, петля держащего прусика и карабины для веревки всегда должны находится выше головы исполнителя, но так, чтобы он в случае необходимости без серьезных усилий он мог дотянуться (приподняться) к ним.

Полиспаст организовывался только по вертикальной линии исполнения, чтобы движение подтягиваемой веревки, ход схватывающего (тянущего) узла, работа держащего (схватывающего) узла — все время были на виду и можно было регулировать свою работу в прямой зависимости от темпа подъема партнера по связке.

Дальнейшая модификация и вспомогательные приемы использования полиспаста: натяжение страхующих веревок (переправы через горные реки) и перил, извлечение провалившегося из ледниковой трещины, подстраховка спусковых систем (спасательные работы), поднятие/спуск грузов (промышленная деятельность) были введены в альпинистскую практику несколько позже.

Действие полиспаста основано на принципе подвижного блока (выигрыш в силе -проигрыш в расстоянии), роль которого могут выполнять карабины, с существенными потерями на трении. Для снятия лишнего трения веревки в карабинах, на них (на тянущем узле) лучше навесить вращающиеся ролики. При наличии свободных зажимов, заменить ими узлы Прусика работающие на затягивании под нагрузкой или вместо них или завязать узел Бахмана.

При работе с полиспастом на крутом (опасном) рельефе обязательна самостраховка (отдельные петли, горизонтальные перила) для   всех без исключения работающих на станции подъема/спуска. Петли самостраховки не должны превышать глубины рабочей площадки (точки), чтобы в случае внезапного падения (срыва) не оказаться за кромкой площадки.

Организация системы подъема пострадавшего — полиспаст. Подъем пострадавшего с сопровождающим. Отдельные приемы организации системы отрабатываются на площадке в районе скал. Практическая часть — на отвесе высотой 15-20 м.

Объяснить действие одинарного и двойного полиспаста, отметить, что двойной применяется довольно редко, пользоваться им неудобно: под нагрузкой часто происходит скручивание всех веревок и петель в один жгут.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО НА СЛОЖНОМ РЕЛЬЕФЕ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ

При работе на площадке длина тянущих петель не должна превышать размеров площадки. Это же требование относится и к петлям самостраховки всех участников, работающих на площадке, но в первую очередь тех, кто будет вытягивать пострадавшего, передвигаясь вдоль полиспаста.

Рис. 63. Система полиспаста для подъема пострадавшего: 1 -сблокированные петли веревки, или не менее 5-6 прядей репшнура, закрепленные на крючьчьях, выступе; 2

—  карабины с муфтами; 3 — основная веревка; 4 — направление вытягивания; 5

—  направление веревки к пострадавшему; 6 — узлы (Бахман, карабинный, Тиблок)

В настоящее время в практике горовосхождений и спасательном деле существует много различных полиспастных систем. Особенно удачны и практичны т.н. комплексные полиспасты, выделяющиеся значительной особенностью — они имеют в своей системе свободно вращающиеся ролики, движущиеся навстречу пострадавшему или любому грузу.

Благодаря этой особенности такие полиспасты лучше других схем подходят для работы на крутых склонах, отвесах, и во всех других случаях, когда станция расположена выше спасателей. Они позволяют тянуть полиспаст вниз и включать в работу вес спасателей. При отработке спасработ в двойке, схема 3:1 позволяет одному спасателю поднимать пострадавшего напарника на отвесе даже при наличии в схеме всего одного ролика. Основное их достоинство — здесь можно тянуть в сторону от станции. На месте перегибающего голубого ролика на станции может быть использован карабин.

 

Подпись:

Рис.64 Схемы комплексных полиспастов, с различными величинами выигрыша в силе: 1 — система с одним роликом; 2 — с двумя роликами; 3 — с тремя роликами. А — ролики на станции закрепления системы; Б — предельно короткие схватывающие узлы; В -оптимальное расположение первого тянущего ролика.

