Начальная подготовка (выполнение норм III спортивного разряда)

Работа со значкистами требует повышенного внимания и осторожности. Значкист это по сути это тот же новичок, только обуреваемый гигантскими планами — мне бы на Ушбу, мне бы на стену Троллей. Задача инструктора непроста: надо помочь каждому из них разобраться в собственных силах и возможностях, определить уровень работы на сезон и сроки выполнения норм III спортивного разряда. Ни в коем случае нельзя руководствоваться ложным правилом, что каждый значкист, прибывающий в лагерь, за смену обучения должен получить этот разряд. Выполнение норм не самоцель при работе с отделением значкистов. Кроме выполнения спортивных нормативов требуется овладение умениями и знаниями, получение серьезных навыков в технике и тактике альпинизма. Только после этого при хорошей общефизической подготовке альпинист может совершить ряд восхождений, дающих право на присвоение разряда по альпинизму. Это положение обязательно при выполнении норм и по всем остальным разрядам спортивной квалификации.

С первого же знакомства со своими учениками инструктору следует стремиться, как можно больше узнать о них: что привело их в горы, что они хотят получить от занятий альпинизмом, каковы их интересы и наклонности. От занятия к занятию нужно пополнять эту своеобразную копилку информации о своих учениках: это поможет лучше строить взаимоотношения в отделении и добиваться стабильных успехов в обучении.

На скальных занятиях, учитывая годичный перерыв (если зимой не ходил в секцию скалолазания), вначале следует дать возможность освоиться в новых условиях, вспомнить ранее разученные приемы передвижения по скалам. Затем, давая задания по организации пунктов страховки и самостраховки, приступать к разучиванию приемов нижней страховки. Место занятий должно быть оборудовано: крючья набиты через 1 — 1,5 м; на станции нижней страховки — не менее трех; второй крюк в страховочной цепи должен быть не ниже 3-4 м от места страхующего, чтобы он имел возможность удержания первого при случайном срыве.

Эта часть занятия даст возможность подготовить участников к более сложным приемам передвижения по скалам в связках.

Обычно отработку скальной техники в связках совмещают с выходом на тренировочное восхождение 1Б к. с. скального характера, которым заключают цикл скальной подготовки. Это наиболее удобная форма, тем более, что само восхождение по своему смыслу и задачам может являться проверкой физической и технической подготовки значкистов. Поэтому построение такого похода должно проходить под знаком закрепления полученных навыков, а не темповых нагрузок, как, к сожалению, нередко бывает на практике.

Время, затрачиваемое на такое восхождение, — это учебное время, и здесь не может быть спешки и гонки. На маршруте нужно давать вводные по организации движения всей группы, определению темпа движения, обеспечению группы страховкой. Конечно, все это следует проводить под контролем инструктора. Но он должен вмешиваться в дела группы лишь тогда, когда она не в состоянии сама выполнить предложенное задание и принять необходимое решение.

Разбор цикла скальных занятий и тренировочного восхождения должен дать ответ на вопросы по составу отделения и решить проблему отсева, если он нужен. Инструктор обязан конкретно и убедительно объяснить участнику нецелесообразность сдачи норм на разряд в текущем сезоне. При этом надо не терять такта и помнить, что даже невзначай можно легко обидеть человека. Все «особые» причины, которые нетактично выносить на общее обсуждение, нужно обговорить заранее с самим участником и командиром отряда. Принципиальность, логичность и умение убедительно объяснять свои поступки и решения — вот чем инструктор обязан руководствоваться на любом разборе, при любом разговоре с участниками.

Проведение занятий по снежно-ледовой технике можно делить на 2 части. Первая -очень короткая — это восстановление ранее изученных приемов с отработкой их на простых склонах. Вторая — основная — проводится «как на восхождении», т. е. в движении вверх по рельефу, по интересным участкам ледника или снежных склонов. В этом случае вопросам обеспечения безопасности придается повышенное внимание.

При проведении занятий по транспортировке пострадавшего при помощи подручных средств должны сопровождаться обязательной самостоятельной работой значкистов. Например, организация систем страховки, спуска и подъема носилок проводимая под руководством и наблюдением инструктора даст не только новые навыки в новой для них области, но и закрепит ранее изученные приемы работы с веревкой и организации страховки. А ради одного только этого недопустимы никакие упрощения.

