Методика обучения основам автономного существования в различных климатогеографических условиях

Изучение данного раздела начинается со знакомства с основными причинами возникновения ситуаций автономного существования человека в природной среде. Часть из них обусловлена происходящими в природной среде стихийными бедствиями. Следует обратить внимание на эти причины, рассказать о них, о возможности возникновения ситуаций автономного существования человека в природной среде вследствие таких бедствий.

Вторая группа ситуаций автономного существования человека в природной среде возникает внезапно, характеризуется неожиданностью. Имеются в виду следующие ситуации.

1. Тяжелое заболевание человека, находящегося в удалении от медицинских учреждений, требующее экстренной медицинской помощи.

2.  Резкие изменения природных условий.

3. Вынужденное автономное существование вследствие потери ориентировки, отставания от группы.

4.  Смена климатогеографических условий при переезде в другую местность.

 

Рассматривая поведение человека в первых трех случаях, надо стараться убедить учащихся в том, что успех выхода к населенному пункту или ожидания помощи зависит только от пострадавших, от их умений и навыков, выдержки, самообладания, умения избежать конфликтов.

В то же время задача данного раздела — показать детям ту сложность ситуации, которая может возникнуть, те лишения и страдания, которые претерпевают пострадавшие. Знакомство с факторами выживания должно, с одной стороны, продемонстрировать учащимся те неблагоприятные воздействия, которые оказывает природа на человека, не имеющего нужного снаряжения и продуктов питания; с другой стороны, раскрыть необходимость приобретения качеств личности, умений и навыков, которыми должен обладать человек для успешного преодоления возникающих трудностей.

Изучение причин возникновения таких ситуаций дает детям ответ на вопрос: «Как не следует поступать, чтобы не оказаться в ситуации вынужденного автономного существования в природной среде?» И здесь следует выделить самое главное — это дисциплина и ответственность перед собой, перед родителями, перед группой. Недисциплинированный, безответственный ребенок может отстать от группы при движении по маршруту или уйти с бивака, не предупредив никого, уйти в незнакомый лес, не сказав родителям, и т.д.

Изучение этого раздела поможет учащимся ответить и на вопрос: «Зачем надо было изучать на первых занятиях основы туризма?» Люди, специально готовящиеся к пребыванию в автономном существовании с тщательно подобранным снаряжением, запасом продуктов, более осмысленно будут действовать и в случае экстремальной ситуации. Они готовы к этому и морально и физически.

Учащиеся еще не имеют собственного опыта длительного нахождения на природе. Мало кто из них бывал в многодневных походах. Поэтому некоторую пользу принесут описания экстремальных ситуаций из воспоминаний русских путешественников, исследователей природы. Во многих книгах описаны те, порой нечеловеческие, усилия, которые приходилось проявлять людям в противостоянии неблагоприятным факторам, воздействующим на человека в природной среде.

Рассмотрение этих факторов проводится с использованием схемы 4.

Вначале полезно рассмотреть факторы, отрицательно воздействующие на организм человека, находящегося в природной среде (при-родно-средовые, экологические факторы и стрессоры). Подробное рассмотрение влияния этих факторов должно способствовать укреплению представления об автономном существовании в природной среде без запаса продуктов и нужного снаряжения как об очень опасной для жизни ситуации. Особое внимание следует уделить влиянию стрессоров и вызываемых их воздействием изменений в состоянии человека; действиям, направленным на смягчение их воздействия.

Затем следует перейти к рассмотрению факторов, способствующих успешной деятельности человека в условиях вынужденной автономии. Здесь следует выделить в первую очередь необходимость обучения действиям в условиях автономного существования, выработке нужных морально-волевых качеств, мотивации к преодолению трудностей автономного существования, перенесению лишений во имя высшей цели — выжить.

Конечно, учащимся сложно поверить во все возникающие при автономном вынужденном существовании сложности. Лучший вариант — вывести их в поход.

Особенности автономного существования в различных климатических зонах — объемный материал. Но сосредоточить внимание учащихся целесообразнее на особенностях родного края. Здесь следует работать в содружестве с преподавателями биологии, географии. Помощь в изучении особенностей выживания в природной среде родного края могут оказать местные сельские жители, хорошо знающие растительный и животный мир, особенности сбора ягод и грибов, охоты и рыболовства. В сборе таких сведений преподавателю ОБЖ могут помочь юные краеведы. Они, совершая походы по родному краю, могут производить опрос местных жителей.

Частично представление об особенностях автономного существования в других климатических зонах учащиеся могут получить из изученного материала по географии, биологии. Достаточно материала для самостоятельного изучения этого вопроса могут дать художественная, научно-популярная литература, телевизионные передачи. Можно предложить учащимся самостоятельно подготовить по этой теме небольшие доклады.

Содержание книги Книга начинающего туриста

  1. Подготовка к походу, путешествию. Подведение итогов
  2. Обеспечение водой
  3. Основные правила поведения в экстремальной ситуации
  4. Значение туристской подготовки в обеспечении безопасности жизнедеятельности при автономном существовании в природной среде
  5. Поиск и приготовление пищи
  6. Измерение расстояний на местности
  7. Тест на съедобность
  8. Группа 6. Пояснительные и специальные туристские знаки
  9. Группа 1. Дороги и дорожные сооружения
  10. Ориентирование по местным предметам
  11. Туристские должности в группе. Взаимоотношения в группе и с местным населением
  12. Определение местоположения
  13. Изучение условных знаков
  14. Правила движения в походе, преодоление препятствий
  15. Способы добывания, сохранения огня и разведения костра
  16. Факторы выживания
  17. Сигналы бедствия
  18. Понятия топографическая и спортивная карта
  19. Личное и групповое туристское снаряжение
  20. Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас
  21. Группа 4. Растительность
  22. Группа 5. Рельеф
  23. Обеспечение безопасности при проведении туристских походов, занятий
  24. Проблемы вынужденного автономного существования
  25. Определение направления выхода к населенному пункту
  26. Сооружение временного укрытия
  27. Туристские слеты и соревнования
  28. Особенности автономного существования в различных климатических зонах
  29. Группа 2. Населенные пункты, отдельные строения
  30. Определение направлений и движение по азимуту
  31. Книга начинающего туриста. Предисловие
  32. Группа 3. Гидрография
  33. Ядовитые растения
  34. Методические рекомендации по обучению учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании
  35. Опасные и ядовитые грибы
  36. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
  37. Методы измерения расстояния на местности
  38. Методика обучения учащихся основам туризма
  39. Методика обучения основам автономного существования в различных климатогеографических условиях
  40. Условные знаки
  41. Восстановление ориентировки
  42. Знакомство с формами рельефа

Добавить комментарий

Метки: , , , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 39 | 0,307 сек. | 13.15 МБ