По глубокому снегу на равнинных лыжах (ботинках, креплениях) с тяжелым рюкзаком с горы спуститься очень трудно. А если склон крутой и зарос густым лесом с подлеском, то, пожалуй, лучше не ехать, а спускаться ступающим шагом — «лесенкой».
В очень глубоком тяжелом (не пушистом) снегу, утопая в нем по колено, лыжник может медленно съезжать, тормозя согнутой ногой, загребая снег коленом. Для такого спуска нужны очень мягкие лыжи с широким податливым носком, чтобы они, прогибаясь, стремились «всплыть» в снегу. Жесткие, в частности обычные горные, лыжи будут зарываться в снег, «втыкаться» носками.
При таких спусках обычная техника поворотов и торможения неприменима: о современной технике поворотов на равнинном снаряжении и говорить не приходится, но даже и старую упоровую технику использовать нельзя.
Небольшое изменение направления можно обеспечить переступанием, но и то не на слишком глубоком снегу и практически лишь на скорости пешехода. Что же касается экстренного торможения, то для этого просто садятся в снег (и поступают при этом вполне разумно).
Выручает старый поворот «телемарк». Его давно не применяют горнолыжники (это справедливо), но туристами он забыт незаслуженно. Выполняется «телемарк» на лыжах с открепленной пяткой, техника его проста, ею легко овладеть даже в походе (рис. 39).
При повороте, например, влево делается широкий выпад правой ногой, сильно согнутой в колене. Почти всю тяжесть лыжник переносит на правую ногу, левая нога выпрямлена и максимально отодвинута назад. Левая лыжа прижата носком к правой, а пятка ее сдвинута внутрь дуги поворота. Правая нога стоит на лыже всей ступней, при этом колено ноги максимально пригибается к лыже. При входе в поворот правая нога вместе с лыжей сильным вращательным движением направляется в сторону поворота. Она несет почти весь вес лыжника. Левая лыжа загружена слегка, она слабо сцепляется со снегом, частично проскальзывает, но и такого сцепления хватает, чтобы создать опору для вращения правой ноги.
Правая лыжа в начале поворота стоит на склоне плоско, а к концу дуги мягко закантовывается (последнее на рыхлом снегу получается автоматически). Левая (задняя) лыжа во время поворота работает в качестве руля так же, как рулевое перо, подвешенное на корме лодки. Поворот выполняется на любых лыжах и креплениях. В продольном направлении положение лыжника очень устойчиво. Лыжи при повороте поставлены очень узко и обе идут практически по одному следу. Разъезжание лыж исключено даже в очень глубоком и тяжелом снегу. Крутизна поворота регулируется углом между лыжами и давлением на левую лыжу, но положение ног при этом не меняется. Корпус при повороте не работает, спина держится прямой, голова поднята; поворот можно выполнять с тяжелым рюкзаком.
При спусках по глубокой лыжне повернуть еще труднее, чем в рыхлом снегу. Можно тормозить, отставляя пятку лыжи в рыхлый снег, тормозящая лыжа при этом разгружена.
Иногда для торможения едут одной лыжей по лыжне, а другой по рыхлому снегу.
При спусках по плотному снегу поворот «телемарк» менее применим, но зато здесь удается использовать упоровую технику (не закрепляя пятки). При спуске с тяжелым рюкзаком употребляется поворот плугом (даже длинные спуски следует проходить в плуге, не меняя положения ног). При этом действия в повороте отличаются от торможения только неравномерной загрузкой лыж; нагружается лыжа, внешняя к дуге поворота.
Для спуска по плотному снегу нужны жесткие лыжи; чем круче склон и тверже снежная поверхность, тем больше оснований отказаться от спуска на мягких лыжах и идти пешком. Если же склон покрыт плотным старым снегом с ледяной коркой, а лыжи не имеют металлических кантов, то даже по пологому склону следует спускаться пешком. На такой случай надо иметъ кошки (или приспособления, заменяющие их) и надевать их поверх бахил.
Часто снег на склоне неоднороден и участки старого снега переметены надувами молодого; лыжи на нем резко тормозят, что приводит к падению вперед.
Участок молодого снега обычно виден — он светлее. Подъезжая к нему, нужно сделать широкий выпад вперед одной ногой, например правой, но согнуть ее лишь слегка и тяжесть равномерно распределить на обе ноги. Въехав на тормозящий снег, нужно активно давить его правой ногой (а не отклоняться назад, заранее пугаясь) и компенсировать рывок сгибанием правой ноги и туловища, но левую ногу при этом держать почти прямой и отодвигать назад.
На лыжах достаточной жесткости, при наличии ботинок и креплений, хорошо фиксирующих ногу, по плотному метелевому снегу можно спускаться, применяя современную горнолыжную технику. Вдали от турбаз и подъездных дорог в горах, нетронутых и безлюдных, можно наслаждаться управляемым спуском на лыжах. С рюкзаком среднего веса (20—25 кг) можно спускаться; заструги на склонах тоже не помеха.
Современная горнолыжная техника сложна, но, и не владея ею, следует стремиться для спусков плотно закрепить ногу на лыже так, чтобы при сильном наклоне туловища вперед пятка не приподнималась от лыжи *. Тогда можно, спускаясь, держать центр тяжести тела впереди ног. Только такая стойка лыжника устойчива; ноги человека устроены так, что мы можем удерживать себя (ногами) от падения вперед( при плотно закрепленных стопах), но, падая назад, беспомощны.
* Указанное положение далеко не исчерпывает современных требований к ботинкам и креплениям для лыжных спусков. Подробнее с этим вопросом следует ознакомиться по специальной литературе.
Спускаясь с закрепленной пяткой, нужно обеими ногами активно давить мягкие бугры снега, участки тормозящего снега и пр. (ни в коем случае не отклоняться назад) и удерживаться от падения напряжением ног.
На средней скорости спуска (закрепив пятки) от падения вперед можно удержаться напряжением ног.
Таким образом, устойчивость лыжника теперь уже зависит и от силы ног (этим качеством путешественники обладают чаще, чем владеют техникой спусков).
Закрепленная пятка позволяет преодолевать очень крутые склоны как с плотным, так и с рыхлым снегом способом бокового соскальзывания.
При траверсировании склонов (при косых спусках) по рыхлому или плотному снегу, с закрепленной пяткой или на обычных (беговых) креплениях и ботинках вся тяжесть тела должна быть сосредоточена на нижней лыже. При такой стойке легко удерживать лыжи от разворачивания вниз по склону. Для контроля правильности стойки нужно периодически приподнимать верхнюю лыжу, скользя на одной нижней.
Подъем на лыжах по плотному снегу требует обычной лыжной техники, но чаще всего поднимаются косо траверсируя склоны. Подъем по рыхлому снегу иногда очень труден. Нередко, поднимаясь «лесенкой» на крутой склон, сильно заваленный снегом, буксуешь на месте (верхняя нога не находит опоры, и снег скатывается на только что вытоптанный участок). Применяют следующий прием: стоя на нижней лыже, верхней лыжей и палкой осыпают снег возможно выше по склону. Верхней лыжей легко трамбуют осыпанный участок снега, а затем, мелко переступая обеими лыжами, осторожно поднимаются до свежего снега. И так далее.
Подниматься лесенкой по крутому склону, заваленному глубоким рыхлым снегом, удобнее с закрепленной пяткой.
Подъем по таким участкам занимает много времени, и по возможности их стараются обходить, не боясь удлинения пути. Пешком поднимаются в бахилах, даже при наличии ботинок с резиновым протектором.