Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).
Снаряжение личное — ИСС, 3 карабина, репшнур (5 м), петля для спуска, универсальная страховочная петля, рюкзак.
Снаряжение групповое — веревка основная (3 x 40 м), веревка вспомогательная (1 x 40 м), 10-12 скальных крючьев, 10 — 12 карабинов, 3 — 4 молотка, аптечка.
Учитывая характер ошибок, допускаемых альпинистами во время восхождения в составе двойки, напомнить о необходимости соблюдения определенных правил прокладывания страховочной цепи первым в связке. При страховке двумя раздельными веревками, крючья на пункте нижней страховки блокируются компенсирующими петлями; самостраховка страхующего организуется концом основной веревки на отдельном крюке + карабине узлом «стремя». Такое устройство дает возможность регулировать самостраховку без выстегивания из карабина петли.
Далее, каждая из страховочных веревок пропускается через отдельный страховочный карабин (свой ряд крючьев) — это предотвращает заклинивание при протравливании и дает возможность свободно разгрузить одну из них при зависании. Закрепление веревок на пункте страховки производится рифовым узлом на одном из карабинов станции или обе веревки имеют отдельную страховку петлей с техническим приспособлением (узлом Бахмана), которые закреплены на отдельных точках. Длина этих петель должна соответствовать размерам площадки, для свободного ими манипулирования страхующим.
Когда у страхующего остается в резерве 5 — 8 м свободной веревки, он обязан об этом сообщить ведущему связки, чтобы у него оставался запас страховочной веревки, обеспечивающий ему свободу маневра при последующих действиях.
О резерве свободной веревки. В определенной мере возникновению ситуации острой нехватки длины веревки служит отсутствие предварительного определения суммарной длины необходимых веревок на узлы, петли и т.п.
Пример. В любом описании маршрута восхождения можно прочитать определение длины пройденного участка: « Расстояние между R — 13 и R — 14 равно 40 м». Но так ли это на самом деле? В указанных 40 м веревки не учтена длина ее участков расходуемых на узлы проводника, которыми участники связки привязаны к веревке, здесь не учтен кусок веревки используемый на самостраховку, затем расходуется какая-то часть веревки на организацию двух станций страховки. Т.о. общая длина участка сократится на определенный метраж. Но в схеме описания маршрута будет сказано, что расстояние R-13 — R-14 равно 40 метрам. Это все вносит определенную путаницу в подсчете расстояния маршрута, а на самом маршруте может спутать точки нахождения станций страховки и увести от удобной площадки/полки на отвес. Но в практике нашего альпинизма как-то не принято считать эти куски веревки длиной в несколько сантиметров. Однако для пользы дела следует знать расход веревки на различные узлы и при различных диаметрах веревок. См. таблицу 5.
Совершенствование приемов передвижения по скалам в связках, организации страховки, работы с крючьями, различных спусков. Проводится на скалах гребневого характера, без больших стен и с удобным местом для дюльфера.
Основными задачами занятия следует считать обучение участников выполнению следующих вводных:
— ориентирование на маршруте и определение мест для страховки через выступ и крючья;
— определение необходимости страховки на конкретном рельефе;
— определение итога своих действий на маршруте: их логичность и последовательность, полное завершение начатой операции;
— готовность к любым неожиданностям, возникающим в процессе движения по маршруту (например: условный разрыв веревки упавшим сверху камнем, легкая травма одного из участников группы и т. п.).
Подчеркнуть, что главным для этих занятий является организация пунктов страховки и их полное соответствие пунктам страховки, организуемым на восхождении на любом рельефе.
До начала движения в связках напомнить следующие правила:
— при движении по осыпным полкам или сильно расчлененным скалам соблюдать мягкость работы рук и ног;
— контролировать связочную веревку, чтобы не сбросить ею свободнолежащие камни на нижние связки;
— при движении по непрочному рельефу избегать использования зацепов типа «ручек», слабо держащихся в основном рельефе;
— нагружать точки опоры в нужном направлении;
— варьировать длину связочной веревки в зависимости от рельефа;
— забивать крючья, отводящие веревку (перила) от слабо закрепленных элементов рельефа.
При движении связок чаще всего допускается основная ошибка — выход первого на всю длину веревки (38 — 39 м), к тому же требующего от партнера: «Дай еще веревку!»
Обращать внимание участников на недопустимость поспешности и небрежности при организации страховки и самостраховки, прохождении технически сложных или опасных участков маршрута. Обучая работе с крючьями, надо сначала объяснить, что крючья подбираются к трещинам, а не наоборот, как чаще всего бывает у малоопытных разрядников. Объяснить, что от широкого набора крючьев зависит маневренность группы на маршруте, что универсальность набора позволяет лучше и оперативно решать вопросы организации страховки и повышения ее надежности. Проверяя качество забивания крючьев, участники группы пытаются выбить каждый из забитых товарищем крючьев.
Во время движения связок вводными задачами давать участникам возможность решать вопросы по взаимодействию связок. Прежде всего следует объяснить предпочтительность способа «челнок» перед перилами. Предостеречь от увлечения перилами: этот способ не дает возможности проявления индивидуальных технических или тактических способностей разрядника.
Рис. 48. Схема организации станции спуска дюльфером: 1 — выступ или сблокированные крючья на которых крепится веревочная петля; 2 — карабин крепления спусковой веревки; 3- спусковая веревка; 4-верхняя страховка; 5-точка верхней страховки; 6-самостраховка страхующего.
