Форма одежды — штормовой или спортивный костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).
Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м).
Снаряжение групповое — определяется конкретными условиями проведения занятий.
Вводная беседа: «Режим горных рек. Особенности донного рельефа. Скорость течения. Температура. Выбор места для переправы. Опасности горных рек. Меры безопасности. Технические приемы для переправы. Система полиспаст».
Объяснить характер и назначение заранее проведенных инструкторами подготовительных работ к данным занятиям. Оборудовать пункт перехвата ниже по течению от всех переправ. Веревка должна быть над водой не выше чем на 10 -15 см, чтобы сорвавшийся в воду мог сразу ухватиться за нее руками. Страхующий на пункте обязан быть готовым в любой момент броситься в воду для оказания помощи, страховать его должны два человека.
Подчеркнуть опасности горной реки для человека, не знающего ее особенностей и технических приемов для переправы.
Отработка различных способов переправ. С целью уплотнения занятий и проведения их с наибольшим интересом для участников следует организовать ряд переправ до начала практических занятий и провести соответствующую подготовку: на берегах должно лежать все необходимое для занятий, одно из бревен уложено и над ним натянуты перила, второе подготовлено для укладки. Нужно подготовить каменный или вырытый «мешок» для укладки комля бревна. Подготовить места для страховки по всем видам переправ, там где это требуется по теме занятий, подготовить страховку для переправляющихся. Во время демонстрации приемов, показать переправу «вдвоем» и «шеренгой».
Косые перила для переправы вброд. Натянуть косые перила и веревки для всех видов переправ, в которых они требуются. При переправе по перилам в брод, высота веревки над водой должна быть на уровне груди переправляющегося. Самостраховка скользящей петлей, карабином, но не схватывающим узлом. Петля должна быть не длиннее 30 см и пристегивается к грудной обвязке. Перильная веревка находится под рукой, петля или карабин — впереди кисти руки, движущейся по перилам. При потере равновесия или срыве схватиться руками за перильную веревку. Если течение позволяет, встать на ноги и продолжать движение. В противном случае, страхующие с берега должны подтянуть упавшего страховочными веревками (они могут быть с двух берегов). Не давать напору воды переворачивать себя на спину.
Переправа вброд с шестом. Страховка осуществляется двумя веревками — одна по линии переправы, вторая ниже этой линии, чтобы в случае падения в воду, можно было подтаскивать к берегу по течению воды. Страхующие веревки крепятся к грудной обвязке переправляющегося. Шест подстраховывается отдельной петлей.
Переправа над водой по камням. Проводится через мелкий поток или рукав реки. Перила должны быть натянуты на уровне груди среднего по росту участника.
Самостраховка — скользящей петлей, карабином, но не схватывающим узлом. Петля (не длиннее 30 см) пристегивается к грудной обвязке. Петлю пристегивать к поясу опасно — в случае падения голова пострадавшего окажется ниже по течению и будет находиться в воде. Перильная веревка находится под рукой, петля или карабин — впереди кисти руки, движущейся по перилам. Движения достаточно быстрые, чтобы избежать проскальзывания ног по камням. Объяснить трудность соблюдения равновесия при переправе в ботинках.
Рис.37. В любом случае переправы по перилам, натягивать их только вниз по течению реки. А — один из способов закрепления конца перильной веревки: узел UIAA и его страховка рифовым узлом. Б — правильное направление переправы. В — Неправильное направление переправы и перил.
Переправа по бревну. Объяснить, как подготавливаются каменные «мешки» для укрепления комля бревна при его укладке через реку. Организовать укладку бревна силами участников. Объяснить и отработать приемы закрепления веревок (не менее трех растяжек) на верхнем конце бревна, работы страхующих при поднятии его на берегу, а затем при опускании через реку. До прохождения первым человеком по бревну, объяснить, что в случае срыва с бревна вверх по течению воды, сорвавшегося затягивает под бревно, из-под которого практически невозможно вылезти самостоятельно. Даже с помощью со стороны это выбраться не всегда удается. Привести примеры аварийных ситуаций при переправах, особенно когда у сорвавшихся самостраховка была организована на верхней (от бревна) перильной веревке.
