Методика обучения учащихся основам туризма

Обучение детей основам туристских навыков желательно начать с вводной беседы о туризме как виде отдыха, спорта и познания своей Родины. Во время этой беседы надо показать как привлекательные стороны похода — основной формы туризма, так и все сложности, опасности, которые он в себе таит. Для этого надо иметь несколько фотографий, слайдов, видеофильм, которыми можно подкрепить сказанное. Хороший эффект дает рассказ о занятиях туризмом старших школьников, уже имеющих определенный опыт. Надо учитывать, что отношение детей к словам учителя и пусть старшего, но школьника различное. Дети в первую очередь поверят второму.

Дети должны усвоить с первого занятия, что поход — это не только радость общения с природой, возможность пожить самостоятельно, без опеки родителей, но и тяжелый подчас труд переноски рюкзака, полное самообслуживание, преодоление всех капризов погоды.

Чему же должен научиться юный турист?

Успешное прохождение любого маршрута зависит от того, насколько он изучен группой. Маршрут разрабатывается заранее, подробно, насколько это возможно. При этом уточняется форма одежды, обуви, список снаряжения и продуктов. Надо знать, какие естественные препятствия встретятся на пути, и быть готовыми их преодолеть.

Но всего предусмотреть невозможно. Далеко не всегда оправдывается прогноз погоды. Невозможно предугадать все препятствия на маршруте. Как бы мы ни старались быть аккуратными и дисциплинированными — в походе все-таки возможны травмы и заболевания.

Отсюда следует вывод: выходя на маршруту группа должна быть готова к любым непредвиденным трудностям — к движению в палящий зной или под проливным дождем, ремонту снаряжения, оказанию помощи пострадавшему участнику и, возможно, транспортировке его на значительное расстояние и т.д. Все это надо делать быстро, слаженно и надежно. Следовательно, группа должна быть подготовлена значительно лучше, чем этого требует данный маршрут (группа должна иметь «запас прочности»).

И еще один вывод, который желательно сделать в форме эвристической беседы: поход — это автономное существование группы в природе, где участники все делают сами, преодолевают препятствия и терпят капризы погоды, поэтому каждый член группы должен научиться многому; группа — это единый коллектив, в котором труд каждого идет на пользу всей группы, если кто-то что-то не сделал или плохо сделал, то это отразится на благополучии всех. Безопасность во всех сферах туристской жизни — вот основное требование, которому подчинены все действия туристов — от начальной стадии подготовки похода до составления отчета о нем, где даются рекомендации по правильному, безопасному прохождению маршрута другими группами. Может быть, в это на первой беседе поверят не все, но реальные ситуации последующих походов поставят все на свои места.

Обучение детей основам туризма, создание сплоченного коллектива невозможны без работы педагога с родителями детей, пришедших на занятия в туристское объединение. Родители должны знать обо всех прелестях и неудобствах туристской жизни. С ними педагог обязан познакомить родителей объективно, не обещая их детям только удовольствия в период путешествий. Но руководитель должен также показать родителям и ту пользу, которую принесут занятия туризмом их детям. Выработка необходимых человеку морально-волевых качеств, физическое совершенствование, закрепление на практике знаний, полученных на уроках в школе, возможность познания окружающего мира — вот далеко не полный перечень возможностей туризма в воспитании и обучении ребенка.

Родители должны иметь список вещей, необходимых ребенку для участия в походах, знать примерные затраты на проведение походов.

Некоторые родители боятся отпускать своих детей в поход. Эта боязнь отпадает после того, как руководитель объяснит им, что ответственность за жизнь и здоровье детей возлагается на руководителя. Ребенку безопаснее идти в поход под контролем двух взрослых, нежели бесконтрольно гулять на улице, полной неожиданных встреч.

Собрания с родителями перед многодневным походом надо проводить обязательно. На этих собраниях родители узнают все подробности о предстоящем мероприятии.

Очень важно руководителю получить от родителей информацию о хронических заболеваниях ребенка, пусть не препятствующих его участию в походе, но требующих регулярного принятия лекарственных препаратов или исключения из рациона каких-либо продуктов.

Нередки случаи, когда родители идут в поход вместе с детской туристской группой. Но идти они должны не для того, чтобы опекать своего ребенка (это грубая педагогическая ошибка), а для того, чтобы помочь педагогу.

При обучении детей основам туризма не следует увлекаться теоретическими занятиями в помещении. Большую часть времени опытные педагоги отводят практическим занятиям на местности. Это и тренировки на школьном дворе, стадионе, в парке, и учебно-тренировочные походы выходного дня, и многодневные походы, и экспедиции в период каникул, и туристские лагеря, и соревнования по туризму, ориентированию. Только на практике, многократно повторяя те или иные упражнения, дети вырабатывают в себе умения, переходящие в устойчивые навыки.

