Долгое время обучение тактике в альпинизме только подразумевалось. Считалось, что, накапливая опыт восхождений, альпинист тем самым автоматически осваивает содержание и взаимосвязь тактических понятий. В лучшем случае под обучением тактике понималось знакомство с так называемыми тактическими правилами, проиллюстрированными примерами из практики, и составлением тактических планов (подчас формальных).
Однако ежегодный анализ происшествий показывает, что «достаточная тактическая грамотность», являющаяся причиной многих аварий, проявляется, в непонимании сущности тактики как творческого освоения и применен личного опыта.
Для того чтобы обучение тактике было эффективным, прежде всего, следует установить единство понятий и терминологии.
По-видимому, определение тактики как совокупности мероприятий и действий, обеспечивающих достижение поставленной цели с наименьшей затратой сил, средств, времени и с необходимой степенью безопасности, наиболее полно отражает ее сущность применительно к альпинизму.
Выделенные понятия, принято называть тактическими категориями. Следует кратко остановиться на их содержании.
— Цель. Отправным пунктом любой тактической альпинистской концепции всегда остается четко поставленная (определенная) цель и вытекающие из нее задачи. Восхождение может быть учебным, тренировочным, спортивным. Но возможно и объединение этих целей. В этом случае должна быть выделена основная цель и установлена ее взаимосвязь с подчиненными, второстепенными;
— Задачи. Соответственно иерархии целей определяются задачи. Особый оттенок спортивному восхождению, придают такие задачи, как первопрохождение или первовосхождение, участие в соревнованиях, повторное восхождение по наиболее интересному маршруту прошлых лет и т.п. Для учебных и тренировочных восхождений характерны задачи по освоению приемов индивидуальной техники, организации взаимодействия как внутри связки, так и всех связок группы и отделений в отряде, педагогический контроль, новые рубежи высоты, освоение и применимость снаряжения и т. д. Можно ставить и более специфические цели — производственные, научные, военно-прикладные. Особое место в тактике занимают поисково-спасательные работы.
— Степень риска. Значимость и актуальность цели определяет необходимую степень риска. и совокупность мер безопасности. Нужно четко представлять себе, во имя чего и чем можно рисковать.
— Меры безопасности. Основываясь на предполагаемой цели, принимая в расчет допустимую меру риска, вырабатываются необходимые меры безопасности для всего мероприятия. Начиная от индивидуальных мер защиты от «враждебных» сил, через умения и навыки каждого в отдельности, вплоть до коллективных меры, направленных на исключение тяжелых последствий всякого рода тяжелых природных явлений и внезапных ошибок индивидуального характера.
— Понятие сил относится, как к собственным возможностям и ресурсам, так и к препятствиям, намеченным к преодолению. Рассматривать при этом горы как противника
неправомерно. Надо понимать, что климато-географические условия и особенности рельефа в горах существуют объективно и могут всегда служить источником опасности для недостаточно подготовленных альпинистов. Поэтому истинным противником для альпиниста на пути к вершине являются его собственные недостатки и недочеты в коллективной подготовленности, в том числе и неумение объективно и достоверно оценивать трудности маршрута.
— Разведка. Прежде всего — визуальная. Она включает в себя непосредственное и достаточно длительное наблюдение за объектом с различных по высоте и ориентации точек, в различное время суток. Цель такой разведки — установление подробностей рельефа, характера «жизни» маршрута, условий освещенности, выбора маршрутных ориентиров, вариантов спуска и подъема, промежуточных рубежей, пунктов наблюдения и связи и великого множества так называемых мелочей, без которых невозможен успех восхождения. Одним словом, чем сложнее маршрут, чем отдаленнее объект от жилых мест, тем более подробной и надежной должна быть разведка. В некоторых случаях целесообразно применять разведку «боем». В это понятие входит предварительное прохождение подходов к объекту восхождения, обработка и подготовка выхода на маршрут, прохождение нижней части маршрута с целью непосредственного знакомства с особенностями рельефа, отработки тактико-технических приемов, определения пригодности снаряжения и т. п.
