Форма одежды — штормовой костюм, свитер, теплые брюки, рукавицы, теплые варежки, головной убор, защитные очки, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).
Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м), ледоруб, рюкзак на двоих.
Снаряжение групповое — веревка основная (4×30 м), веревка вспомогательная (1×30 м), 1 лавинная лопата, 1 запасные защитные очки, аптечка.
Вводная беседа: «Формы снежного рельефа. Опасности и меры их предупреждения. Техника передвижения и страховка».
Сопровождается показом приемов индивидуальной техники передвижения и работы связки в 2-3 человека.
До выхода на практические занятия напомнить два основных правила передвижения по снежному рельефу: необходимо выбирать наиболее легкий и безопасный путь — пусть он будет и не самым коротким; выбор технического приема преодоления любого снежного склона в первую очередь зависит от состояния снега.
Практические занятия проводятся на ровном склоне крутизной до 45°с ровным выкатом внизу. Для удобства наблюдения за отделением участников развернуть в шеренгу лицом к склону. Место инструктора — несколько в стороне — сверху по склону.
Приемы индивидуальной техники передвижения. Поочередно показать и отработать приемы: подъем прямо вверх «елочкой», зигзагом; траверс, спуск. Каждый участник идет своим следом. Наблюдать за правильной постановкой ботинка на снег. При выбивании ступеней на подъеме не должно быть больших шагов. При подъеме зигзагом или траверсе не должно быть движения ботинка вниз — только вперед. След должен быть горизонтальным. Не допускать проскальзывания ног. На траверсе следить за правильным разворотом нижней по склону ноги. При потере равновесия — опора на ледоруб.
Рис. 26. Схема формирования ступеней в снегу: а А- при подъеме; б Б-при спуске
При движении по рыхлому снегу ботинки ставить параллельно поверхности склона, продавливая точно вниз: это дает хорошую формовку следа (ступени). При движении ноги не волочить: этим ломаются перемычки между следами, а следом идущим надо будет заново их формировать.
При спуске положение ледоруба наизготовку, штычком к склону. Положение тела вертикальное. Наклон вперед ошибка: быстро появляется усталость, неуверенность в движениях и, как правило, проскальзывание ног. Не делать больших («длинных») шагов: это может привести к проскальзывали и падение лицом вниз по склону. На спусках не торопиться, проводить его прямо вниз по линии падения воды.
Разделить занятие на две части: первую проводить с ледорубом; вторую — без ледоруба, это хорошо развивает чувство равновесия на снежных склонах.
Подъем — траверс — спуск приемом в «три такта». Проводится на коротком крутом склоне с безопасным выкатом внизу. Отметить удобство приема при движении по крутым снежным клонам. С первых же шагов добиваться четкости и последовательности движений: рук с ледорубом и постанова ног. Ступени выбивать на половину ботинка, перпендикулярно к склону. Расстояние между ними по высоте — на самый короткий шаг члена группы, в ширину — чуть больше, чем при нормальном подъеме по ступеням вверх. Ледоруб не следует выносить далеко вверх (как правило, на 1 — 2 шага). При траверсе обратить внимание на очередность переступания ногами, переноса ледоруба в сторону направления движения. Шаг — приставной. Если делать перехлест ногами, можно сбить одной из ног другую, и тогда срыв неизбежен. При спуске порядок движений тот же, что и при подъеме. Для удобства можно одной рукой опираться на ледоруб, а второй -придерживаться за верхние ступени. Обратить внимание на необходимость более сильного выбивания (замаха при выбивании) ступеней. Изредка делаются остановки для определения направления спуска и отдыха.
Скольжение на ногах при спуске (глиссирование). До начала разучивания приемов глиссирования отработать приемы самозадержания при срывах и падении на снежном склоне. Проводится на коротком крутом склоне с безопасным выкатом внизу. Требования безопасности: отсутствие следов недавних оползней и лавин, падения комков снега, камней, кусков льда (ледовых линз) Самозадержанию при всей кажущейся простоте
приема следует уделять особое внимание, ибо от него зависит безопасность передвижения по снежному рельефу вообще.
Скольжение на ногах проводить в зависимости от состояния снежного покрова. Вначале отработать стойку: подошвы ботинок плоско на снегу, положение тела — стойка лыжника при спуске, ноги слегка согнуты в коленях, ледоруб на самостраховке (штычком к склону).
Те элементы, которые по каким-либо причинам сразу отработать не удалось, обязательно объяснить и доработать во время очередного выхода в высокогорную зону.
Рис. 27. Положение корпуса альпиниста при глиссировании: а А- собственно спуск; б Б -торможение и остановка
Вначале отработать прием остановки проскальзывания ног: штычок ледоруба активно опускается на склон, загружается переносом веса тела на древко с одновременным торможением пятками ботинок. Для восстановления равновесия пятками выбить ступени, встать на изготовку к спуску и продолжать спуск. Провести несколько прямых спусков, а затем показать торможение поворотами или штычком ледоруба без прекращения движения спуска. При торможении поворотами, работа ног аналогична движениям при спуске на горных лыжах. Чем круче и резче перенос веса тела с одной ноги на другую, тем короче дуга поворота, и наоборот.