К тому же в походах, на соревнованиях выполнение тех или иных приемов является не надуманным, имитационным, а само собой разумеющимся. Следует помнить, что дети без большого удовольствия выполняют задания, когда не видят их практической значимости.

И еще один момент. К длительным нагрузкам в походе, ходьбе по 5 — 6 ч в день, особенностям организации быта в полевых условиях надо привыкнуть. Недопустимо теоретическое изучение всех вопросов проведения похода в помещении и затем сразу же совершение многодневного похода. Нужно постепенно — с однодневных походов приучать детей ко всем особенностям походного быта.

Обучение целесообразно начать со знакомства с тем снаряжением, которое понадобится в походе. Это знакомство следует проводить по схеме «личное снаряжение для похода выходного дня — общественное снаряжение для похода выходного дня — личное снаряжение для многодневного похода — общественное снаряжение для многодневного похода». Только когда группа начнет знакомиться с приемами преодоления естественных препятствий, можно рассказывать о специальном снаряжении.

Беседы о снаряжении, требованиях к нему следует строить с позиции обеспечения безопасности туристов на маршруте.

Полезно в беседе привести примеры подготовки известных путешественников к сложным маршрутам, рассказать о том, какую роль они отводили подготовке, усовершенствованию и изготовлению снаряжения. При этом они внимательно изучали климат, особенности одежды коренных жителей тех мест, где предполагалось путешествие, и использовали их опыт при изготовлении своей одежды.

Начать следует с определения общих требований к туристскому снаряжению: безопасность эксплуатации, прочность, минимальный вес, простота в использовании, комфортность, гигиеничность, эстетичность. Под безопасностью надо понимать не только надежность используемых в походе веревок, примусов, но и, к примеру, удобную обувь туриста. Ведь натертые в походе ноги — это замедленный темп движения, из-за постоянной боли — рассеянное внимание и все вытекающие отсюда последствия. Требования, предъявляемые к снаряжению, вполне понятны детям после несложных пояснений. Да и сами юные туристы многое могут объяснить.

Переходя к перечню личного снаряжения туриста, обратите внимание на то, что для первых несложных походов выходного дня не придется ничего покупать нового. Вполне подойдет та одежда, в которой дети гуляют на улице. Исключение, может быть, составит обувь. Желательно иметь обувь на твердой, рифленой подошве, фиксирующую голеностоп. Наличие рифленой подошвы необходимо для увеличения трения между подошвой и дорожным покрытием. При этом уместно вспомнить с детьми материал из курса физики о трении, способах его повышения.

Так как при ходьбе, да еще с рюкзаком, теплоотдача организма существенно увеличивается, увеличивается и потоотделение (как реакция организма, способствующая охлаждению кожи). С одной стороны, это хорошо. Но, с другой — при остановках даже незначительный ветер может вызвать простудные заболевания. Это определяет выбор нижнего белья — оно должно впитывать пот, т. е. нужны хлопчатобумажные или шерстяные ткани. Заботой о предупреждении простудных заболеваний продиктована рекомендация на привале: даже при незначительном ветре надевать легкую куртку. При остановке же на ночлег сразу переодеться, сменив мокрую футболку, рубашку на запасную, сухую.

Таким образом, шаг за шагом, мысленно находясь в походе, руководитель знакомит детей с требованиями к тому или иному предмету снаряжения.

Укладка рюкзака требует навыков. Вначале детям следует объяснить принципы укладки вещей в рюкзак, затем продемонстрировать сам процесс укладки. Обязательно надо обратить внимание детей на необходимость иметь в рюкзаке водонепроницаемый вкладыш, на использование мешочков или пакетов для личных вещей. Следует показать приемы предохранения хрупких вещей от поломок — убрать их в специальную жесткую коробку, каны, завернуть в пуховку и т.д.

Следует обратить внимания детей на тот факт, что каждая лишняя, ненужная вещь в походе в конечном счете принесет огорчения, а не радости. Дети часто берут в поход радиоприемники, магнитофоны, батарейки в которых садятся буквально в первый день. И все последующие дни похода ребенок вынужден нести лишний груз. Некоторые считают удобным и престижным иметь разгрузочный жилет с множеством кармашков. Однако, как показывает практика, нужды в этом нет. С точки зрения безопасности совершенно недопустимы в походе плееры. Музыка отвлекает ребенка, он не слышит команд руководителя, предупреждений об опасных участках маршрута от впереди идущих товарищей.

Дискуссию о том, сушить или не сушить обувь и как ее сушить, бесполезно проводить в классе. Это надо делать у костра. Попросите ребенка поставить руку на таком же расстоянии, как и ботинок, который он решил сушить. Через некоторое время он сам поймет, что может произойти с кожей ботинка или материалом кроссовок при неосторожной сушке. А утром, пройдя по росе, можно продемонстрировать «сизифов труд» тех, кто пусть и осторожно высушил свою обувь.