Результаты разведки обязательно оформляются письменно: описания, дневники наблюдения и иллюстративно: фото, кроки, схемы, рисунки. В рисунках и схемах обязательно должны быть указаны точки съемки, дата и время суток, соблюдена символика UIAA для обозначения особенностей рельефа. Выводы из данных разведки по возможности должны быть экстраполированы на случай изменения метеоусловий и календарных сроков движения по маршруту.
Знакомство с природными препятствиями и условиями, обычно начинается со сбора уже имеющейся информации: описаний, графиков, рисунков, фотографий, схем, личных впечатлений очевидцев и т. п. Здесь очень важно уметь оценить актуальность и достоверность информации, учесть обстановку и условия, в которых она была получена (время, точки наблюдения),. Только при сопоставлении всех полученных источников, и внесения необходимых корректив, можно считать, что информационная часть тактического плана вполне решена.
Проверка собственных физических, технических и психологических ресурсов также может рассматриваться как разведка противника, именуемого «собственной неподготовленностью».
Оценивать же возможности/силы группы можно, придерживаясь следующих аспектов: степень овладения необходимыми знаниями и навыками; технические, физические и моральные ресурсы; сработанность; индивидуальный опыт и мастерство; специализация; взаимозаменяемость и совместимость; личность командира (руководителя) и потенциальные лидеры.
При оценке собственных возможностей, даже если принять за основу общепринятые тесты — физнормативы, функциональные пробы и т. п., следует учитывать не только особенности альпинизма вообще, но и специфику предстоящего восхождения (длительность, обстановка, характер нагрузок, автономность группы и многое другое). Физические качества, такие, как сила, выносливость, гибкость и ловкость, равновесие учитываются применительно к специфике действий во время восхождения. Сюда относится чередование статических и динамических нагрузок, их общая продолжительность, отсутствие условий для полноценного отдыха и восстановления и т. п. Внешние условия диктуют необходимость принимать в расчет высоту объекта восхождения, метеорологические и другие местные факторы. Следует помнить, что физические
параметры в процессе подготовки и восхождения обычно меняются. Динамика их — один из показателей тренированности.
Характер будущего восхождения может потребовать и акцентирования отдельных моментов в физической подготовленности (развитие общей выносливости, силовой выносливости, адаптация к высоте и т. д.).
Индивидуальная техническая подготовленность характеризуется широтой диапазона технических приемов преодоления различных форм горного рельефа, качеством их выполнения — быстротой выбора, непринужденностью исполнения, экономичностью и, конечно, умением применять технические средства и выбирать маршрут движения. Индивидуальное мастерство, прежде всего основывается на надежном свободном лазании в самом широком понимании этого термина.
Почему-то в последнее время приемы передвижения на искусственных точках опоры, применение всевозможных зажимов для подъема по закрепленной веревке причисляются к индивидуальной технической подготовленности альпиниста. Это неправильно. Осваивать такие приемы следует лишь по мере овладения приемами свободного, или, как его иногда называют, чистого лазанья, и применять их только в тех случаях, когда в этом возникает реальная необходимость. Форсирование недопустимо.
Техническая подготовленность должна рассматриваться не только в плане индивидуального мастерства. Главным ее показателем остается умение взаимодействовать.
Основная тактическая единица в альпинизме — связка, двойка. Критерии качества работы связки: правильное распределение функций, согласованность исполнения необходимых приемов каждым из партнеров, непринужденное и рациональное использование веревки и специального снаряжения, уровень приемов взаимопомощи, надежность страховки и самостраховки, управление движением, полное использование времени.
В этом же ряду стоит и вопрос взаимодействия связок в группе, для которого важны примерно те же критерии.
Особой проверке подлежит умение работать в качестве лидера. Здесь внимание главным образом обращают на способность выбрать маршрут и качественно его подготовить для своих партнеров.
Методика проверки технической подготовленности должна включать в себя то, что понятно и близко альпинисту по каждодневному труду — экзамены и контрольные маршруты, работа на страховочном стенде и решение ситуационных задач на рельефе. А умение взаимодействовать составляет основное содержание такого понятия, как схоженность.