Прохождение первого по бревну и страховка для него. Самостраховочную петлю он закрепляет только на нижней от бревна веревке-оттяжке. На противоположном берегу он налаживает закрепление перильной веревки, вниз по течению от бревна. При переправе большой группы — можно сделать перила с двух сторон от бревна, но и в этом случае скользящая петля или карабин крепятся только на нижней от бревна нитке перил. До начала переправы оборудовать пункт страховки для того, кто будет в случае необходимости оказывать срочную помощь пострадавшему.
Обязательно показать и дать возможность одному из самых сильных участников отработать прием срыва с бревна. Срыв при показе производить только вниз по течению. Показать действие перил. Прием вылезания: подтянуться на перилах по возможности ближе к бревну, перехватиться поочередно руками за бревно и подтягивая себя, вылезти на бревно. Если нет возможности самостоятельного вылезания на бревно, то к нему направляется человек от пункта страховки. Кроме собственной самостраховки, для него с берега осуществляется страховки веревкой.
Кроме отдельных случаев экспедиционной работы этот вид переправ мало, где применяется. Проводимые занятия носят ознакомительный и в большей мере демонстрационный характер. До начала занятий на каждое отделение должна быть навешена «по суху» нитка переправы между двумя деревьями (камнями). После объяснения всех узлов системы (в т.ч. и полиспаста) и показа их действия, дать участникам разобрать полностью всю систему. После этого, вновь наладить систему переправы и полиспаста. Все действия участников должны происходить под наблюдением инструктора. Для повышения интереса и лучшего запоминания последовательности действий, можно провести подготовку системы на время, как бы небольшие соревнования. Если для натяжения полиспаста применяются схватывающие узлы, то обратить внимание на то, чтобы репшнуры для петель были двойными, репшнур новым, во всяком случае, без разрывов и разлохмаченной оплетки. В практике проведения занятий и соревнований по горно-туристской технике отмечались случаи разрыва этих петель и нанесения травм близко находящихся людей концами репшнура или карабином, вырвавшимся из петель. Направление натяжения полиспаста должно быть отведено в сторону от линии натяжения основной веревки/веревок для переправы.
Порядок организации воздушной переправы и работа с полиспастом.
— Выбор места и характер переправы: — место переправы должно иметь удобное место для организации страховки, закрепления веревок, нахождения людей и наблюдения за переправой. В зависимости от уровня противоположного берега, натянутые веревки могут иметь горизонтальный, наклонный (5-10°) и круто наклонный характер. В зависимости от протяженности, объемов груза и числа людей подлежащих переправе, организуется навешивание одной или двух рабочих веревок.
— Необходимое снаряжение: для учебных целей: веревка основная — 2 х 30 м, репшнур — 1 х 40 м, концы репшнура — 4-5 х 5м, ледоруб — 1, карабины — 10, Для рабочих переправ набор снаряжения диктуется конкретными условиями места переправы и ее задачами. Для соревнований — Правилами и Положением о соревнованиях. Для обеспечения безопасности переправляющихся, набор снаряжения, исходя из конкретных условий рельефа и реальных опасностей.
— Организация страховки: в тех случаях, когда рабочая площадка имеет ограниченные размеры, оканчивается стеной, сбросом берега к реке и т.п., она должна быть обеспечена постоянной страховкой. Вдоль площадки натягивается нитка тугих перил; возможна организация отдельных точек самостраховки (в этом случае петля не должна превышать глубину площадки, чтобы при случайном падении или проскальзывании человек не вывалился за пределы площадки); те кто стоят у края рабочей площадки и помогают переправляющимся пристегнуться к веревке, должны быть на отдельной самостраховке, петля — в натяг. Проверить правильность организации точек закрепления и состояния веревок. Иногда под нагрузкой натяжения у веревок б/у наблюдается разрыв отдельных прядей оплетки. Такую веревку следует заменить.