Если в наличии нет роликов, то можно использовать только карабины (обязательно с муфтой, и они должны быть плотно закручены). Для подъема пострадавшего напарника по связке в одиночку и на отвесе, наиболее оптимальна схема полиспаста 5:1.

Следующим удобным приспособлением для проведения аварийных работ силами самой группы, являются т.н. «мини-полиспасты». Этот вид полиспастов нашел широкое применение не только в профессиональном спасательном деле, но и при необходимости их применения в техногенных условиях.

Основное их назначение:

1.  Работа в ограниченном пространстве, когда недостаточно места для размещения полноценного полиспаста.

2.  Использование в аварийных системах (АС) при спуске и подъеме пострадавшего. При этом они надежны при переносе нагрузки при спуске/подъеме с наращиванием веревок (свободное прохождение узла через спусковую систему/полиспаст).  При необходимости (АС) позволяют приподнять пострадавшего на небольшое расстояние по ходу спуска, не разбирая спусковую систему.

3.  Мини-полиспаст — это удобный и безопасный инструмент для снятия пострадавшего, зависшего на веревке или оттяжке/промежуточной точке страховке/закрепления. Позволяет проводить это освобождение от зависания силами только партнера по связке или одним спасателем.

4.  Обеспечивает регулируемую самостраховку для подвески пострадавшего (в акье или без) на промежуточных висячих станциях при спуске по стене.

Такая самостраховка позволяет силами одного спасателя совершать следующие важные маневры с пострадавшим:

—  Плавно переносить вес пострадавшего/акьи на спусковую систему

—  Приподнимать и опускать пострадавшего/акью при работе на висячей станции.

 

Эта система значительно облегчает работу спасателя, дает возможность проведения плавного подъема/спуска для снижения дискомфорта пострадавшего при подобных манипуляциях.

Примечание:

—  За рубежом мини-полиспасты входят в обязательный стандартный набор спасательного снаряжения для работы в горах.

—  При выходе на технически сложные спасательные работы, профессиональные спасатели всегда имеют с собой 1-2 заранее собранных мини-полиспаста.

—  Наиболее распространенные варианты мини-полиспастов, применяемых профессионалами, показаны на Рис.65 и Рис.66

—  Для подобных мини-полиспастов обычно используют 9мм статическую веревку длиной 8-10м.

—  Схватывающий узел в схеме на Рис.2 делается из репшнура диаметром 6 мм.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО НА СЛОЖНОМ РЕЛЬЕФЕ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Подпись: Рис. 65. Порядок сборки мини-полиспаста/аварийной системы (АС) с двойным роликом и прусик-блоком Petzl Mini: А - предварительная сборка системы; Б - система с рабочим усилием 4:1; В - тоже, но 3:1.

Рис.66. Схема мини-полиспаста с использованием блок-зажима Petzl Mini Traxion и блок-ролика Petzl Gemini с вариантами выигрыша в усилии 3:1 и 4:1, А — расположение блок-ролика, Б -расположение блок-зажима.

Отличительной чертой мини-полиспастов является возможность их сборки из подручных материалов/средств восходителя. Для этого в запасе должен быть кусок репшнура диаметром 7 мм и длиной в 5-6 м; 2 карабина (обязательно с муфтой). Оптимально подходят большие грушевидные карабины HMS.

 

Подпись:

Рис. 67. Наиболее практичные схемы мини-полиспастов из подручных средств: А,Б.В — варианты закладки тянущей веревки; Г — блокировка системы рифовым узлом и подстраховывается контрольным узлом.

Большее количество оборотов веревки приводит к слишком большим потерям на трении и не дает выигрыша в силе.

 

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО НА СЛОЖНОМ РЕЛЬЕФЕ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Рис. 68. Мини-полиспаст с выигрышем в усилии 2:1 с тянущей нагрузкой вниз от системы и использованием различных фиксирующих приспособлений: А -предельно короткий схватывающий узел; Б — блок-зажим (в данном случае Petzl GriGri).