Теоретическая подготовленность определяется знанием Условий высокогорья, элементов метеорологии, гляциологии, геологии, знакомством с основными физиологическими закономерностями, основами радиосвязи в горах, умением оказать доврачебную помощь и транспортировать пострадавшего.
Немаловажным элементом собственных сил следует считать опыт походной жизни, умение приготовить пищу в некомфортных условиях, сберечь снаряжение и даже оперативно его ремонтировать в процессе восхождения.
Психологическая подготовленность — существенный компонент собственных сил. Умение объективно оценивать их позволяет прогнозировать поведение группы и отдельных ее участников не только в условиях реального восхождения, но в первую очередь в экстремальных условиях, не столь уж редких в горах. Оценка личной
психологической подготовленности предполагает прежде всего сопоставление психических качеств спортсмена и прогнозируемой обстановки. Умение управлять своим поведением в интересах коллектива и подчинять задачам коллектива свои частные устремления — немаловажный фактор психологической подготовки альтиста.
Существующие методы составления так называемого психологического портрета пока не претендуют на научно обоснованную достоверность, возможность их непосредственного применения в условиях альпинистского восхождения (тесты, анкетирование, сопоставление психофизиологических характеристик) очень сомнительна. Однако связь и взаимовлияние физических и психических нагрузок неоспоримы. Примером тому может служить высотная и спусковая эйфория. Это обстоятельство нельзя не учитывать при тактическом прогнозировании.
Основой изучения характера товарища по группе или связке может служить только наблюдение во взаимодействии. При непременно благожелательном и объективном отношении друг к другу. Нравственные и волевые качества можно совершенствовать и воспитывать только в процессе формирования коллектива единомышленников. Основа же здорового коллектива — это единство мировоззрения (отношения к себе, к товарищам, к окружающей среде), единство понимания цели, взаимное доверие. Однажды одного из ведущих спортсменов страны Андрея Снесарева спросили, почему он ходит много лет с одними и теми же людьми и как они уживаются друг с другом. Он ответил: «Мы ходим вместе потому, что нам нравится ходить вместе и нет желания менять партнеров». Альпинистский коллектив — сложное объединение людей его становление зависит от множества факторов. Здесь продолжительность и уровень рабочих контактов, сложность и ответственность совместно решаемых задач, психологическая совместимость, степень случайности объединившихся людей, наличие формальных и ситуационных лидеров и многое другое.
Опытный и внимательный руководитель, будь то тренер коллектива или инструктор, работающий с временной группой, обязан учитывать эти факторы, рассматривая их в динамическом взаимодействии как серьезный тактический ресурс.
Организационное и материально-техническое обеспечение альпинистского мероприятия составляет тактическую категорию средств.
Они включают финансовые и организационные условия и источники, снаряжение общее и специальное, экипировку, питание, транспорт, связь и медицинское обеспечение. Все эти аспекты с точки зрения тактики не требуют специальных комментариев. Важно их оптимальное сочетание, основанное на принципе разумной и обоснованной экономии. В этом ряду особое внимание следует обратить на подбор специального снаряжения и экипировки, на его соответствие целям и задачам мероприятия и, конечно, предполагаемым условиям восхождения.
Своеобразной и очень важной тактической категорией является время и понятия с ним связанные, такие, например, как календарные и суточные графики движения, продолжительность рабочего дня, длительность восхождения и его этапов и т. п. Не случайно расстояние в горах определяется временем, а короткие отрезки пути — длиной веревок и их количеством пройденным за день.
Один из решающих факторов успешного восхождения — тактическая скорость т.е. скорость тактической единицы — связки. Правда, в некоторых случаях это относится и к группе, ведь в современных соревновательных восхождениях, совершаемых с постоянным использованием жюмаров, понятие отдельной связки как бы размывается.