— Закрепление веревок: в зависимости от рельефа, точками закрепления веревок могут быть: петли вокруг ствола дерева, на сблокированных крючьях; отдельный большой скальный блок. Веревки, нижняя (рабочая — их может быть две) для скользящего карабина/ролика и верхняя (страховочная, но не репшнур) подвешиваются на расстоянии в 50-60 см друг от друга и закрепляются на обоих берегах реки. Карабин или ролик, скользящий по верхней веревке, блокируется петлей (кусок основной веревки, репшнур в три-четыре пряди, лента) с таким же карабином или роликом, идущим по нижней веревке/веревкам.
— Во все узлы, находящиеся под нагрузкой, желательно вкладывать палочки, ветки, крючья для того, чтобы после снятия нагрузки можно было свободно их развязать.
Рис.38. Полиспаст. А — одинарный: 1 — точка закрепления системы: сблокированные крючья, скальный выступ, дерево, отдельный валун; 2 — несущий карабин; 3 — карабины полиспаста; 4 — тянущий узел; 5 — держащий (страхующий); 6 — направление натяжения полиспаста; 7 — направление основной веревки (по отношению к этой линии, тянущие полиспаст должны стоять не ближе 1,5 — 2 метров). Б — полиспаст 5:1: В — узел Гарда и его вязка; Г — узел Бахмана и его вязка.
Примечание: Рассмотренный порядок организации системы полиспаста одинаков как для организации переправ через горные реки, также и для спасательных работ и организации постоянных перил.
— Навязывание полиспаста и натягивание рабочей веревки/веревок. Для натягивания веревки/веревок применяется система полиспаста. Одинарный полиспаст вяжется следующим образом: на рабочей веревке завязываются два узла Бахмана (Гарда,
карабинный) или сертифицированные технические приспособления, исключающие применение ненадежного схватывающего узла. Один узел выполняет роль тянущего, а второй — страхующего (держащего). К ним привязываются петли из двойного (нового) репшнура, причем петля тянущего узла должна быть максимально короткой длины, чтобы исключить амортизацию и растяжение петель репшнура. Страхующая петля крепится на карабине на независимой точке закрепления. Остатка рабочей веревки выходящего из полиспаста должно хватить, чтобы перекрыть глубину площадки и обеспечить свободную работу двух-трех тянущих ее. Для усиления надежности системы, на верхнюю точку полиспаста (верхний карабин) можно навесить узел Гарда. Это даст дополнительное торможение и исключит проскальзывание веревки в полиспасте. По окончании натяжения веревки/веревок ее свободная часть заводится за дерево (выступ) в два-три оборота и закрепляется на карабине или завязывается шкотовым узлом на одном из карабинов. После этого можно снять полиспаст.
Характерные ошибки при работе с полиспастом:
— При натяжении полиспаста, инструктора заставляют участников отделения дернуть (натянуть) веревку с максимальным усилием — это является большой методической ошибкой. (Один человек может тянуть веревку с усилием в 100 кг.). Отделение в пять-шесть человек, да при команде «дернуть посильнее!» может создать кратковременное усилие на веревку до 1 т. Прежде чем отдавать команду о натяжении веревки, следует оценить ситуацию — надо ли так сильно ее тянуть?
— При натяжении веревок не допускать единой линии веревок по отношению к точке стояния тянущих ее. Цепочку участников, следует расположить в стороне от этой линии, как минимум на 1 метр. В этом случае при обрыве схватывающего узла, карабин (концы разорванного репшнура) пролетят мимо цепочки участников и ни кого не заденут.
— Расстояние между тянущим узлом (приспособлением) и петлей проводника должно быть минимально коротким. Вместо прусика можно применять узлы Бахмана, Гарда, карабинный узел или ставить сертифицированное техническое приспособление.