Отработка приема самозадержания во время глиссирования проводится только после достаточно уверенного выполнения собственно глиссирования. В положении спуска прямо вниз, правой рукой держать головку ледоруба, левая лежит на древке около штычка, локти прижаты — это исходное положение к началу «срыва» ног вниз по склону. Упав на спину, активно перевернуться на грудь через левую руку — так клюв ледоруба быстрее воткнется в склон. Весом тела давить на древко ледоруба (локти рук при этом согнуты), до тех пор пока клюв/лопаточка не войдет в склон. Если прием отрабатывается на мягком снегу — то весом тела задавливать в склон и древко ледоруба. При торможении, руки вверх по склону не отпускать, так скорее они устанут, клюв/лопаточка выскочат из снега и, возобновится скольжение вниз. После остановки скольжения, носками ботинок выбить ступени, опираясь на ледоруб подняться, принять удобное положение и после этого можно продолжать движение. Для создания большего торможения при падении на спину, лучше иметь надетый небольшой рюкзак.
При отработке приема допускаются характерные ошибки: при падении появляется стремление сразу же затормозить ледорубом; не производится перевод ледоруба в положение «поперек тела»; при «срыве» набирается значительная скорость; активное торможение ногами — при этом может перевернуть корпус альпиниста.
Рис. 28. Схема организации движения связки трех альпинистов на снежном рельефе (пояснение в тексте).
Подготовка места для организации страховки через ледоруб. Объяснить правило вытаптывания площадки для страховки через ледоруб на снегу при различном его состоянии. Размеры площадки. Положение ледоруба, веревки. Угол наклона ледоруба — в зависимости от крутизны склона и размера площадки. Точка страховки должна быть смещена в сторону от линии подъема первого. Самостраховку организовать отдельной
петлей репшнура (двойного) или петлей проводника на связочной веревке. Темляк при страховке снимать с руки. Для проверки «качества» подготовки места для страховки провести имитацию срыва: 3-4 участника отделения, вытоптав площадку ниже от точки страховки метров в 10-12, одновременно нагружают ее одновременным сильным рывком.
Передвижение по снежным склонам в связках. Принципы работы партнеров по связке во многом совпадают с работой связки на скальном рельефе.
На рис. 28 приведена схема движения связки из трех человек по снежному склону:
А — 2-й организует страховку 1-го, 3-й подстраховывает 2-го через свой ледоруб.
Б — после выхода I-го на длину веревки и закрепления ее верхней части на ледорубе, 2-й привязывается Бахманом к этой веревке, отстегивается от узла связки и начинает движение вверх по готовым ступеням, используя закрепленную веревку как перила, 3-й остается на месте и обеспечивает закрепление нижней части перил через свой ледоруб.
В — после прихода 2-го к 1-му, пришедший начинает страховать подъем 3-го, который, пройдя мимо них, становится направляющим в связке.
1-й после ухода нового лидера наверх подстраховывает 2-го, когда тот страхует лидера. Затем порядок работы связки может повториться или движение в зависимости от дальнейшего рельефа перейдет на одновременное.
В случае необходимости преодоления короткого и крутого участка склона (гребня) можно применить схему движения, когда 2-й страхует I-го и 3-го. После прохождения данного участка 2-й организует верхнюю страховку и поочередно принимает к себе 1-го и 3-го. Если позволяет рельеф, то 1-й и 3-й могут подняться к 2-му спортивным способом по закрепленной веревке.
Проведение занятий данной темы лучше организовать как постоянное движение вверх по склону (перевальный склон, безопасный кулуар, ряд снежных взлетов и т.п.). Каждая связка при этом поднимается своим следом. Затем отработать взаимодействие связок. Эту часть занятия продуктивнее отработать при преодолении бергшрунда или не большой трещины по снежному мосту (в первую очередь безопасность места занятий). При этом следует внимательно контролировать действия страхующего. Лучше, если страховку, организованную и проводимую участником, подстрахует своими действиями еще один участник отделения.
Показать прием страховки в «четыре руки»,
После достижения намеченной верхней точки склона, дав непродолжительный отдых, следует отрабатывать приемы спуска и взаимодействия связок.
Причем в этой части необходима демонстрация (если будет время, то и отработка) срыва первого в связке и его задержания верхним партнером по связке. Следует отметить необходимость активных действий обоих партнеров по связке: первый должен активно проводить самозадержание; второй — страховать напарника, быстро выбирая свободную веревку и закрепляя ее через ледоруб. Страхующий не должен снимать страховку до тех пор, пока сорвавшийся прочно не встанет на ноги на склоне.
Команду развязаться из связок давать только после выхода на резкое выполаживание склона или другое безопасное место.
Переход через снежный мост. Одним из элементов отработки перехода через снежный мост должно быть переползание по мосту. Объяснить, как образуются снежные мосты, рассказать о визуальном наблюдении за местами, где они могут быть (темные полосы на поверхности провалы/прогибы снега). До каждого очередного шага по мосту
или движения вперед при переползании, следует впереди себя ледорубом прощупать состояние снега.
Рис. 30. Преодоление снежного моста: А -проверка надежности моста при помощи ледоруба; Б — переползание по мосту.
Если древко ледоруба входит в снег (на мосту) туго и не полностью с первого раза его нагружения — здесь толщина моста вполне достаточна. Если ледоруб с легкостью погружается в снег и без особых усилий — это значит, что трещина закрыта свежим снегом и мост может обрушиться при любой нагрузке. Любые действия по преодолению снежного моста проводить только со страховкой!