Эта скорость не идентична скорости непосредственного движения партнеров по связке. Она, скорее, определяется быстротой чередования тактико-технических приемов взаимодействия и совмещением их во времени. Основа быстрого и безопасного
продвижения связки — это прежде всего согласованность и обдуманность действий обоих партнеров. При этом нужно помнить, что скорость как самоцель (а именно так подходят к ней многие молодые и физически сильные альпинисты) нередко служит источником аварийных ситуаций. В данном случае умение ценить время и правильно его расходовать свидетельствует о тактической зрелости альпиниста.
Не может быть правильной тактики без должного внимания к понятию — резерв. Известный тактический принцип «борьбу выигрывает тот, кто сумел сохранить резервы» применительно к альпинизму выглядит весьма актуально. Обстановка альпинистского восхождения чревата неожиданностями. Здесь и изменение погодных условий, и вызываемые ими осложнения маршрута, и случайные травмы или заболевания даже одного участника — все это трудно прогнозировать, и каждое такое изменение может привести к критической ситуации. Недаром альпинисты говорят, что восхождение заканчивается не на вершине, а по возращении в лагерь. При этом следует помнить, что альпинистская группа действует в условиях практической автономии, исключающей не только возможность оказания своевременной помощи со стороны, но зачастую и необходимой консультации.
Именно поэтому достаточный резерв материального обеспечения, физических и моральных сил, психологической устойчивости, времени совершенно необходим. Пренебрежения этим принципом недопустимо.
Разработка тактического плана. Разговор об этом вопросе можно начать с весьма строгого и догматического постулата: «Правильный и обоснованный тактический план -основа успеха и безопасности любого альпинистского мероприятия». Можно еще добавить, что в таком тактическом плане заложены воспитывающие и дисциплинирующие основы. Но если мы ограничимся только этим, то впадем в ошибку. Дело вот в чем: разработка тактического плана есть творчество. В нем участвуют (обязаны участвовать!) все члены группы. Составлять план — значит анализировать, сопоставлять и думать!
Общая концепция плана выбирается в соответствии с целями, задачами и условиями мероприятия — осада, штурм, различные фазы плана.
Если рассматривать план более широко, то он содержит:
— подходы и организацию базовых и промежуточных лагерей;
— заброски, их расположение, объем, маршруты, сроки и исполнители;
— определение ближайших и последующих задач применительно к особенностям маршрута, включая спуск с вершины. (О необходимости чрезвычайно внимательного отношения к спуску мы уже говорили выше).
Календарные и суточные графики движения должны быть привязаны к рубежам и ориентирам. В любом восхождении очень важно определить продолжительность рабочего дня, начиная его отсчет с момента выхода на маршрут. Предположительные места биваков и их особенности также следует держать в поле зрения, составляя план. А в восхождениях многодневных, когда предстоит не одна ночевка, особое значение приобретает планирование границ рабочего дня, его окончания, места ночевок, резерва светлого времени, необходимого для устройства площадки и бивака и, наконец, достаточного для полноценного восстановления и отдыха.
Недопустимо выходить на маршрут без заранее продуманных вариантов прохождения ключевых мест, возможных отходов, вынужденных спусков, вариантов движения в изменившихся условиях, включая точку возврата. Следует также оговорить вопросы взаимодействия внутри группы, смены лидеров по участкам или по характеру рельефа, предварительной обработки по участкам (способы, объем, сроки и исполнители). Должны быть учтены и вопросы обеспечения безопасности, а при необходимости решены
проблемы транспортировки грузов. Кроме того, заранее учитывают особенности выбранного объекта или района дислокации и работы экспедиции или группы, решают проблемы акклиматизации (адаптации) с расчетом по дням и высотным рубежам применительно к силам участников, включая и рекомендации врачей. Продумывают и материальное обеспечение на маршруте, которое включает подбор специальных предметов технического обеспечения, табельного снаряжения, рационирование питания, экипировку, запас горючего, осветительные приборы, медикаменты, радиообеспечение, а если к этому списку добавить необходимость упаковки, распределения и способов переноски, то слова «материальное обеспечение» перестанут резать слух и потеряют свою казенную окраску.