Вопросы страховки и передвижения по различным формам горного рельефа всегда связаны между собой. Вот почему задача инструктора научить своих подопечных правильно и умело сочетать эти две дисциплины, следовать принципу: каждому техническому приему сопутствует, а зачастую опережает его прием страховки и самостраховки. Обучить действовать в соответствии с формулой «основа безопасности в альпинизме — это умелое сочетание техники и мер безопасности». Значкисты должны иметь четкое представление о том, где и когда необходима страховка, должны знать и уметь применять ее в практике учебных восхождений 2-й категории сложности.

Проведение учебных и зачетных восхождений с отделениями значкистов — еще одна важная задача для инструктора. Во время восхождений видны как на ладони успехи и недоработки, как каждого отдельного участника, так и всего отделения в целом.

Значкисты, как будущие разрядники, обязаны знать с самого начала своего обучения, что такое скорость в альпинизме, из чего она складывается и к чему приводит, если ею неправильно пользуются. Это необходимо для того, чтобы на своем уровне подготовки у некоторых не возникало желания ходить по вершинам «побыстрее». Чтобы был больший запас светлого времени для решения учебных вопросов на маршруте, нужно широко практиковать ранние выходы с биваков.

Большое значение для правильного проведения учебных восхождений имеет деление отряда на «парные» группы, составленные из двух отделений.. На каждую пару отделений приказом по лагерю в соответствии с рекомендациями командира отряда из инструкторов назначается старший группы отделений. Он является ответственным за всю работу группы этих отделений с момента выхода из лагеря и до снятия контрольного срока по возвращении в базовый лагерь.

Контрольное восхождение 2Б к. с., которым завершается курс подготовки и выполнения норм III спортивного разряда — для значкиста экзамен на зрелость. На этом восхождении проверяется его способность принимать самостоятельные решения по организации движения и страховки, выбору маршрута, умение вести группу в нужном темпе, соблюдать меры личной безопасности и безопасности для всей группы. Инструктор отделения может назначить это восхождение контрольным одному или нескольким участникам своего отделения или даже всем участникам, но каждый раз обдумывая требования, предъявляемые на таком восхождении к ученикам, по результатам которого он запишет в «Книжку альпиниста» фразу: «По итогам контрольного восхождения может быть присвоен III разряд по альпинизму».

Участники, не получившие рекомендации к контрольному восхождению, совершают восхождение 2Б к. с., как обычное, учебное. Показав на нем уверенные навыки, они получают разрешение выйти на контрольное восхождение. Однако если контрольное восхождение не зачтено, то в «Книжке альпиниста» делается пометка: «Контрольное не зачтено», что означает: программа обучения выполнена, но необходимого уровня навыков и соответствия квалификационным уровням своего разряда этот альпинист не достиг и ему необходимо пройти повторную или дополнительную подготовку.

Из числа значкистов можно выделить тех, кто имеет разряд по скалолазанию. С одной стороны, для них возможно сокращение занятий по скальной технике, а с другой — в работе с ними требуется уделить больше времени технике передвижения по скалам в связках. Значкисты, уже побывавшие в этом сезоне в горах (альпиниады, сборы, мероприятия круглогодичной подготовки), могут быть собраны в отдельную группу, так как они не только выполнили программу занятий, но совершили восхождения. Учитывая уровень их индивидуальной подготовки, план работы для членов такой группы может не включать многие пройденные темы, чтобы высвободившееся время посвятить учебным и контрольным восхождениям.

Другая категория значкистов — это те, кто в прошедшем сезоне по различным причинам не смогли выполнить полную программу восхождений. Они могут быть объединены в одну группу вместе с предыдущими значкистами. Сюда же могут быть отнесены и значкисты, которые в прошлом году прошли курс ускоренной подготовки на значок «Альпинист России» и совершили дополнительные восхождения 1 Б и 2А к. с.

Следует отметить, что формируют такие отделения на основе тщательной проверки знаний и умений, с учетом активности самих альпинистов на занятиях и их учебной дисциплины.

Завершая разговор о работе со значкистами, следует остановиться на таком важном вопросе, как разбор занятий, и особенно восхождений. К сожалению, до сих пор распространено мнение, что на разборах не следует «выносить сор из избы». Это абсолютно неправильно. Разбор — продолжение учебного процесса. И если на разборе иногда приходится прибегать к административным мерам, то пользоваться ими нужно осмотрительно. Поспешные, с легкостью раздаваемые наказания ни к чему к хорошему не приведут. Недопустим на разборе формальный подход, менторский тон. Лучшая форма разбора — доверительный разговор о недостатках в личной подготовке, упущениях на занятиях и т. п. Обязательно должна существовать обратная связь: участники должны дать собственную оценку своим действиям, работе товарищей.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 73 | 0,315 сек. | 15.6 МБ