Когда дети уже приобретут некоторый опыт походного быта, можно начать с ними работу по усовершенствованию личного снаряжения, изготовлению некоторых предметов (бахилы, фонарики и т.д.). Конечно, в современных условиях практически все необходимые вещи можно купить. Но туристы тем и отличаются от остальных, что многое делают своими руками, да это получается и дешевле.

Процесс подготовки личных вещей к многодневному походу необходимо заканчивать общим смотром снаряжения. Некоторые руководители считают, что достаточно дать школьнику список личных вещей; если же он что и забудет — это его проблемы.

Подобная точка зрения не только ошибочна, но и преступна! В походе нет индивидуумов, есть единый коллектив, и проблемы одного неизбежно становятся проблемами всей группы.

Поэтому за два дня до отъезда в поход надо предложить всем участникам принести полностью собранные рюкзаки со всем снаряжением в пункт сбора группы. Дома остается только то снаряжение, которое будет на школьниках в момент отъезда. Руководитель группы должен проверить все рюкзаки на предмет соответствия их содержимого заранее выданным спискам. Школьникам необходимо дополнительно объяснить, что смотр проводится не в поисках запрещенных вещей, а с целью обеспечения безопасности похода. В случае, если в рюкзаке не окажется какой-либо вещи из списка или какая-либо вещь окажется не соответствующей по качеству, руководитель составляет список недостающего и вручает его копию участнику, с тем чтобы на следующий день эти вещи были принесены. При этом рюкзаки остаются на месте сбора и домой не выдаются.

Как правило, такие проверки показывают, что около четверти членов группы что-нибудь да забудут.

Знакомство с перечнем группового снаряжения также не вызовет у детей затруднений, так как здесь практически нет незнакомых вещей. Другое дело, что не все держали в руках палатку, спальный мешок. Знакомство с ними надо начинать с простейших конструкций.

Самая простая палатка — двускатная, «домик», легка в обращении. Она легко ставится и складывается. На первом занятии надо поэтапно показать детям порядок установки палатки, объяснить необходимость использования полиэтиленового тента под дно палатки и тента над палаткой.

После демонстрации установки палатки группу следует разделить на подгруппы по 3 — 4 человека и предложить им по очереди поставить палатку. При этом руководитель группы комментирует действия детей, устанавливающих палатку. После некоторой практики можно провести соревнование на скорость установки палатки.

В дальнейшем можно перейти к знакомству с палатками других конструкций, отмечая их достоинства и недостатки, обучая детей приемам их установки.

Знакомство с другими предметами общественного снаряжения производится в классе, а с порядком их использования — во время практических занятий на местности. Особое внимание обращается при этом на правила безопасной транспортировки режущих предметов, на обязательное наличие на них чехлов. Знакомство с ремнабором, медицинской аптечкой проводится на этих же занятиях, но более подробно на этих вопросах следует остановиться при знакомстве с туристскими должностями и правилами оказания первой медицинской помощи.

Первые походы следует посвящать знакомству со снаряжением и правилами обеспечения быта в полевых условиях. На первых же занятиях дети должны прочно усвоить, что в походе они должны все делать сами. Руководитель группы на начальной стадии обучения показывает, что и как делать, а в дальнейшем только наблюдает за действиями своих подопечных.

Как режиссер репетирует с артистами сцену спектакля, так и руководитель должен отрепетировать с членами группы все действия при остановке на привал, при организации ночлега. Каждый участник должен знать последовательность действий при этом. В таком случае в работе группы меньше суеты, больше времени остается на отдых.

Важно научить детей правильно выбирать место для привала, бивака. Оно должно быть и красивым и безопасным. Поэтому нет острой нужды устраивать переходы строго по установленному времени, лучше придерживаться примерного времени и останавливаться, как только встретится подходящее для привала место. В этих же целях заранее начинается поиск места для организации ночлега.

Глубоко не правы те руководители, которые в целях экономии времени или повышения качества приготовляемых на костре блюд стараются выполнять обязанности дежурных по кухне вместо детей. При таком подходе ни через год, ни через два дети не научатся сами готовить. Но самое главное — они не будут в полной мере чувствовать свою личную ответственность перед группой за выполнение порученного дела, ведь они будут убеждены, что всегда в критическую минуту руководитель все сделает сам.

Поэтому много внимания уделяется организации работы дежурных. От четкости их работы зависит время и качество приготовления пищи, ее сохранность (ведь каны с пищей легко и опрокинуть), а также безопасность самих дежурных (ожоги, колото-резаные раны). Здесь уместно начинать первые разговоры об ответственности каждого за судьбу группы в целом.