При составлении тактического плана, решаются вопросы управления и связи: собственно средства и сроки выхода на связь; рубежи сигнализации и ее способы, в том числе аварийные варианты; кодирование сигналов и взаимодействие с соседними и вспомогательными группами, группами наблюдения или поддержки; возможности дублирования или ретрансляции; пункты наблюдения и их перемещение (по мере необходимости); унифицирование информации.
В плане находят отражение тактические особенности, обусловленные конкретными задачами мероприятия: места и сроки отработки учебных задач, совершенствования отделенных приемов и навыков; научные исследования и наблюдения; составление описаний; сооружение ориентиров и т. п.
Следует сразу сказать, что перечисленные разделы тактического плана не являются обязательными для любого мероприятия. Их наличие, значимость и степень детализации зависят от конкретных целей и условий восхождения или экспедиции. Но в любом случае тактический план должен предусматривать необходимые и соответствующие сложности маршрута резервы на непредвиденные и экстремальные обстоятельства.
Следует помнить, что совсем не обязательно втискивать план в заданную форму. План — плод творческой мысли и, шаблон — ее враг. Планировать — значит думать! Мы уже об этом говорили. Но повторять эту формулу можно неоднократно, ибо как только план превращается в формальный атрибут, он теряет свою направленность и ценность.
Помощь руководителя при составлении плана выражается прежде всего в создании условий для плодотворной работы, обеспечении нужными материалами и информацией.
Самостоятельная и творческая разработка тактических планов — самая действенная форма обучения тактике. Широкое ее использование — прямая обязанность инструктора или тренера.
Оперативная оценка тактических категорий в процессе восхождения и их сопоставление применительно к сложившимся условиям требуют порой срочной корректировки плана. Обоснованное маневрирование силами, средствами, временем и резервами отнюдь не противоречит тактическим принципам. Однако умелое планирование не только одного, основного варианта восхождения, а нескольких позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант или сумму вариантов из числа заготовленных впрок.
Обеспечение необходимой организации движения, управления и связи во всех звеньях обязательно должно отрабатываться на предварительных тренировках и занятиях, в тактических играх.
К этому следует добавить только одно: любой маневр не освобождает (и не может освободить) руководителя от необходимости сохранить резерв — неприкосновенный запас сил и средств, а также бдительность и внимание до спуска в базовый лагерь. Следует иметь в виду, что управление движением предполагает запланированные и интуитивные
решения. Интуиция как способность принимать оптимальные решения — весьма важная составляющая альпинистской квалификации. Поэтому личный, и главное осмысленный опыт — тот резерв, благодаря которому альпинист способен принимать интуитивные решения.
Методические особенности обучения тактике. Мы не раз говорили о том, что тактика — искусство, не терпящее шаблона. Учить тактике — значит учить оценке, анализу и сопоставлению.
Предпринимаемые зачастую попытки свести тактику к системе формализованных незыблемых правил противоречит ее существу. Так называемые тактические правила — это в лучшем случае примеры из практики, иллюстрирующие правильность или неправильность тактических решений, принятых в конкретной обстановке.
Прежде всего, следует отличать тактико-технические решения (организация передвижения и страховки на конкретном участке или рельефе) от общих тактических решений (вопросы взаимодействия и обеспечения, прогнозируемые варианты, тактические резервы, многодневные и суточные графики движения и т. п.).
При составлении учебных или рабочих тактических планов следует обращать особое внимание на воспитание объективного подхода к противостоящим силам во всем их многообразии и на сознательное освоение личного опыта восхождений.
Обучение тактике нельзя выделять в изолированный раздел подготовки, оно должно быть органичной частью всей учебной и спортивной работы альпинистского коллектива, Представьте на минуту, что произойдет, если тренер, отрабатывающий приемы страховки и передвижения по скалам не будет ориентировать своих учеников на решение тех или иных тактико-технических задач? Да в альпинизме такое просто не возможно.
Разделы обучения тактике:
1. Сбор, обработка и подготовка данных для планирования восхождения по следующей схеме: определение целей, задач и их иерархии; изучение способов документирования информации (работа с символами UIAA, фотографиями, схемами, описаниями); организация визуальной разведки объекта; практика использования актуальной информации; методика оценки собственных сил.