Как видно из рисунков 68 и 69 в зависимости от места крепления груза и станции, любой мини-полиспаст имеет два варианта выигрыша в усилии.

Мини-полиспасты с усилием 2:1 обычно используются только для освобождения пострадавшего от зависания. Для других случаев лучше использовать схемы с выигрышем в усилии 3:1 и выше.

Мини-полиспаст 3:1

 

Подпись:

Рис. 69. Мини-полиспаст с выигрышем в усилии 3:1 с тянущей нагрузкой вверх к системе и использованием различных фиксирующих приспособлений: А — предельно короткий схватывающий узел; Б — блок-зажим (в данном случае Petzl GriGri).

Мини-полиспасты с применением страховочного устройства Petzl GriGri позволяют легко выдать веревку под нагрузкой. Такие мини-полиспасты удобны в качестве регулируемых подстраховок пострадавшего/акьи на висячих станциях.

В отдельных случаях при работе на заснеженной и обледенелой веревке, автоблокирующие компоненты мини-полиспаста (GriGri , Пруссик, блок-зажим) могут немного протравливать веревку под нагрузкой. В таких случаях любой мини-полиспаст может быть дополнительно заблокирован рифовым и дополнительным контрольным узлом (см. рис. 67).

 

Подпись:

Рис. 70. Система для спуска пострадавшего с сопровождающим и с наращиванием веревок: 1 — карабинный тормоз; 2 — узел связки двух веревок; 3 -аварийная система в подготовленном для работы виде (для удобства чтения рисунка она оборвана — см. рис. 70); 4 -конец спусковых веревок (для четкости рисунка веревки оборваны сразу за тормозом); .5 — направление веревок к пострадавшему и сопровождающему

При выходе сопровождающего с пострадавшим на перегиб площадки не производить резких рывков — тянуть веревки плавно и не торопясь. На краю площадки должен находиться участник, который будет помогать сопровождающему при выходе на площадку.

Самостраховка такого участника должна быть строго в натяг до края площадки, слабина не допускается.

Все работы с веревкой, находящейся под нагрузкой, производить только в рукавицах. Сопровождающий и пострадавший обязаны быть в защитных касках.

Инструктор вначале показывает наладку всей системы, затем разбирает ее и предлагает участникам наладить ее вновь.

Приступать к подъему можно лишь после того, как все участники хорошо усвоят приемы организации системы. А для этого нужно чаще менять задания и исполнителей всех элементов данного приема.

Организация спуска пострадавшего и сопровождающего с наращиванием веревок. Вначале предоставить участникам возможность самостоятельно налаживать тормозную систему для спуска, затем объяснить и показать взаимодействие тормозной системы с аварийной. Раздельно показать налаживание аварийной системы, ее работу по подтягиванию рабочей веревки и при наращивании веревок. Обязательно отметить, что спуск одного человека может быть осуществлен на глубину не более 40 — 50 м, а на двойной, в том числе и сопровождающего с пострадавшим, — не более 100 м. Эти цифры могут быть значительно меньшими, если качество веревок вызывает опасения.

При организации спуска с наращиванием веревок место спуска необходимо оборудовать достаточным количеством крючьев, навешенных перил и петель, с тем чтобы

во время работы не создалось ситуации, когда нет возможности закрепить конец веревки, зацепить самостраховку. Спуск приостанавливается, когда в запасе остается не менее 2 м спусковой веревки. Этот конец (концы) петлями или восьмерками закладывают в верхний поперечный карабин тормозной системы или крепят любым другим образом, но не делая никаких узлов.

Подпись:

Рис. 71. Аварийная система: а — тормозное устройство; б — аварийная система; в — репшнур в 4 пряди, петля вяжется предельно короткой.