— Завязывая в системе полиспаста австрийский схватывающий узел (у которого часть репшнура продевается сквозь петельку), следует знать, что он обладает скрытым отрицательным свойством — у него значительно теряется прочность именно в точке перегибания репшнура в петельке.
— Завязывая узлы, которые будут задействованы в системе полиспаста, часто не обращается внимание на прилагаемые при этом на них нагрузки. При этом пряди узлов настолько сильно затягиваются, что развязать их не всегда удается. До начала приложения нагрузки, в пряди узлов следует вставить ветку, крюк, палочку — это позволит затем без особых усилий развязать узлы.
— В проводник тянущего узла, как правило, вставляют только один карабин. При этом образуется крутой перегиб веревки и снижается способность скольжения веревки. Для создания большего радиуса перегиба тянущей веревки и увеличения надежности точки закрепления, сюда следует вставлять два карабина.
— Навеска вытяжной веревки и «седушки» — к карабину или ролику, идущему по рабочей нитке веревки/веревок, пристегиваются 2 вспомогательные веревки, расходящиеся от этого блока к обеим берегам для подтягивания переправляющегося и возвращения системы на исходный берег переправы Концы этого репшнура (ленты) должны перекрывать площадку исходного и противоположного берега и создавать запас для страховки. «Седушка» крепится к рабочей веревке скользящим карабином или карабином с роликом. Концы репшнура подвески должны быть такой долины, чтобы поднятой вверх рукой можно было свободно дотянуться до карабина и веревки. Если «седушка» делается из ледоруба, то петли одинаковой длины закрепляются на головке и около штычка ледоруба. Отдельная петля самостраховки (в три-четыре петли)
защелкивается в скользящий карабин или в карабин с роликом. На исходном берегу на краю площадки должен находится минимум один человек для оказания помощи в налаживании подвески переправляющегося. На противоположном берегу, помощники должны весом своего тела опустить рабочую веревку вниз, чтобы дать возможность встать на ноги и свободно освободится от подвески.
— Переправа первого человека на противоположный берег — это достаточно трудная тактическая и техническая задача. Ее решением может быть переправа в брод с шестом и на двойной страховке. Для этого следует выбрать ранние часы или идти в воду на закате солнца, когда спадет пик активности воды. В данном случае, первому следует иметь с собой набор снаряжения которое может понадобиться для закрепления конца рабочей веревки/веревок и запас сухих теплых вещей, чтобы переодеться после «купания». Возможен подъем далеко вверх по течению, чтобы по снежному мосту или выступающим камням переправится и вернуться по противоположному берегу к месту предполагаемой переправы.
— Переправа и «приземление» на другом берегу — во время движения можно держаться руками за петлю самостраховки. В случае необходимости подтягивания себя на веревке (большой провис рабочей веревки) недопустимо положение рук впереди по ходу карабина (ролика). Только за ними! При «подъезде» на противоположный берег, подогнуть под себя ноги и если позволяет глубина провиса, возле точки закрепления веревки/веревок, опустить их и встать на землю. С помощью помощника, освободится от подвески. Если глубина провиса веревки большая и ноги не достают до земли, то к моменту начала переправы, здесь должна быть сооружена опора для ног (навешены лесенки, к примеру).
— Переправа последнего участника с исходного берега. Для этого может применяться следующий прием. Последний участник переправы развязывает и снимает систему полиспаста и делает закрепление двух связанных веревок (как в дюльфере) вокруг дерева, пропуская ее через проушину крюка, карабин и т. д. После этого на противоположном берегу натягивают обе веревки. Последний участник пристегивается к веревкам и осуществляет переправу через реку. До начала движения он должен свободным карабином пристегнутым к ИСС разделить две веревки, с тем чтобы после окончания его переправы можно было знать за какую веревку следует тянуть.