2. Планирование: план и его варианты; оформление плана; вопросы взаимодействия и связи; меры безопасности, как необходимые для решения основного плана, так и запасные, на случай изменения ситуации; необходимая детализация некоторых разделов; маршрутная документация; резервы.
3. Реализация плана: тактическая дисциплина; отклонения от плана (предусмотренные и непредусмотренные); взаимодействие и управление; поведение в экстремальных условиях и маневр.
4. Разборы законченных мероприятий: оперативные и фундаментальные (всего мероприятия в целом, а также отдельных его этапов). Цель разборов — выявление недостатков планирования и реализации плана в их взаимосвязи.
Формы и методы обучения тактике:
1. Теоретическая подготовка: содержание и взаимосвязь: тактических категорий; понятия маневра, резерва и их значение; теоретические основы оценки качества подготовленности; единая терминология; символика UIAA.
2. Практика подготовки данных для планирования, учебные задачи по их сбору и систематизации; учебная разведка реальных объектов; задачи по самостоятельному описанию пройденных маршрутов и их отдельных участков и т.п.
3. Систематический контроль уровня подготовленности на всех этапах обучения, с акцентом на методику его оценки по разделам.
4. Практика планирования текущих учебных и спортивных задач на всех уровнях с привлечением к этой работе участников группы или отделения.
5. Тактические игры по избранному объекту и его отдельным элементам или фазам восхождения, как в классе (на основе имеющейся или заданной информации), так и в полевых условиях (на реальном рельефе).
Поскольку вводится широкое обучение тактике и стали насущными вопросы проведения занятий по ее разделам, то одним из основных моментов в этом обучении могут стать тактические игры, цель которых научить оценке противостоящих сил и выбору оптимальных вариантов.
Возможная и, понятно, не претендующая на всеобъемность схема игры:
— один из участников может выполнять роль руководителя учебного или спортивного восхождения. Он докладывает о порядке его организации и тактическом плане, составленном с учетом заранее поставленной цели;
— остальные участники группы или отделения высказывают свои соображения и критические замечания по организационным и тактическим разделам;
— в ходе общего обсуждения принимаются решения, причем вывод по их оптимальности делает инструктор или тренер.
Основой тактической игры в классе может быть уже совершенное и проанализированное восхождение. Руководитель должен иметь несколько таких конкретных тактических задач различного характера и сложности. Это, однако, не исключает возможности ввода в процессе игры различных ситуационных задач типа «А что делать, если…?». Усложняющие задание ситуации вносятся как руководителем игры, так и ее участниками. Такая многоходовая игра динамична и увлекательна.
Тактическая игра на местности, в походе, на биваке обладает рядом преимуществ. Не нужно додумывать рельеф, воображать его действительное состояние. Он нагляден и осязаем. В связи с этим усложняющие ситуации должны быть конкретными, понятными и неформальными. Игра соотносится с условиями реального маршрута, просматриваемого с бивака, при этом соблюдают предписания тактического плана, учитывают взаимодействие подразделений и групп, работающих в данном районе, обеспечение конкретной связью и сигнализацией.
Чтобы повысить эффективность такой игры, в нее вводят разведку и подготовку пути для различных учебных подразделений (новички, значкисты, разрядники), элементы поисковых и транспортировочных работ.
Таким образом, тактическая игра оказывается средством обучения не только планированию, но и оперативной тактике, включающей умение принимать решения в сложных ситуациях по принципу «из двух зол меньшее».
Руководитель проводит анализ оконченной игры, ее удач и ошибок, оценивает активность и подготовленность участников с точки зрения освоения ими основных положений тактики, способности оценивать ситуации и творческой инициативы, умения применять личный опыт и наличия командирских качеств.
6. Решение ситуационных тактико-технических задач, умозрительное в классе и
практическое на полигоне-стенде.
