Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).
Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур 5 м.;
Снаряжение групповое — веревка основная (4 x 30 м), Веревка вспомогательная (1 x 30 м), 5 скальных крючьев, 5 карабинов, 2-3 скальных молотка, рюкзак один на двоих, аптечка.
Вступительная беседа «Особенности передвижения по скальному рельефу и правила скалолазания» (не более 30 мин из общего ни отведенного на эту тему).
Сопровождается показом технических приемов передвижения по скалам. Демонстраторы — 2-3 инструктора или стажеры. Инструктор обращает внимание участников на аккуратность формы одежды и альпинистскую экипировку ассистентов.
Передвижение по простым скалам с гимнастической страховкой. Для разучивания приемов скалолазания не прибегать к сложному рельефу. Занятия проводятся на отдельных камнях или в небольшом скальном завале с неподвижными блоками, следуя правилу — «от простого к сложному». Следить за последовательностью отработки приемов. Отделение разделить на 2 части — одни лазают, другие страхуют. Объяснить действия страхующих в случае проскальзывания или срыва партнера. Затем группы поменять местами. Обращать внимание на положение корпуса при лазании в зависимости от опорных точек (см. рис. 8). Своевременно подсказывать о необходимости плавного изменения центра тяжести при перемене точек опоры (этом случае участники легче идут по маршруту, появляется уверенность в действиях, и они лазают с удовольствием). Все их действия комментировать с точки зрения соответствия их движений правилам скалолазания.
Часто повторяемой ошибкой в этой части занятий по скальной технике является выбор тяжелого рельефа (приближение к скалолазному боулдерингу). Такая проверка способностей начинающих альпинистов ничего положительного не даст, а только отвратит от продолжения пробы своих сил.
Передвижение по различным формам скального рельефа. Ступенчатые скалы, короткие полки, внешний и внутренний углы, плиты, короткие скальные ребра — это виды рельефа пригодные для данной темы занятий. Это может быть нагромождение отдельных блоков в скальных завалах (проверить, чтобы не было «живых» блоков). Скалы не должны быть выше 2Б к.с. и лишь отдельные участки — 3А. До начала занятий провести отделение к местам будущей страховки, объяснить причину их выбора, показать в медленном ритме действия по организации точек страховки, расположение точек закрепления самостраховочных петель. Приемы передвижения отрабатываются на скалах со ступенчатой структурой высотой 5-10-12 м с удобными площадками для страховки. Эта часть занятий проводится с верхней страховкой. Маршруты проходить лазаньем вверх и вниз. Проводить частую смену страхующих и лазающих, чтобы все по возможен одинаково лазали и страховали. Место своего нахождения инструктор выбирает в зависимости от рельефа участка и возможности быстрого маневра в случае необходимости.
Передвижение по закрепленной веревке (перила, спортивный способ спуска и подъема). До начала конкретной отработки приемов имеет смысл сделать подводящие упражнения. Для этого на крутом травянистом склоне, кулуаре навешиваются веревки и поднимаясь по ним отрабатываются приемы работы рук, очередность перестановки ног, протягивание тормозного устройства. Затем переходить на реальный рельеф: наклонные плиты или отдельные блоки высотой 10-15 м с легким рельефом, удобными площадками для страховки, местами перестежек и отдыха. Показать участникам всю систему организованных перил: подъем — траверс — спуск.
Рис. 22. Положение тела при свободном лазании и передвижении по скалам: 1 -правильное вертикальное положение тела и правильная постановка ног и разложение сил при этом; 2 — неправильное положение корпуса (центр тяжести смещен к склону) и неправильная нагрузка на стопу; в — схема разложения сил (N — нормальная сила давления на опору, G — сила веса, Н — сила скольжения тела параллельно склону, Ai сила давления рук на точку опоры, А2 — сила давления ног на точку опоры, О — центр тяжести тела).
Объяснить места закрепления веревок и петель для перестежки. Следить за тем, чтобы во движения по перилам участники были на страховке, а придя к пункту перестежки, сразу вставали на самостраховку. В этой части отмечаются случаи когда вначале отстегивается нижний ус самостраховки, а лишь потом пристегивается самостраховка за пунктом перестежки. Все должно делаться наоборот. Здесь практически незаменимы универсальные самостраховочные петли «Scorpio» фирмы «Petzl» (См. Ленточные амортизаторы). Подъем и спуск проводить с верхней страховкой. Наиболее подготовленным участникам, уверенно освоившим предыдущие приемы можно дать возможность спуска (подъема) с применением узла Бахмана или карабинного узла. Предварительно показать принцип работы узла, отработать движение «посуху» — на травянистом склоне. После ознакомления с работой узла и прохождения нормального спуска-подъема, создать ситуацию учебного срыва (зависания), чтобы наглядно показать работу по самостраховке данного узла. Следить за спокойным, естественным положением корпуса при подъеме, как при движении верх по ступеням лестницы.