Работа у костра требует внимания и дисциплинированности. Травмы и ожоги происходят либо в результате невнимательности дежурных, либо по вине ребят, случайно оказавшихся на кухне (при этом опрокинутый в костер котел с супом не самое страшное). Нужно внушить детям, что дежурный на кухне — полный хозяин; он имеет право удалить с кухни любого участника., если его присутствие мешает приготовлению пищи или создает потенциальную угрозу безопасности. При этом дежурные сами должны строго соблюдать правила безопасного обращения с огнем и кипятком.

Все дети без исключения должны овладеть навыками организации туристского быта, прочно усвоить обязанности дежурных.

По словам детей, они все умеют разводить костер. Не следует их в этом переубеждать — надо дать им возможность продемонстрировать это. Затем можно показать правильные приемы и последовательность разведения костра, обратив особое внимание на выбор места для него. Здесь уместно рассказать детям (если они этого не изучали в школе) о горении как процессе окисления и о необходимых для этого условиях. Дети должны знать, что для процесса горения необходимы: источник возгорания (спички, зажигалка), продукты горения (растопка, а потом и дрова) и кислород, содержащийся в воздухе. Тогда они легко понимают необходимость наличия сухой растопки и не будут плотно укладывать дрова в костре. Надо подсказать и способ обогащения костра кислородом — раздувание костра с помощью разделочной доски, «сидушки». С помощью собственных легких раздувать костер следует только на стадии его разжигания.

Обращается внимание на правила поведения на биваке, ведь большое количество травм происходит, как это ни странно, не при преодолении препятствий, а во время оборудования бивака и во время отдыха, когда внимание детей ослабляется.

Надо показать детям, как правильно работать топором и пилой при заготовке дров, где и как безопасно хранить их, запретить переноску тяжелых бревен.

Надо приучать детей перед каждым пользованием проверять состояние топоров. При малейших поломках немедленно обращаться к реммастеру, руководителю группы и ремонтировать их. При обучении дежурных, да и в дальнейшем, на кухне должен находиться руководитель или его заместитель.

Руководитель должен позаботиться и о правильном отдыхе участников, не занятых выполнением поручений. Не стоит разрешать детям в теплую погоду долго находиться в палатках, там очень душно. Полежать лучше в тени, однако для этого обязательно надо использовать теплоизоляционный коврик. Нередко дети не понимают, почему нельзя для этих целей использовать в сухую погоду спальный мешок. Проведите опыт: положите на землю кусок полиэтиленовой пленки; через некоторое время на ее внутренней стороне образуются капельки влаги. Если на месте пленки будет спальный мешок, то влага впитается в него.

Педагог с первых выходов на маршрут должен внушать детям, что они являются частью природы, их окружающей. Поэтому наносить ей вред — значит вредить самому себе и другим людям. Зеленые порубки, разведение костра на земле — вот первые и распространенные нарушения, которых дисциплинированная группа допускать не должна. При массовом развитии туризма недопустимо использование елового лапника для настила под палатку, вырубание стоек для палаток из стволов молодых деревьев. Для этого грамотные туристы несут с собой теплоизоляционные коврики и разборные стойки. С той же целью привязывают к стволу дерева не металлический тросик (режет кору), а надвязанные по концам тросика концы репшнура или стропы. Эти и другие моменты охраны природы должны быть обязательной частью обучения юных туристов.

Правило, что поляна после ухода туристов должна быть чище, чем до их прихода, надо выполнять неукоснительно. Это дань уважения окружающей природы и в конечном итоге уважение самого себя.

С первых же выходов надо привлекать детей к подготовке походов. Пусть это будут пока несложные поручения, но дети должны сами выполнять их. После определения состава группы сообща выбирают командира. Руководитель с командиром составляют план подготовки к походу и определяют должности каждого члена группы. Поручения должны иметь все, в противном случае дети не будут считать себя причастными к общему делу. При подготовке походов выходного дня план и обязанности детей будут невелики. Но надо помнить, что такие походы — это подготовка к более сложным и учиться всему надо постепенно.

Следует понять одну простую истину: выполнение порученных обязанностей есть единственный и правильный способ усвоения изученного материала, выработки устойчивых умений и навыков безопасного нахождения в природной среде. Уродливо выглядит группа (особенно это характерно для команд на соревнованиях, где важен результат), в которой есть специалист по ориентированию, приготовлению пищи, преодолению препятствий, а остальные дети выглядят как статисты. Введение должностей дублеров направлено на увеличение возможности каждого ребенка поработать в различных должностях, закрепить свои умения.

