Вся учебная работа с альпинистами начальных этапов обучения проводится на основе Программы, предусматривающей ознакомление новичков с основами альпинистской техники, дающими им возможность совершить учебно-тренировочный перевальный поход и зачетное восхождение на вершину 1 Б к.с.
Построение учебного процесса с новичками в большей мере должно включать познавательную сторону альпинизма, развитие интереса к новым занятиям, убеждать в безопасности приемов техники и одновременно показывать опасности, возникающие при забвении страховки. Инструктору надо суметь открыть для новичков красоту гор, дать возможность активно провести свой отпуск.
При проведении медицинского осмотра, врачу альпинистских мероприятий (АМ) надо быть особенно внимательным к новичкам. Впервые попав в высокогорную зону, иногда практически с «нуля» до 2-2,5 тысячи метров над уровнем моря, они не могут сразу адаптироваться к новым условиям, к нагрузкам при которых придется работать с первых же дней пребывания в горах. Медицинский осмотр новичков должен дать общую картину состояния их здоровья и выявить отклонения по сравнению с данными медосмотра, проведенного в стационаре на равнине. Все начальные отклонения, принимая в расчет высоту над уровнем моря, должны быть учтены врачом и сообщены командирам отделений. Позже (через 3-4 дня) для них следует провести дополнительное обследование. Инструктор в течение смены должен поддерживать контакт с врачом по вопросам, касающимся здоровья и общего состояния своих учеников.
Как правило, в первые дни нагрузка не особенно велика и обычно на 3-7-й день все отклонения, имевшие место в начале смены, устраняются. В этом случае необходима взаимная информация о состоянии здоровья участника между врачом и командиром отделения.
В том случае, когда замеченные отклонения, особенно артериальное давление (АД), не приходят в норму, а постепенно увеличиваются или держатся на высоком уровне, нужно решительно отправлять такого участника вниз. Значит, даже такая высота противопоказана для его здоровья и дальнейшее пребывание в данных условиях только усложнит положение.
Никак нельзя мириться с тем, что в любом мало-мальски «подходящем» случае инструкторы обращаются к врачу с просьбой отстранения по «медицинским» соображениям новичка, вся беда которого состоит в том, что его период акклиматизации отличается от других участников отделения. Вполне понятно, что такой новичок на первых порах выглядит несколько слабее остальных.
Выход начинающих альпинистов на первые практические занятия это не только начало новой работы, но и торжественный момент — они идут приобщаться к альпинизму!
Началом конкретной деятельности новичков по ознакомлению с приемами альпинистской техники являются занятия по страховке и обращению с альпинистской веревкой. Первые шаги на скальном рельефе при проведении занятий по технике передвижения по скалам могут показаться сложными и даже опасными. И в этом случае обязанность инструктора своим примером и точными объяснениями показать безопасность и привлекательные стороны этого занятия. Инструктор в первый день таких
занятий должен быть особенно внимательным и бдительным. Не сразу участники могут привыкнуть к новому ощущению — ощущению глубины. Часто это понятие путают с высотой. Это не однозначные понятия и на первых порах от неожиданного взгляда вниз участник может потерять самообладание. Поддержать, помочь преодолеть робость, дать более легкий участок маршрута для повторного прохождения и, если нужно, самому показать его прохождение — первостепенная задача и обязанность инструктора. Именно первые занятия необходимо построить таким образом, чтобы всей группе было интересно заниматься и стало понятным, что все их передвижения на таком, пока непонятном для них, рельефе обеспечены страховкой и безопасны.
Тренировочный поход дает новичкам первые навыки походной жизни в горах. В походе проводятся занятия по передвижению по травянистым склонам, моренам и осыпям, организации бивака, переправам через горные реки Поход расширяет круг навыков и умений новичка, подготавливает его к конкретным условиям больших походов в горах. В этом походе инструктор должен постоянно контролировать общее состояние участников. И особенно тех, кто врачом допущен условно. После похода необходимо сообщить врачу свои наблюдения: это поможет определить дальнейший уровень занятий для такого участника.
Ко времени выхода в большой поход для проведения занятий по снежно-ледовой технике и прохождения перевалов 1-й категории сложности все вопросы по составу отделения должны быть решены. Но нельзя забывать основного положения при работе с начинающими альпинистами: они приезжают в альпинистский лагерь познакомиться с условиями горовосхождений, с природой гор. И прямая обязанность инструктора приложить максимум усилий для выполнения ими своей цели. Отсев слабого участника -крайняя мера. И каждому такому случаю должна предшествовать кропотливая работа инструктора по оказанию слабому участнику максимальной помощи в выполнении всей программы обучения.
Инструктор как никогда обязан в период подготовки своего отделения к походу проявить внимание и заботу о своих учениках. Хорошо известная истина «в альпинизме мелочей не бывает» в такой ситуации приобретает самое полное звучание. В понятие подготовки входит и беседа командира отряда о районе предполагаемого похода и об условиях, в которых проходит деятельность человека в походе. Сюда же относится и повторный медицинский осмотр для тех, кому он необходим по рекомендациям инструктора, и тщательная проверка и подгонка снаряжения, проверка личных вещей участников, чтобы удостовериться, что нет ничего лишнего и взято все необходимое. Подбор продуктов питания и составление меню на каждый день и весь поход, показ и помощь в укладке рюкзака — это и множество разных «мелочей», которые инструктор должен предусмотреть и решить, прежде чем он сможет сообщить командиру отряда о полной готовности к походу своего отделения.
