Изучение данного раздела начинается со знакомства с основными причинами возникновения ситуаций автономного существования человека в природной среде. Часть из них обусловлена происходящими в природной среде стихийными бедствиями. Следует обратить внимание на эти причины, рассказать о них, о возможности возникновения ситуаций автономного существования человека в природной среде вследствие таких бедствий.
Вторая группа ситуаций автономного существования человека в природной среде возникает внезапно, характеризуется неожиданностью. Имеются в виду следующие ситуации.
1. Тяжелое заболевание человека, находящегося в удалении от медицинских учреждений, требующее экстренной медицинской помощи.
2. Резкие изменения природных условий.
3. Вынужденное автономное существование вследствие потери ориентировки, отставания от группы.
4. Смена климатогеографических условий при переезде в другую местность.
Рассматривая поведение человека в первых трех случаях, надо стараться убедить учащихся в том, что успех выхода к населенному пункту или ожидания помощи зависит только от пострадавших, от их умений и навыков, выдержки, самообладания, умения избежать конфликтов.
В то же время задача данного раздела — показать детям ту сложность ситуации, которая может возникнуть, те лишения и страдания, которые претерпевают пострадавшие. Знакомство с факторами выживания должно, с одной стороны, продемонстрировать учащимся те неблагоприятные воздействия, которые оказывает природа на человека, не имеющего нужного снаряжения и продуктов питания; с другой стороны, раскрыть необходимость приобретения качеств личности, умений и навыков, которыми должен обладать человек для успешного преодоления возникающих трудностей.
Изучение причин возникновения таких ситуаций дает детям ответ на вопрос: «Как не следует поступать, чтобы не оказаться в ситуации вынужденного автономного существования в природной среде?» И здесь следует выделить самое главное — это дисциплина и ответственность перед собой, перед родителями, перед группой. Недисциплинированный, безответственный ребенок может отстать от группы при движении по маршруту или уйти с бивака, не предупредив никого, уйти в незнакомый лес, не сказав родителям, и т.д.
Изучение этого раздела поможет учащимся ответить и на вопрос: «Зачем надо было изучать на первых занятиях основы туризма?» Люди, специально готовящиеся к пребыванию в автономном существовании с тщательно подобранным снаряжением, запасом продуктов, более осмысленно будут действовать и в случае экстремальной ситуации. Они готовы к этому и морально и физически.
Учащиеся еще не имеют собственного опыта длительного нахождения на природе. Мало кто из них бывал в многодневных походах. Поэтому некоторую пользу принесут описания экстремальных ситуаций из воспоминаний русских путешественников, исследователей природы. Во многих книгах описаны те, порой нечеловеческие, усилия, которые приходилось проявлять людям в противостоянии неблагоприятным факторам, воздействующим на человека в природной среде.
Рассмотрение этих факторов проводится с использованием схемы 4.
Вначале полезно рассмотреть факторы, отрицательно воздействующие на организм человека, находящегося в природной среде (при-родно-средовые, экологические факторы и стрессоры). Подробное рассмотрение влияния этих факторов должно способствовать укреплению представления об автономном существовании в природной среде без запаса продуктов и нужного снаряжения как об очень опасной для жизни ситуации. Особое внимание следует уделить влиянию стрессоров и вызываемых их воздействием изменений в состоянии человека; действиям, направленным на смягчение их воздействия.
Затем следует перейти к рассмотрению факторов, способствующих успешной деятельности человека в условиях вынужденной автономии. Здесь следует выделить в первую очередь необходимость обучения действиям в условиях автономного существования, выработке нужных морально-волевых качеств, мотивации к преодолению трудностей автономного существования, перенесению лишений во имя высшей цели — выжить.
Конечно, учащимся сложно поверить во все возникающие при автономном вынужденном существовании сложности. Лучший вариант — вывести их в поход.
Особенности автономного существования в различных климатических зонах — объемный материал. Но сосредоточить внимание учащихся целесообразнее на особенностях родного края. Здесь следует работать в содружестве с преподавателями биологии, географии. Помощь в изучении особенностей выживания в природной среде родного края могут оказать местные сельские жители, хорошо знающие растительный и животный мир, особенности сбора ягод и грибов, охоты и рыболовства. В сборе таких сведений преподавателю ОБЖ могут помочь юные краеведы. Они, совершая походы по родному краю, могут производить опрос местных жителей.
Частично представление об особенностях автономного существования в других климатических зонах учащиеся могут получить из изученного материала по географии, биологии. Достаточно материала для самостоятельного изучения этого вопроса могут дать художественная, научно-популярная литература, телевизионные передачи. Можно предложить учащимся самостоятельно подготовить по этой теме небольшие доклады.