Плотный ветровой наст на открытых местах бывает часто идеален для лыжного бега. За обычный ходовой день (8—9 часов) удается пройти до 50 км.
На плотном снегу (или на готовой лыжне) руководитель группы должен выбрать правильный темп — в соответствии с возможностями группы. Особенно важно правильно распределить груз между участниками похода. Распределение должно соответствовать силе участников. Это важнейшая обязанность руководителя группы.
В северных районах иногда (чаще в очень сильные морозы) поверхность снега бывает такой твердой и шершавой, что деревянные лыжи совсем не скользят, а лыжные мази не держатся. Тогда легче идти пешком, даже если снег слегка продавливается под ногами.
Основное препятствие при движении в безлесье — ветер. Идти против него иногда просто не удается. Лыжи разъезжаются, порывы ветра валят то одного, то другого лыжника, и группа практически не продвигается вперед, хотя каждый в отдельности мог бы идти. Тогда следует двигаться под небольшим углом к ветру (20—25°), но не обычной колонной, а «лесенкой», прячась от ветра друг за друга. При таком построении лыжи не мешают сократить интервалы между людьми до полуметра, и при этом создается реальная защита от ветра.
Впереди ставится самый сильный лыжник, он и определяет темп продвижения группы.
При сильном ветре в спину по плотному снегу, по наледям рек, по льду озер скользят очень быстро, но группа растягивается, и только при свете дня, отличной видимости и устойчивой погоде можно решиться на это. При плохой видимости для группы движение по ветру опаснее, чем против ветра,— растеряться. Темп движения в этом случае должен быть очень медленным.
Руководитель группы должен одновременно видеть всю группу. Для этого ему удобно было бы идти сзади, что, однако, недопустимо: он может потерять управление группой.
Руководитель идет в передней части колонны (чаще первым) и, постоянно оглядываясь, пересчитывает участников. Никто не имеет права обогнать руководителя, как бы сильно ни гнал вперед порыв ветра. Если возможно, следует установить прямую звуковую связь с замыкающим (передача сигнала по цепочке недопустима). Видимые сигналы (взмах рукой, лыжной палкой и пр.) неприменимы: при плохой видимости их легко спутать с непроизвольными движениями лыжника (так же, как легко перепутать замыкающего с другим участником даже на расстоянии одного десятка метров).
Во время сильной поземки при движении по ветру лучше связаться веревкой (вспомогательной альпинистской веревкой или любым шнуром прочностью не менее 200 кг). Веревку достаточно закрепить на верхних кольцах рюкзаков направляющего или замыкающего и пропустить в кольца рюкзаков остальных участников.
На каждого участника должно приходиться не менее 6 м веревки. Чтобы веревка не путалась под ногами (не попадала под лыжи), ее обычно подбирают руками в кольца и распускают по мере надобности. Свободное скольжение веревки в кольцах рюкзаков позволяет регулировать ее длину одному человеку — замыкающему, который и держит ее все время в натяжении. Замыкающим ставится самый сильный лыжник в группе. Поддергивая веревку, он подает сигналы направляющему для остановки, изменения темпа, изменения направления при движении по компасу.
Но указанный способ связки гарантирует только от потери участников (от рассеивания группы сильным порывом ветра, отставания и пр.), он пригоден лишь на местности с ровным безопасным рельефом и не может применяться для страховки человека от падения с крутого склона или обрыва.
Если есть опасность падения, связки должны быть организованы по всем правилам альпинистской методики охранения на веревке. При видимости примерно 50 м и менее отдельные связки должны быть соединены между собой десятиметровыми концами репшнура.
Когда сильный снегопад сопровождается сильным ветром (пурга), плотность летящего снега бывает настолько велика, что трудно дышать, видимость днем сокращается до десятка метров, а снег пропитывает одежду, забивается в малейшие щели в ней.
Обычно пургу пережидают в укрытии. Выходя в безлесье, каждая группа должна быть морально подготовлена к пурге и уметь во время нее быстро выстроить укрытие. Иногда установка лагеря трудно дается даже опытной группе, имеющей на своем счету не одну пургу, встреченную вдали от жилья. Но неизмеримо труднее сняться со стоянки, свернуть лагерь во время пурги.