Подготавливая аварийную систему, пользоваться только основной веревкой. Для этой цели очень хорошо подходит свободный конец веревки, оставшийся после организации петель блокировки крючьев, вывязки петли, на которой закреплена тормозная система, и т. п. На спусковых веревках (веревке) вязать не менее двух узлов Бахмана. Концы петель закрепляются обычным порядком. Свободной веревкой производится закрепление всей системы. Это закрепление можно делать так же, как закрепляется веревка при организации косички. Но и в этом случае не делать никаких закрепляющих узлов, кроме рифового. Это необходимо для того, чтобы после снятия нагрузки с системы можно было свободно развязать и быстро подготовить аварийную систему для работы.

 

Подпись:

Рис. 72. Рифовый узел: А — удержание нагруженной веревки и начало вязки узла; Б заключительная часть вязки узла; В -подстраховывающий карабин вместо контрольного узла.

После того как вся нагрузка со спусковых веревок (веревки) снята и перенесена на аварийную систему, следует разобрать концы веревок на карабине, заложить в тормозную систему концы новых (очередных) спусковых веревок (веревки) и за пределами тормозной системы связать их. При связывании следует разнести узлы по длине веревки так, чтобы каждая веревка имела отельный узел связки, иначе при спуске по скальному рельефу один большой узел может застрять в трещинах.

После связывания спусковых веревок выдается вся слабина и связывающие узлы подтягиваются вплотную к тормозной системе. Затем крепление аварийной системы распускают, а ее саму отпускают (веревку держать в руках крепко, необходимо повышенное внимание), и спусковые веревки аварийной системой протравливаются до их полного натяжения. Как только основная нагрузка вновь ляжет на спусковые веревки и тормозную систему, аварийную систему можно разбирать или ослаблять, чтобы она не мешала свободному движению спусковых веревок (веревки).

При работе с аварийной системой тщательно следить за тем, чтобы ближайший к краю площадки карабин в узле Бахмана не соприкасался со скалами. Если это произойдет, то возможно резкое ослабление узла и быстрое проскальзывание спусковых веревок, что, в свою очередь, может привести к нарушению всей тормозной и аварийной системы.

Приемы вязки носилок-волокуши для транспортировки по снегу. Укладка пострадавшего в транспортировочный мешок, транспортировка волоком. Отрабатываются на ровном месте со склонами. В отделении необходимо иметь 2 пары лыж и лыжных палок, 3 короткие палки для поперечин (можно ледорубы или айсбайли), реп-шнуры (2×5 м), веревку или репшнур (30-40 м). Если нет лыж, отработать вязку волокуши из шестов или длинных веток кустарника или деревьев. Приемы вязки волокуши из 4 лыж даны в упомянутой книге Ф. А. Кропфа. Приемы вязки волокуши из длинных веток аналогичны вязке носилок из шестов. От концов веток не отрубаются их верхние ветвистые окончания, которые служат амортизатором при транспортировке.

Если под рукой нет предметов для изготовления волокуши, можно производить транспортировку пострадавшего волоком. В этом случае необходимо:

—  пострадавшего уложить в специальный мешок, завернуть его в палатку или транспортировочный мешок, предварительно проложив под ним еще один специальный мешок для предохранения от холода снизу;

—  под голову подложить рюкзак, лицо оставить открытым;

—  ремнями или репшнурами оплести тело пострадавшего так, чтобы обвязка не сползла при транспортировке;

—  веревки, за которые сопровождающие будут тянуть, привязывать к мешку или палатке у ног пострадавшего;

—  для торможения и подстраховки привязать веревку к спине пострадавшего;

—  тянущие веревки должны быть длиной 3-5 м, тормозы несколько длиннее, на концах связать петли для рук;

—  при длительной транспортировке волоком на концах тянущих веревок сделать большие петли и надеть их через плечо, как скатку.

