Обучение приемам выживания в условиях автономного существования в природной среде — сложный и многогранный процесс. Существует немало факторов, усложняющих его. Обратимся, например, к телевидению и кино. Дети видят, как легко и просто герои фильмов, оказавшиеся в сложных условиях без пищи и снаряжения, передвигаются на большие расстояния, добывают себе пищу, решают другие проблемы. Все это создает у детей впечатление легкости нахождения в природной среде.
Из схемы 4 видно, как много различных факторов оказывают влияние на поведение и физическое состояние человека при автономном существовании в природной среде, каким требованиям он должен отвечать, чтобы выжить. Однако эти умения и навыки, качества личности сами по себе к ребенку не приходят. Их необходимо вырабатывать в процессе длительных тренировок. Однако в рамках учебного процесса сделать это весьма сложно. Люди, специально готовящиеся к работе в условиях автономии, проходят длительное обучение — только это дает им возможность адекватного поведения, благополучного существования без запасов продовольствия, оборудования и снаряжения.
К тому же такие люди проходят специальную морально-волевую подготовку, без которой умения и навыки могут и не пригодиться.
Данный курс, как никакой другой из школьной программы, синтезирует все знания, умения и навыки учащихся. А по-другому и не может быть! Ведь все учебные дисциплины школьного курса изучаются для того, чтобы учащийся мог использовать полученные знания и умения для плодотворной и безопасной жизнедеятельности.
При изучении основных правил поведения в экстремальной ситуации надо заострить внимание учащихся на необходимости быстрых и четких действий в начальной стадии развития событий, от которых в дальнейшем в большой степени зависит благополучие группы или одного человека. Если при потере ориентировки этот момент не столь значителен (здесь, наоборот, надо
очень спокойно разобраться в ситуации), то при аварии транспортного средства это очень важный момент.
Автономное существование группы детей в природной среде, с одной стороны, дает больше шансов на выживание, так как в группе легче переносить тяготы и лишения. С другой стороны, в экстремальной ситуации вполне возможно возникновение конфликтов между отдельными членами группы даже по незначительным причинам. Поэтому дети должны знать, что успех ждет их, если они будут действовать дружно, прощать друг другу мелкие обиды и стараться справляться со своими эмоциями. Принятие правильного решения потребует от них уважительного отношения к мнению каждого. Но право окончательного решения они должны предоставить самому опытному члену группы, тому, кому они доверят руководить собой. Принятое решение все должны стараться выполнять четко и быстро, не допуская споров и саботажа.
Ориентирование по местным предметам при своей кажущейся легкости и доступности — весьма сложное занятие. Оно требует внимания и знания многих особенностей. Определение сторон света необходимо проводить, используя несколько способов. Только если результат совпадает, можно сказать, что определение произведено верно. Внимания и терпения требует и сохранение выбранного направления выхода к населенному пункту. Этот навык следует закреплять во время практических занятий на местности, так как вероятность оказаться в автономной ситуации вследствие потери ориентировки во время прогулки в лесу гораздо больше, нежели в результате аварии транспортного средства. К тому же при аварии транспортного средства в группе, скорее всего, будут находиться взрослые, присутствие которых облегчит ситуацию.
Дети должны прочно усвоить условия, при которых надо выбирать варианты самостоятельного выхода к населенному пункту или ожидания помощи на месте.
Из всех сторон обеспечения нормальной жизнедеятельности (сооружение временного укрытия, добыча огня, воды, пищи, подача сигналов бедствия) особо следует выделить, видимо, способы добычи огня. Положительный результат этого процесса позволяет обогреться, приготовить горячую пищу или питье. Огонь с психологической точки зрения придает уверенность в положительном исходе ситуации. Огонь дает и возможность подачи сигналов бедствия.
Не стоит обольщать детей легкостью добычи пищи растительной или животной даже в летнее время. Растительная пища некалорийная и вред ли сможет компенсировать все энергетические затраты организма. Животная пища выгодно в этом плане отличается от растительной, но охота и рыбная ловля даже при наличии специальных снастей требуют обширных знаний и высокого мастерства.
Весь процесс обучения должен быть пронизан предостережением от попадания в экстремальную ситуацию. Показывая детям способы выживания, надо постоянно обращать их внимание на сложность тех или иных процессов. Это должно быть не запугивание, а объективное знакомство с предстоящими трудностями жизнеобеспечения в условиях автономии.
Основой, базой для обучения детей безопасному поведению в автономной ситуации являются навыки самообслуживания при наличии необходимого оборудования и снаряжения. Вот почему в начале учебного пособия особое внимание было уделено изучению основ туристской подготовки. Занятия туризмом позволят не только развить навыки самообслуживания, но и в большой степени будут способствовать морально-волевой подготовке детей. При этом на практике дети знакомятся со всеми факторами, воздействующими на человека в природной среде.
Ребенка, умеющего ориентироваться с помощью карты и компаса, легче обучить определению сторон света по местным предметам, сохранению выбранного направления движения.
Особенности нахождения в автономном существовании следует изучать применительно к своей местности. Абстрактное изучение выживания в джунглях для детей средней полосы России мало что даст. Дети должны знать особенности природных условий своего родного края; съедобные и ядовитые растения, грибы, произрастающие в той местности, где они живут; особенности климата и признаки предсказания погоды и т.д.
Изучение всех этих вопросов не должно оставаться только теоретическим, оно требует обретения умений и навыков на практике. Недостаток учебного времени можно восполнить практическими занятиями во внеурочное время. Это могут быть походы, различные туристские соревнования и слеты, занятия в системе дополнительного образования детей по туризму, ориентированию и по специальным программам обучения детей безопасному поведению в экстремальных ситуациях1.
Много полезного можно почерпнуть при подготовке к занятиям из предложенной в конце учебного пособия литературы, а также из литературы, публикуемой местными издательствами о природе родного края.