В этом случае участнику задается, текстуально или графически, обстановка на маршруте в конкретный момент восхождения. Степень детализации обстановки (подробности рельефа, метеоусловия, состав, квалификация и оснащенность группы, временные факторы) зависит от цели и задачи восхождения.
Моделироваться может любой рабочий момент, включая аварийные ситуации. Участнику предлагают выбрать необходимый вариант действий каждого из партнеров и их взаимодействия, тактико-технические приемы, определить ближайшую перспективу событий.
Более подробно о решении ситуационных задач можно прочитать в книге А.И.Мартынова «Безопасность в альпинизме» (М, «СпортАкадемПресс», 2003).
Наибольшего эффекта можно добиться, решая подобные задачи не умозрительно, в классе, а на специальном (страховочном) стенде или скальном полигоне. Тогда принимаемые решения будут сопровождаться конкретными действиями на рельефе и позволят оценить не только быстроту и рациональность мышления, но и умение практически реализовать принятые решения. Особую ценность этот метод приобретает для обучения взаимодействию в самом широком смысле. Учебная часть альпинистского мероприятия должна обладать достаточно объемным «портфелем» ситуационных задач разной направленности, привязанных к определенному стенду-полигону. Такие задачи лучше не придумывать, а обратиться к реальному опыту восхождений. В процессе работы
уточняют содержание задач, их детали и возможные варианты решений.
Если позволяют условия, то их можно решать на тренировочных и учебных восхождениях.
Рис. 18. Пример ситуационной задачи. При спуске по крутому снежному склону ведущий связки провалился в закрытую трещину. Какие действия должны предпринять 2-й и 3-й участники связки? Усложнение ситуации — провалившийся участник связки при падении получил травму ноги.
7. На старших этапах обучения возможно и, по-видимому, рационально проведение тренировочных и учебных восхождений, в которых акцентируется проверка тактической грамотности, сравниваются запланированные действия с их выполнением, при максимально активном участии учеников.
8. Разборы должны завершать любой учебный цикл или восхождение. Цель разбора не только выявление ошибок, но в первую очередь поиск путей их устранения. Однако в любом случае необходимо заинтересовать каждого из участников, поощряя их активность. Разбор нельзя превращать в средство отсева учеников. Он должен проходить в обстановке доброжелательности и взаимного доверия. А это целиком зависит от личных качеств и опытности руководителя!
Ступени обучения тактике:
1. На начальных этапах обучения основное внимание следует уделять вопросам объективной оценки противостоящих сил (понятия о формах горного рельефа, степени его трудности, особенности поведения человека в горах, климато-географические характеристики высокогорья, возможность возникновения аварийных ситуаций и поведение человека в них) в процессе занятий, походов и восхождений. Участников знакомят с особенностями марша в горных условиях, определением сроков, необходимых для достижения цели, основами ориентирования и привязки к местности, мерами безопасности применительно к целям похода или учебного восхождения.
Сюда же относятся элементы управления, понятия скорости и маневра. Необходимо ознакомить участников с существующей системой категорий сложности горных восхождений и горной терминологией, относящейся к маршрутной документации, содержанием тактических категорий, символикой UIAA, сведениями, входящими в картотеку вершин и района.
2. На этапе спортивной подготовки (выполнение норм 2-го спортивного разряда) проводятся занятия, в ходе которых альпинисты учатся сопоставлять силы, планировать под руководством инструктора, использовать имеющуюся информацию, моделируют и решают простейшие тактико-технические задачи, проводят разборы.
3. Участникам этапа обучения спортивного совершенствования и спортивного мастерства можно и нужно поручать самостоятельный сбор, систематизацию и документирование исходных данных для планирования (вплоть до проведения учебных разведок), разработку и защиту технических планов самостоятельных восхождений. Процесс обучения облегчают тактические игры и стендовые ситуационные задачи. На этом этапе воспитывается правильное отношение к разборам, осваивается методика их проведения.
И самое главное, недопустим разрыв между теоретическими знаниями и освоением в практическом ее применении. Обучение строится по принципу «на занятиях, как на восхождении, на восхождении, как на занятиях».