Сходящий сегодня на нет «запас» инструкторов старой школы, только зарождающаяся общероссийская система подготовки инструкторов альпинизма и даже появляющиеся одноразовые курсы никоим образом не утоляют кадровый инструкторский голод. В этой ситуации новое переиздание книги ставит целью дать учебно-методический инструмент в руки руководителей и курсантов курсов по подготовке инструкторов альпинизма, тренерам коллективов, всем тем, кто занимается начальной подготовкой альпинистов.
Принимаясь за подготовку к переизданию книги «Инструктору альпинизма» (М., СпортАкадемПресс., 2001), авторы убедились в том, что без проведения экспресс анализа состояния дел в сегодняшнем российском альпинизме просто не обойтись. Сложность состоит в том, что привычный уклад всего, что раньше имело отношение к альпинизму советского периода, за последние почти 20 лет претерпевает очень серьезные изменения. Внезапно свалившаяся свобода (всего чего угодно), при отсутствии серьезной ответственности, вызвала ситуацию очень похожую на принцип домино. Но со значительной разницей — в классическом варианте, все заканчивается с падением последней фишки, а здесь его окончание покрыто туманом и полностью зависит от желания/нежелания спортивных чиновников сделать, что либо полезное для отечественного альпинизма и в первую очередь — для альпинизма учебного.
В ряду рассуждений на эту тему, часто раздаются голоса, осуждающие отрешенное настроение общественности. Но! В новых условиях и особенно для того, чтобы сдвинуть что-то с места, усилий, когда-то мощной альпинистской общественности, явно не достаточно. Условия не те. Общественность не та.
Для подготовки материала для переиздания книги были привлечены инструкторы-методисты, руководители альпинистских секций, клубов, «гиды» коммерческих АМ (почему это понятие взято в кавычки — будет объяснено далее) — всех тех, кто сегодня имеет конкретное отношение к организации и проведению АМ и могут быть полезны своими советами и предложениями. Зная, что для решения большинства вопросов должен иметься запас времени, вполне допустимо, что наряду с новыми разделами, можно оставить в книге и большую часть ранее написанного, в частности «Роль инструктора в обучении альпиниста» (как образец состояния этого вопроса в не так уж далекие времена и, как подручный материал, для тех, кто хочет следовать не худшей методике инструкторской работы).
Любезно предоставленные авторами и использованные материалы, нашли свое место в текстах книги без внесения в них существенных изменений. Конечно, не все можно принимать за абсолют, но в то же время, следует внимательным образом рассматривать основную их посылку — каким должен быть новый российский альпинизм. И в первую очередь — учебный альпинизм, со всеми прилагательными дисциплинами и организационными проблемами.
Все кто принимал участие в переработке этой книги, четко представляют определенную дискуссионность и спорность отдельных разделов, предложений и предположений. Предложением дискуссионных спорных мыслей, предложений. и предположений ставится лишь одна задача — даже если среди их множества хоть что-то окажется полезным — не дать этому полезному утонуть в рутине ничего неделания.