При вязке волокуш и закреплении веревок применять полустремечко. Другие узлы нежелательны, так как под нагрузкой веревки в узлах затянутся настолько, что их невозможно будет развязать. Обратить внимание на тщательность вязки волокуши, не допуская смещения отдельных узлов и частей. Укладка пострадавшего на волокушу ничем не отличается от укладки на носилки.

В зависимости от рельефа могут быть различными и приемы транспортировки. Если организация спуска по крутым склонам ничем не отличается от организации станции спуска, кроме закрепления тормозной системы на ледорубах, то транспортировка по довольно ровным участкам снежной поверхности сопряжена с большими физическими нагрузками и требует других технических приемов.

В зависимости от состояния снега впереди носилок идут 2-4 человека, тянущих носилки. Веревки привязываются к волокуше в той части, где находится узел связки лыж и поперечной перемычки. Если предстоит спуск по некрутым склонам, то для подстраховки и торможения к тыльной части волокуши привязываются оттяжки, находящиеся у сопровождающих в руках. Для быстрой остановки носилок можно применить ледоруб, воткнув его в снег перед носилками. Если это невозможно, то остановку производят идущие сзади носилок сопровождающие при помощи ледорубов и петель-оттяжек от носилок-волокуши. При преодолении коротких подъемов все сопровождающие, кроме одного, переходят в голову волокуши, а один идет сзади для подстраховки, имея наготове ледоруб.

При траверсе склона сопровождающие в голове и позади носилок идут выше носилок, а под носилками идут один или 2 человека с ледорубами наизготовку, чтобы в случае необходимости предотвратить сползание волокуши вниз. Волокушу тянут поперек склона с очень небольшим уклоном вниз. На практике такой прием стараются применять в исключительных случаях.

При транспортировке или остановке волокуши необходима тщательная ее страховка на отдельных веревках и петлях, закрепляемых на вбитых в снег ледорубах. Даже при спуске носилок на небольшую глубину впереди идущий сопровождающий обязан иметь в руках ледоруб, чтобы в случае необходимости им предотвратить движение носилок вниз по склону.

Обеспечение безопасности транспортировки пострадавшего по снежно-ледовому рельефу. Отрабатывается на бассейновой части ледника, где есть отдельные ледовые стены, трещины, снежные склоны. На снежно-ледовом рельефе из-за неустойчивости покрова, а на льду из-за сложности самого передвижения на кошках, причем руки могут быть заняты ледорубом, возникают дополнительные трудности в обеспечении безопасности транспортировки.

Появляются и дополнительные требования к оборудованию площадок для станции спуска.

От сопровождающих или носильщиков при движении по снегу или льду требуется повышенное внимание, большой расход физических сил из-за собственного неуверенного или неустойчивого положения на такой поверхности, что, в свою очередь, влечет необходимость более частой их смены.

Основные правила работы на снежном рельефе при транспортировке пострадавшего:

—  вытоптать или вырубить площадку, достаточно просторную для размещения и работы всех людей, общий уклон площадки должен быть внутрь склона;

—  перила или петли для самостраховки закрепляются на ледорубах, ледовых крючьях, столбиках, проушинах и натягиваются вдоль верхнего канта площадки так, чтобы петли самостраховки не вытягивались далеко вниз на площадку;

—  самостраховка носилок и пострадавшего должна осуществляться через отдельную точку закрепления;

—  самостраховочные петли у работающих на площадке не должны выходить закрай площадки даже при резкой нагрузке на перильную веревку;

—  если требуется присутствие на площадке большого числа людей, то перила организуют в две нитки;

—  закрепление тормозной системы должно производиться на сблокированных ледорубах (не менее трех), забитых в снег в верхней части площадки. Снег вокруг ледорубов дополнительно утрамбовывается (надежность фиксации веревок для спуска может быть увеличена за счет применения снежных якорей со стабилизаторами);

—  если требуется отдельная страховка сопровождающего или носильщиков, то она организуется на отдельных точках. Недопустимо ее налаживать на петлях блокировки ледорубов или самой тормозной системы;