Маршруты первых походов разрабатывает (если они еще не разведаны) сам руководитель. Детям это и непонятно, и сложно. Как только будет проведено знакомство детей с вопросами ориентирования и дети научатся читать карту, можно привлекать их к разработке маршрутов.

В процессе подготовки походов дети знакомятся со всеми возможными должностями в группе. Простое перечисление обязанностей по должностям принесет немного пользы. Только в процессе их выполнения дети усвоят необходимую последовательность действий. При подведении итогов дня, похода в целом важно показать детям, что только добросовестная подготовка к походу ведет к успеху. От того, как каждый выполнил свои обязанности до похода, зависит благополучие всей группы.

Выполнение обязанностей способствует выработке таких важных качеств личности, как самостоятельность действий, ответственность перед коллективом за порученное дело. Поэтому руководителю важно не только дать поручение, но и проконтролировать его выполнение, вовремя подсказать участнику его промахи и совместно их устранить. Не следует бояться хвалить детей за выполнение поручений. Главное, чтобы эта похвала была заслуженной.

Важной составной частью подготовки похода, да и его проведения, является организация питания. Рассказав о влиянии правильного питания на работоспособность группы, можно переходить к практическим занятиям. Детям бывает сложно составить меню даже на один день. Для начала преподаватель может предложить несколько своих вариантов. По аналогии дети смогут выполнить задачу. Не составит им труда посчитать калорийность составленного рациона и распределить продукты между членами группы.

При проведении однодневных походов практически все руководители предлагают детям организовывать общий стол. Дети, осознавая себя членами единой группы, редко не соглашаются с руководителем.

Немалое терпение предстоит проявить руководителю при обучении детей приготовлению пищи на костре. Мало того что дети не умеют готовить вообще, так еще возникает масса проблем с костром. Однако учить этому надо всех членов группы, может быть, в течение всего первого года обучения. Старания и терпение руководителя окупятся сполна, когда дети этим искусством овладеют.

Важно научить детей варить различные каши (с супами-концентратами проще), регулировать пламя костра в зависимости от стадии приготовления блюд. Вот почему неоправданна в походе должность кострового. За костром смотрят сами дежурные и в нужный момент увеличивают или уменьшают пламя.

При изучении темы «Питание в походе» следует обратить внимание детей на правильные приемы упаковки продуктов, бережного их хранения во время похода, ведь каждый несет не свои продукты, а продукты всех членов группы.

Какими бы важными ни казались все перечисленные ранее темы обучения, вопросы техники движения и преодоления препятствий, ориентирования на местности являются главенствующими. Это и понятно — ведь прохождение маршрута является главной целью. Все остальные действия только способствуют более комфортному его прохождению.

Обучение правильной ходьбе начинается с первых занятий. Главное — научить детей правильно, экономично и свободно ходить. Стопу они должны ставить ровно и прочно, в момент перешагивания производить как бы перекатывание центра тяжести тела с наименьшей амплитудой колебаний. Такая пружинящая и плавная походка — основа выносливости. При этом необходимо подбирать приемлемый для всех членов группы ритм движения, регулировать дыхание в зависимости от рельефа местности.

Знакомство детей с формами рельефа педагог проводит дважды, изучая вопросы ориентирования и техники движения. На втором занятии надо обращать внимание детей на особенности различных рельефных форм, основные правила движения при этом. Следует обратить внимание на изменение техники движения в зависимости от вида грунта и растительности на маршруте.

При движении по склонам большую роль в безопасности играет сцепление подошвы с грунтом. И здесь вновь возвращаемся к понятию трения. Постепенно руководитель демонстрирует правила передвижения, увеличивая крутизну склона, «скользкость» его покрытия.

До автоматизма надо доводить умение детей пользоваться альпенштоком, не задумываясь, выполнять те или иные приемы при ходьбе. На этом внимание идущих не должно концентрироваться.

Для проведения занятий вовсе не обязательны горные склоны, вполне подойдут склоны оврагов, речных берегов. Первые занятия можно проводить налегке, но затем следует отрабатывать технику движения с полной выкладкой. Часть времени надо выделить на отработку элементов задержания при падении с помощью альпенштока, ледоруба. Такие же занятия проводят зимой, отрабатывая технику падения на лыжах. При этом важно научить детей правильно падать и в случае вынужденного торможения (остановка с помощью падения).

Наибольший интерес вызывают у детей преодоление естественных препятствий, организация бродов, переправ с помощью веревок. Напомним еще раз, что изучение этих приемов обязательно, они включаются в дистанции соревнований по туризму. Но на маршруте нужно по возможности избегать опасных препятствий, используя изученные приемы в крайнем случае.

Разучивание техники преодоления препятствий логично начать с преодоления склонов как наиболее часто встречающихся на маршруте препятствий. Вначале отрабатывают прием подъем, спуск, траверс по склону с самостраховкой альпенштоком. Для занятий рекомендуется использование склона крутизной до 40°.