Если отряд/отделение, выходя в поход, в качестве топлива имеет только дрова, то накануне рекомендуется организовать их заготовку и, возможно, даже доставку к месту первого бивака, с тем, чтобы исключить в первый же день похода большую нагрузку и лишнюю тяжесть в рюкзаках. В том случае, когда после проведения занятий по ледовой технике отряд совершает перевальный поход, не требующий наличия у всех участников кошек, то следует организовать их переноску вниз по ущелью, чтобы не нести лишний груз и при возвращении в базовый лагерь их забрать.
Очередность проведения занятий по снежной и ледовой технике, проводимых во время такого похода, определяет командир отряда. В своей вводной беседе он должен обратить внимание всех участников на необходимость соблюдения мер безопасности при передвижении по леднику (особенно закрытому) и во время занятий по ледовой технике. Занятия по снежной технике желательно проводить на склонах перевалов или в
непосредственной близости от них, чтобы дать участникам возможность запомнить рельеф, по которому им предстоит совершать подъем на перевал. Да и вообще эти занятия следует оторвать от топтания на «пятачке», как это не редко практикуется, особенно молодыми инструкторами. Утомительные (и даже однообразные) занятия по снежной технике можно сделать более интересными и насыщенными конкретной работой, если проводить их в постоянном движении верх по разнообразному снежному рельефу, то что принято называть — «как на восхождении».
Прохождению отряда через перевалы должна предшествовать разведка маршрута. И особенно эта мера необходима, если по этому маршруту в последние дни никто не проходил и отсутствует информация о состоянии снежного покрова, его толщине, наличии и характере трещин и бергшрундов.
Задачами разведки являются: поиск и маркировка лучшего варианта выхода на перевал и спуска с него; вытаптывание ступеней и площадок для страховки; навешивание веревочных перил. В состав группы разведки кроме инструкторов и стажеров можно включать наиболее физически сильных участников отряда. Возглавлять эту команду должен инструктор хорошо знающий данный район.
В большинстве случаев после прохождения перевала отряд приходит на место бивака, имея запас светлого времени. Командиры отделений должны знать, чем они будут заполнять это время, какие общеотрядные мероприятия можно будет провести: соревнования по скалолазанию по упрошенной программе; альпинистская эстафета; интересная беседа у костра; рассказ о лучших инструкторах и спортсменах района и их восхождениях.
Горная река с ее сложным режимом и рельефом дна и другими опасными особенностями является одним из самых сложных препятствий на пути альпиниста к вершинам. Правда, сейчас не так уж часто в альпинистской практике приходится заниматься наведением переправ. Во всех освоенных районах сделаны хорошие и надежные постоянные переправы. Но горная река все же может встретиться на пути горного туриста, геолога, экспедиции в отдаленном горном районе, в конце концов, мостки могут быть сорваны спазматическим паводком реки. Именно в таких случаях может быть неоценимым тот опыт, который приобретается на практических занятиях по организации и проведению переправ через горные реки. Эти занятия, пожалуй, единственная возможность получить правильные навыки и узнать о простейших и доступных в походных условиях способах переправ. Обязательно дать самим участникам попробовать — при надлежащей страховке — истинную силу течения и лично убедиться в серьезности опасностей, таящихся в горной реке для неподготовленного человека. Занятия нужно проводить по большой воде (выше колен), с организацией всех мер безопасности не только для участников, но и для инструкторов.
В каждом альпинистском районе есть свои традиционные вершины с зачетными маршрутами для начинающих альпинистов. Большинство инструкторов не раз совершали восхождения на эти вершины и хорошо знакомы со всеми особенностями этих маршрутов. Во время восхождения с отрядом никакие неожиданности в принципе не могут повлиять на его результат. Но провести его на высоком организационном уровне, так, чтобы у всех участников оно осталось в памяти как важное событие их жизни — это большая и ответственная задача для инструктора альпинизма.
Во время восхождения (собственно всех походов в горах) совершенно недопустим высокий темп движения. Ряд молодых спортивных инструкторов иной раз любят показать себя именно с этой стороны и на спусках устраивают в полном смысле «гонки». Мало того, что это прямой путь для возникновения аварийной ситуации (АС), да и простое падение на спуске не сулят ничего хорошего. Главное даже не в этом — подобные
скоростные приемы передвижения в горах у неопытных начинающих альпинистов могут вызвать простое отвращение к занятиям альпинизмом.
Достигнув вершины, нужно собрать всех участников для отдыха, дать время для завтрака и фотографирования, провести для них обзорную беседу по географии района и истории его освоения альпинистами. Если площадка на вершине по своим размерам не позволяет одновременно собрать весь отряд, то сделать проход всего отряда через вершину и собрать его в удобном месте на ее склонах или на плече, понижении гребня, перемычке. Перед подачей команды о начале спуска с вершины необходимо проверить наличие снаряжения, по мере необходимости перешнуровать ботинки и напомнить о соблюдении осторожности при спуске. Организовать движение вниз плотной колонной, не допуская попадания случайно сброшенными вниз камнями, в тех кто находится ниже по склону, гребню.
По возвращении на бивак распределить остаток времени для приготовления пищи, уборку площадки бивака и возвращения в базовый лагерь. Перед входом в лагерь следует сделать кратковременную остановку, привести в порядок внешний вид участников и инструкторов. Учитывая, что инструкторы всегда знают о подготовленной в лагере встрече начинающих альпинистов, они не должны заранее говорить своим ученикам об этом. Пусть веселая и торжественная встреча с ритуалом посвящения в альпинисты будет приятным сюрпризом для новичков!