—  если требуется отдельная страховка сопровождающего или носильщиков, то она организуется на отдельных точках. Недопустимо ее налаживать на петлях блокировки ледорубов или самой тормозной системы;

—  сопровождающий в зависимости от крутизны склона движется лицом или спиной к склону, ледорубом помогая сохранять равновесие;

—  если есть свободное время, то до начала спуска можно протоптать ступени и подготовить весь предстоящий путь;

—  на нижнем уровне спуска обязательно присутствие помощника, который подготавливает нижнюю площадку, организует страховку и т. п.;

—  при проведении нескольких спусков подряд готовятся все нижние площадки, по возможности они оборудуются тормозными системами;

—  если снаряжения недостаточно для одновременной подготовки всех пересадочных станций, то освободившееся снаряжение верхних станций незамедлительно спускается для налаживания очередной станции спуска;

—  при спуске волокуши, носилок, акьи сопровождающий идет впереди их, он привязан отдельной петлей к карабину, соединяющему спусковые веревки и систему подвески;

—  для остановки носилок сопровождающий вгоняет ледоруб впереди их и голосом сообщает наверх о прекращении движения;

— наращивание веревок производится также, как при спусках на скалах.

Как правило, во время транспортировки по снегу подъемы на склон не производятся, более того — их избегают.

При проведении транспортировочных работ на льду помимо вышеперечисленных правил необходимо:

—  всем работающим на станции помнить, что они передвигаются в кошках и возможность непредумышленного нанесения травм при этом не только себе, но и окружающим значительно возрастает;

—  крепление веревок, перил, тормозных систем производить на сблокированных ледовых крючьях, вырубленных ледовых столбиках, проушинах;

—  тщательно подготавливать точки закрепления, максимально удаляя рыхлый лед, фирн, снег.

Все операции по закреплению пострадавшего, сопровождающего или носильщиков к спусковым веревкам аналогичны приемам работы на скальном рельефе. Отработать указанные схемы на снежном и ледовом рельефе.

При продолжительных транспортировочных работах и отсутствии подручных средств для изготовления волокуши (носилок) пострадавшего укладывают в спальный мешок, заворачивают в палатку, причем между палаткой и пострадавшим прокладывают еще 1-2 спальных мешка или другие мягкие вещи, а затем заворачивают и завязывают веревками в своеобразный кокон и в таком виде транспортируют волоком ногами вперед.

Проведение зачета по данной теме занятий по пройденной программе за два года обучения (спортивная подготовка).

Экзамен проводится по билетной системе, но для каждой группы или отделения задается отдельный вид травмы у пострадавшего, роль которого может выполнять одна из девушек: отряда. Тактику выполнения задач из билетов и работу «номе ров» на станции определяют сами участники и руководитель данной группы, но не инструктор.

Действия каждого участника и группы в целом оцениваются с точки зрения:

—  умения оказать первую доврачебную помощь пострадавшему или заболевшему члену группы в реальных условиях восхождения;

—  выбора правильного приема переноски пострадавшего от места аварии к биваку или в другое место, защищенное и пригодное для ожидания спасательного отряда;

—  выбора технических приемов по спуску или подъему пострадавшего;

—  грамотного исполнения приемов техники транспортировки;

—  правильной организации мер безопасности, как группы в целом, так и каждого участника и самого пострадавшего при его транспортировке.

Сдача зачетов должна протоколироваться, протокол подписывается членами комиссии, назначенной руководством АМ и утвержденной спасслужбой района. Председателем комиссии может быть начальник спасательного отряда АМ, инструктор спасслужбы или командир отряда, а также один из членов спасотряда лагеря. Оценки заносят в «Книжку альпиниста» и заверяют печатью и подписью председателя комиссии.

До сдачи зачетов желательно провести консультации по теоретическим вопросам и отработке приемов.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 70 | 0,264 сек. | 16.52 МБ