Затем можно переходить к разучиванию техники подъема по склону с использованием перил (основной веревки). При этом возможно несколько вариантов. Простейший из них — спортивный способ. При этом участники должны проходить опасный участок, захватывая веревку поочередно правой и левой рукой способом «наизворот», т.е. обкручивая ее вокруг кисти и предплечья. Веревка во время движения участника должна находиться в «нагруженном» (натянутом) состоянии. Следует обратить внимание детей на то, что в целях обеспечения безопасности при прохождении этапов с использованием перил на них может находиться только один участник.

При подъеме по склону с самостраховкой участник должен проходить опасный участок с самостраховкой и опорой на перильную веревку, т.е. постоянно выбирая ее руками и поддерживая в «нагруженном» состоянии. Следует обратить внимание детей на положение кисти руки, подталкивающей схватывающий узел (см. рис. 35). При движении надо рекомендовать участникам широко расставлять ноги, что повышает их устойчивость на склоне. Остальные члены группы могут, находясь в безопасной зоне, держать веревку в натянутом состоянии, облегчая прохождение этапа для движущегося по перилам участника, навязывать на перила схватывающий узел для себя. На таком препятствии допускается использование жумаров и других вспомогательных средств крепления к перилам, но не исключающих и не заменяющих схватывающий узел.

Детям надо подсказать, что на этом и других препятствиях, связанных с движением по перилам, участникам, закончившим подъем в безопасную зону, после отключения своей страховочной системы рекомендуется давать команду «Перила свободны!», означающую, что следующий участник может вставать на самостраховку и начинать движение по перилам. Такая команда поможет избежать одновременного нахождения на перилах двух и более участников.

После этого задачу можно усложнить — предложить участникам самим навесить перила для организации подъема группы.

Первый участник поднимается по склону любым способом (свободным лазаньем, с самостраховкой альпенштоком или ледорубом) с нижней командной страховкой. При подъеме он пропускает страховочную веревку через промежуточные точки страховки, которые делает на подходящих опорах (веревочные петли примерно через 3 —5 м с встегнутыми в них карабинами). Последний участник снимает карабины, развязывает петли.

Страховка ведется из безопасной зоны, свободный конец страховочной веревки закрепляется на участнике или опоре. Крепление перил осуществляется на верхней опоре узлами «карабинная удавка», «штык», «узел проводника», «восьмерка», «стремя», «булинь». На нижнем конце перильной веревки должен быть завязан узел. При подъеме последнего участника этот узел может быть встег-нут в его страховочную систему.

Спуск спортивным способом. Участники проходят опасный участок спортивным способом, т.е. пропустив веревку за спиной, удерживая ее двумя руками и обмотав одним витком вокруг предплечья и кисти верхней по склону руки.

На веревке может находиться только один участник, т.е. при движении участника по перилам на опасном участке никакой другой участник группы не должен касаться перильной веревки. Это правило необходимо соблюдать в любом случае движения с использованием перил (подъем, спуск, траверс, переправы). Участники должны работать в рукавицах и штормовке из прочной ткани.

Спуск с самостраховкой. Самостраховка осуществляется с помощью петли из репшнура (0 6 мм), который с помощью схватывающего узла присоединяется к перилам и пристегивается карабином к страховочной системе в грудное перекрестье. Узел должен находиться выше участника и проталкиваться вниз верхней рукой по мере спуска. Как и на подъеме, нельзя зажимать узел в кулак. При большой крутизне склона участникам рекомендуется двигаться, развернувшись вниз спиной и широко расставляя ноги, что повышает их устойчивость на склоне.

Спуск по склону с использованием перил, наведенных командой. Крепление перил осуществляется на верхней опоре, узлом «кара-бинная удавка». На нижнем конце перильной веревки должен быть завязан узел. Спуск группы осуществляется в соответствии с условиями, изложенными для организации подъема. Снятие перил осуществляется перетягиванием карабина узла «карабинная удавка» второй веревкой, можно вспомогательной. Запрещается использовать для крепления перил саморазвязывающиеся узлы и приспособления — самосбросы.

Траверс склона с самостраховкой по перилам, наведенным командой. Этап организуется на склоне крутизной до 40°. Первый участник проходит опасный участок траверса свободным лазаньем, с самостраховкой альпенштоком или ледорубом на командной страховке. Его страховка осуществляется участником команды, находящимся на верхнем страховочном пункте и стоящим на самостраховке. Конец страховочной веревки закреплен. Первый участник определяет промежуточные точки страховки, на которые навешивает петли и с помощью карабинов закрепляет страховочную веревку, чтобы она сильно не провисала. Можно организовать жесткое крепление перил к промежуточным точкам страховки.