Стоит ли продолжать движение после начала пурги, ведь за один день далеко не уйдешь (скорость мала), а остановившись на ночлег, вряд ли выйдешь снова — придется ждать окончания пурги?
Двигаться во время пурги очень сложно, и вопрос о целесообразности движения должен решаться ответственно.
Часто приходится продолжать движение, чтобы уйти из-под лавиноопасных склонов. Иногда заманчиво пройти перевал и добраться до леса, где можно продолжать движение в любую погоду. (Но бежать от пурги в лес, не умея построить лагерь наверху, очень опасно). И, наконец, во время спасательных работ движение во время пурги может быть необходимо.
Основное правило во время пурги — ни минуты не двигаться наугад. Стоит один раз потерять представление о местонахождении — и определиться уже невозможно. Естественно, что во время пурги в горах можно двигаться лишь имея подробную карту.
Предполагая приближение пурги, нужно тщательно определить точку стояния группы, выбрать линию дальнейшего движения и метод ориентировки.
Все методы ориентировки при отсутствии видимости основаны на определении направления склона, которое лыжник (ничего не видя, кроме стрелки компаса) чувствует ногами. Человек способен таким образом ощущать даже очень малые уклоны.
Поднимаясь по безлесной долине к перевалу, нужно двигаться по руслу реки, ручья. Если река незаметна (нет наледей, нет ярко выраженной береговой террасы), нужно двигаться по самому дну долины (по линии падения воды). Для отыскивания дна долины приходится идти зигзагом, поочередно отклоняясь на левый и правый склоны.
Линия движения в пургу должна гарантированно проходить ниже обрывов, указанных на карте; кроме того, первые двое должны двигаться в связке по всем правилам техники страховки в горах. Особенно опасно во время пурги движение по ветру!
В пургу легко заблудиться даже в самой простой местности и при наличии подробной карты. Поэтому вы можете спокойно двигаться только сознавая, что в любой момент можно остановиться и построить надежный долговременный лагерь, имея для этого все необходимое (палатку, мешки, обогревательные приборы, горючее, продукты питания, ножи и пилы для резки снега и пр.).
Пурга в горах может начаться внезапно. Всякие разведки в безлесье должны быть так снаряжены, чтобы участники их могли самостоятельно пережить пургу. Совершенно недопустимы случаи ухода от группы в безлесье одного или нескольких людей без необходимого снаряжения для ночлега в непогоду. Без снаряжения человек в пургу беззащитен!
Обстоятельства встречи разделившейся в безлесье группы очень трудно заранее предусмотреть — все зависит от погоды. Вывод напрашивается сам собой — двигаться по возможности всей группой, со всем снаряжением, избегая дробления ее. В этом случае тренированной группе пурга нестрашна.
Часто в горах выше границы леса при ярком ровном освещении не видно рельефа. Вы можете сделать шаг и неожиданно упереться в склон крутого бугра или занести ногу над обрывом и не подозревать об этом. Чистый снег в рассеянном свете при отсутствии теней скрывает неровности, нивелирует рельеф. Край обрыва бывает совершенно невидим. Оттенок и освещенность снега одинаковы и над обрывом и внизу, в той части долины, куда проектируется луч, идущий из вашего глаза и скользящий по краю обрыва. В этом случае часто выручает какой-нибудь камень в долине. Когда до падения остается один шаг (буквально), камень вдруг становится видимым где-то далеко внизу; черный камень, и вы понимаете что стоите над пропастью.
Рассеянное освещение возникает, когда днем солнце светит сквозь слой тонких облаков, при сильном похолодании, из-за взвешенных в воздухе кристаллов инея (солнце видится большим красным пятном), когда поземка высоко над головой вуалирует солнце.
Но ведь обычная пасмурная погода тоже характерна рассеянным светом. Тут-то частично и разрешается загадка «белой мглы» — необходимо не только рассеянное освещение: оно должно быть еще и очень ярким. Освещенность должна достигать такой величины, когда зрачки глаз суживаются до предела и пропускают очень узкий пучок лучей. Глаз теперь, как сильно диафрагмированный фотообъектив, «рисует» изображение с большой глубиной резкости (одновременно резко изображает и близкие и удаленные предметы). Это свойство оптических систем (в частности глаза) в данном случае подводит нас, затрудняя определение ближнего и дальнего плана, еще более нивелирует видимый рельеф. Под воздействием яркого рассеянного света расстраивается стереоскопическое восприятие даже близких предметов. Спичечный коробок, только что кинутый на снег, был однажды принят за «трактор далеко в долине».