Затем все участники передвигаются по склону, осуществляя страховку к перилам скользящим карабином «уса» самостраховки.

При переходе с одного участка перил на другой, отделенный точкой закрепления веревки, участник должен перестегнуть карабин «уса» самостраховки (совершить «перестежку»). «Перестежка» должна производиться без потери самостраховки. Это выполняется следующим образом: участник должен сначала пристегнуться имеющимся у него свободным «усом» самостраховки к следующему участку перил, затем выстегнуть карабин самостраховки из предыдущего участка и продолжать движение.

На участке перил между двумя точками жесткого крепления может находиться только один участник. Последний участник идет с командной страховкой, выстегивая страховочную веревку из промежуточных точек.

Движение по наклонным перилам. Преодоление препятствия производится аналогично траверсу склона. Отличие состоит в том, что перила являются наклонными, поэтому движение по ним требует самостраховки схватывающим узлом (как при подъеме и спуске). Если препятствие имеет значительную длину, надо организовать точки промежуточного крепления перил. Порядок перестежки: пристегнуться карабином «уса» самостраховки (или карабином грудной обвязки) к петле, отсоединить схватывающий узел от предыдущего участка перил (с этого момента он считается свободным), прикрепить схватывающий узел к следующему участку перил, выстегнуться из петли и продолжить движение.

Разучивание способов переправы следует начать с организации переправы вброд. Занятие следует начать с изучения мест, пригодных для организации такой переправы. При этом следует обратить внимание детей на выбор удобных мест подхода к броду и выхода на целевом берегу, мест с наименьшей глубиной и течением, отсутствием коряг и других препятствий. Руководитель обращает внимание детей на правильное пользование альпенштоком при самостраховке. При организации брода при значительном течении, более 3 м/с, и глубине 1,2 м требуется наведения перил. При этом значительно усложняется переход первого участника на целевой берег. К боковой части его грудной обвязки крепятся карабином (плавающий карабин) две веревки: одна, основная, является страховочной; другая — вспомогательной.

При падении или смыве течением участника страхующие слегка выдают страхующую веревку, а вспомогательной подтягивают потерпевшего к берегу.

Перешедший на целевой берег участник закрепляет основную веревку (перила) на опоре. Перила на исходном берегу натягиваются группой с помощью полиспаста, блока или карабинов. Вторая веревка используется в качестве транспортировочного «челнока»: в середине этой веревки вяжется узел, в него вщелкивается карабин, который затем вщелкивается в перильную веревку, а грудной карабин переправляющегося участника — в карабин «челнока». С его помощью упавшего участника вытаскивают на берег. Переправляются участники без рюкзаков. Их переправляют отдельно с помощью того же «челнока».

При незначительном течении сильного натяжения страховочной веревки не требуется. В обоих случаях переправляющиеся участники используют для самостраховки альпеншток.

Переправа по бревну с использованием шеста. Шест необходимо держать двумя руками и опираться им на дно оврага. Переправившийся участник передает шест следующему. Запрещается бросать шест. Длина шеста должна позволять передачу его с берега на берег или переправлять «маятником». На бревне может находиться (вставать одной или двумя ногами) только один участник.

Если переправа по бревну осуществляется через водную преграду, необходимо опираться шестом в дно выше по течению относительно бревна.

Переправа по заранее уложенному бревну с использованием перил, наведенных командой. Участники навешивают горизонтальные перила и переправляются с самостраховкой к перилам, затем перила снимают. Первый участник преодолевает бревно с командной страховкой без рюкзака.

Если переправа производится через водную преграду, страховка первого участника осуществляется двумя веревками, которые крепятся карабином к боковой части грудной обвязки страхуемого (плавающий карабин). Одна из веревок (верхняя по течению) должна быть основной, вторая может быть вспомогательной.

Страховка может осуществляться с рук. Расстояние между страхующими должно быть не менее половины ширины реки. Веревки должны иметь незначительный провис, но не касаться воды. Возможны два способа страховки. При первом каждую из веревок удерживают не менее двух человек в брезентовых рукавицах. В этом случае концы страховочных веревок не закрепляются. При втором способе каждая веревка удерживается одним участником, а концы веревок закрепляются на опорах.

На переправах через препятствия без воды страховка первого участника осуществляется одной веревкой, которая крепится в грудное перекрестье обвязки страхуемого. Страховка может осуществляться через карабин или опору. Конец страховочной веревки закрепляется. Страхующий при этом должен находиться на самостраховке.

После выхода первого участника на противоположный берег группа закрепляет веревку на опорах и наводит перила. Крепление перил к опорам может осуществляться узлами «карабинная удавка», «штык», «узел проводника», «восьмерка», «стремя», «булинь». Остальные участники переправляются с соблюдением мер безопасности. Снятие перил осуществляется перетягиванием карабина узла «карабинная удавка». Запрещается использовать для крепления перил саморазвязывающиеся узлы и приспособления — самосбросы.

Затем можно перейти к обучению детей самостоятельно укладывать бревно. Укладка бревна осуществляется участниками команды с исходного берега в место, определенное руководителем, все участники при этом должны быть в касках и рукавицах. Участникам запрещается выход в опасную зону. Для подъема и укладки пользуются не менее чем двумя оттяжками из основной веревки. Поднимаемое бревно должно быть плотно прижато торцом комля к специально организованному упору. При необходимости до начала подъема группа должна подтащить бревно вплотную к упору.

Участникам, работающим на оттяжках, запрещается наматывать веревку на руку, закладывать ее за корпус. Во время подъема бревна разрешается одному-двум участникам оказывать помощь, поднимая руками бревно за вершину, обеспечивая свою безопасность силами участников, удерживающих бревно на оттяжках. Для выполнения точной укладки бревна разрешается направлять его руками, находясь сбоку от бревна и держа ноги не ближе 0,5 м от комля.

Запрещается находиться под бревном во время его подъема. Во время опускания бревна нельзя находиться над или под бревном.

После укладки бревна разрешается использование одной из закрепленных на вершине оттяжек в качестве перил для перехода первого участника.

Дальнейшие действия участников такие же, как и в случае переправы по уложенному бревну.

Переправа по веревке с перилами. Переправа организуется через овраг или реку. На берегах определяются опоры для крепления веревок. В пределах опасного участка участники должны находиться на страховке или на самостраховке.

Первый участник переправляется на другую сторону с командной страховкой (организуется аналогично переправе по бревну), закрепляет две основные веревки на разной высоте, в соответствии со средним ростом участников. Затем группа натягивает веревки. Разрешается использование для натяжения веревок блоков одинарного полиспаста, изготовленного из карабинов, отрезков основной, вспомогательной веревки, опорных петель. Все блоки и приспособления полиспаста должны быть сняты с переправы до начала движения по ней участников.

Крепление веревок к опорам может осуществляться узлами «карабинная удавка», «штык», «узел проводника», «восьмерка», «стремя», «булинь», «рифовый».

Снятие перил осуществляется перетягиванием карабина узла «карабинная удавка», которым крепятся веревки на исходном бе-

1.10. Методика обучения учащихся основам туризма

регу. Запрещается использование для крепления перил саморазвязывающихся узлов и приспособлений — самосбросов.

Преодоление реки (оврага) по навесной переправе. Переправа организуется через овраг, реже — через водную преграду. Рабочую веревку надежнее привязывать к дереву узлом «карабинная удавка» или «стремя». Для натяжения ее можно использовать несколько способов (рис. 55).

Порядок пристежки участника следующий: встегнуть в блокировку страховочной системы сопровождающую веревку, пристегнуться к рабочей (грузовой) веревке грудным, а затем беседочным карабином (отстегивание производится в обратном порядке). При сблокированной страховочной системе переправа допускается на одном беседочном карабине.

Сопровождение участника организуется силами членов команды и должно начинаться с момента его пристегивания к рабочей (грузовой) веревке и завершаться после отстегивания от нее.

Участники могут оказывать помощь друг другу при пристегивании и отстегивании. Переправляться следует головой вперед. При свободном скольжении по веревке части тела не должны касаться рабочей (грузовой) веревки (рекомендуется откинуть руки и ноги вниз). При остановке свободного скольжения участник может двигаться по веревке, вытягивая себя руками и помогая ногами.

На переправе может находиться только один участник — кроме него, к веревке карабином не должен быть прикреплен никто, пока переправившийся не отстегнется в зоне торможения.

Возможна организация наклонной навесной переправы (угол наклона веревки более 20°). Этап организуется аналогично этапу

«навесная переправа». Отличие от обычной навесной переправы заключается в следующем:

страховка осуществляется с более высокого (стартового) берега. При этом страховочная веревка выдается через карабин (возможно — через опору), конец страховочной веревки должен быть прочно закреплен;

страхующий работает в рукавицах и находится на самостраховке;

при движении по веревке участник должен быть в рукавицах и может тормозить движение руками выше грудного карабина;

участник осуществляет движение на переправе ногами вперед;

запрещается нагружать рабочую (грузовую) веревку снаряжением при прохождении участника, а также оттягивать, зависать над ней другим участникам;

торможение участника в зоне на нижнем (финишном) берегу должно быть обеспечено другими членами команды, уже находящимися на берегу, или тормозной оттяжкой, навязанной на рабочую (грузовую) веревку.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 73 | 0,223 сек. | 17.64 МБ