Иногда ярким «затуманенным» солнечным днем рельеф под ногами виден хуже, чем в безлунную ночь.
Помогут ли светозащитные очки, ведь они уменьшают видимую освещенность? Да, уменьшают, но одновременно они дополнительно сглаживают разницу в яркости участков снега, и без того слишком малую для построения изображения. Обычные темные очки редко помогают. Следует применить поляризационные светофильтры, причем сделать их вращающимися в оправе очков.
Иногда, идя по ровному склону, можно не заметить наступления «белой мглы» и обнаружить ее, лишь выйдя на край обрыва (в лучшем случае). Нужно научиться распознавать это явление по характеру освещенности и при опасном рельефе двоим впереди группы двигаться в связке.
Пока единственный надежный способ распознавания рельефа — закидывание вперед темного предмета на веревке (кусок дерева, обледенелая рукавица и пр.) хотя бы на 10 м. Предполагая близость обрыва, нельзя, подходя вплотную, подбирать закинутый предмет рукой, — следует пройти половину расстояния до него и, подтянув его на веревке, закинуть снова, возможно дальше. При «белой мгле» даже очень слабый лыжный след хорошо подчеркивает рельеф. Поэтому, если движение вперед сопряжено с чрезмерной опасностью, всегда есть возможность вернуться по своему следу.
На краях горных плато, на острых гребнях, над обрывами каньонов рек, над ущельями перевалов часто висят снежные карнизы — громадные сугробы метелевого снега, нависающие над подветренными склонами иногда на 10 м и более.
Снег, даже самый плотный, пластичен. Под собственной тяжестью карнизы прогибаются вниз «языками». Ветер наметает новый снег на них сверху, увеличивая толщину нависающей части карниза, и карниз многотонной снежной массой обрушивается. Падают карнизы и от изменения структуры снега (перекристаллизация и разупрочнение его), от резких колебаний температуры, от мокрого снега и дождя.
Обрушиваясь на крутые склоны, засыпанные толстым слоем снега, карнизы могут срывать лавины или сами, разгоняясь, нести в себе большую разрушительную силу. Двигаться по склонам и по дну долины под висящими карнизами опасно.
Часто карнизы перегораживают выход на перевал (или спуск с него). Подниматься или спускаться через карниз нельзя. Большие карнизы всегда нужно обходить, даже если они висят над пологими склонами. Прежде чем начинать спуск через подозрительный перегиб склона, нужно рассмотреть его со стороны, пройдя поверху влево или вправо. Это обычно возможно на вогнутых краях плато (характерная форма перевалов).
Иногда края плато со всех сторон ограничены снежными карнизами. Только в отдельных местах есть проходы на плато. Они хорошо видны снизу и совершенно невидимы сверху. Выходя на плато и не будучи уверенным в том, что удастся найти безопасный, спуск, нужно заметить место подъема на плато. Снег может быть настолько плотным, что лыжного следа совсем не остается. Не останется следов и от пешего хода. Зато при ходьбе на кошках остаются следы — дырочки от зубьев кошек. На старом снегу их долго не заметает свежий снег.
Можно заметить направление спуска от хорошо приметного большого камня, находящегося в непосредственной близости. Фиксировать место спуска, засекая направление на окружающие вершины, нельзя: во-первых, потому, что видимость может пропасть; во-вторых, карманный компас не позволяет визировать на удаленные вершины так, чтобы не ошибиться в пределах 10 м. Во всех случаях лучше переночевать на плато, чем спускаться наугад.
Двигаясь к краю плато (или вблизи края, или по узкому гребню), даже при хорошей видимости можно легко выйти на карниз (ведь длина его неизвестна). В северных горах, где снега мало, где он сдувается с плато и хребтов, можно рекомендовать правило: не приближаться к краю обрыва далее, чем видны под ногами камни. Чистый снег на краю плато — чаще всего висящий карниз.