Организация спусков. Прежде всего, обратить внимание на безопасность участка от свободно падающих сверху камней, на хороший, спокойный выход внизу. Спуск проводить в последовательности: спортивный способ — дюльфер. Возможна обратная последовательность (исходя из условий рельефа). При организации всех систем спуска инструктор обязан находиться на площадке и разрешать начало спуска только после того, как он сам лично убедится в правильности его организации и соблюдения всех мер безопасности. Если спуск происходит с пересадкой, до его прихода на этот участок ни один из участников не имеет права начинать самостоятельных действий по спуску. Конечно, и в этих случаях допустимы другие решения, но они прежде всего должны быть полностью обеспечены мерами безопасности.
Спуск дюльфером, прием требующий значительного расхода времени как на саму организацию, так и на проведение собственно спуска. На повышение работоспособности группы в этом случае оказывает большое влияние количество имеющихся у них веревок. В случае спуска четверки с тремя веревками ускорение достигается за счет спуска всех (и последнего) не с верхней страховкой, а с техническим средством. Такая работа не снизит общей безопасности, но даст некоторый выигрыш во времени, против последовательного спуска участников группы только с верхней страховкой.
Самым медленным является вариант спуска группы в 4 человека с двумя веревками: все спускаются последовательно от станции к станции, где каждый раз они вынужденно собираются все вместе. 1, 2 и 3-й участники группы спускаются только с верхней страховкой, а 4-й — с самостраховкой.. Этот вариант весьма распространен в практике восхождений.
Принимая среднее время спуска одного человека на глубину одной веревки (Sm) за T, условимся, что в это время входят все вспомогательные операции: завинчивание и вывинчивание ледобуров, забивание и выбивание скальных крючьев, организация пунктов спуска, страховка и самостраховка, выдергивание веревок и т. п.
В таком случае полный цикл спуска каждого участника на глубину 1-й веревки будет осуществляться со следующими скоростями (скорости спуска группы):
— при двух веревках V(2) = S / 4t
— при трех веревках V(3) = S / 3t
— четырех веревках V(4) = S / 2t Соотношение скоростей будет иметь вид:
V(2) / V(3) / V(4) = 1 / 1, 33 / 2
Четверка с четырьмя веревками спускается в два раза быстрее, чем с двумя, а с тремя на 1/3 быстрее, чем с двумя веревками.
Рис. 49. Схема классического спуска дюльфером для группы в 4 человека. Начало спуска участника № 1. После его команды начинается к нему спуск участника № 2. После спуска участника № 2 , он начинает страховать спуск участника № 1. В это время наверху, участник № 4 страхует спуск участника №3.
Заключительная часть операции: пока участник № 4 спускается на техническом приспособлении, участник № 3 страхует спуск участника № 2 на полку к первому. Спуск сюда же участника № 4, завершает операцию спуска группы.
Организация спуска дюльфером. Отрабатывается на отвесных скалах высотой 8 — 10 м с удобной площадкой для начала спуска. Увлечение спуском на большую глубину ничего не даст в деле освоения налаживания станции спуска, а лишь займет лишнее время. После показа и объяснения инструктором организации станции спуска, участники разбирают и снова организовывают систему для спуска. При этом, все участники группы (и инструктор) должны находиться на самостраховке). Отметить недопустимость спешки и небрежности при этом. При спуске не допускать прыжков, рывков, резкой нагрузки через спусковую веревку на крючьях. Спуск должен быть равномерным на всем его протяжении.
Отработать организацию и проведение спуска по схеме:
— на спусковой площадке забиваются: 2 сблокированных скальных или ледовых крюка для навешивания веревок (веревки можно крепить и на петлях, навешанных на большой выступ), отдельные крючья для самостраховки находящихся на площадке, крюк для верхней страховки спускающихся;
— спусковая веревка или веревка для страховки крепится к петлям карабином;
— спуск всех участников, кроме последнего, только с верхней страховкой;
— последний участник группы идет с самостраховкой;
— прежде чем сбросить вниз закрепленную веревку (веревки) для спуска, на ее конце завязать большой узел, а если спуск идет на двойной веревке, концы связать вместе большим узлом;
— первый спустившийся должен, не снимая с себя дюльферной веревки и верхней страховки, забить крюк, навесить на него карабин и конец или концы веревок пристегнуть проводником к этому карабину. Затем он организует самостраховку (крюк, выступ) и только после этого снимает дюльферную веревку, верхнюю страховку и обязательно сообщает наверх о том, что он стоит на самостраховке. Встав на самостраховку несколько в стороне от линии спуска, он до прихода очередного товарища не должен производить никаких передвижений на месте нахождения и тем более отстегиваться или каким-либо другим способом менять закрепление самостраховки;
— все спустившиеся должны вставать на отдельную самостраховку;
— спускающийся последним должен снять веревки с карабина, развязать все лишние узлы и соединить спусковые веревки через спусковую петлю так, чтобы узлы или узел с карабином выходили за пределы площадки. После этого он проверяет положение веревки в петлях, завязывает и пристегивает к своей грудной обвязке схватывающий узел и только тогда может снимать ту самостраховку, на которой он находился до этого момента. Спустившись до выведенных за пределы площадки узлов, он должен закрепиться, пропустить узел связки веревок через схватывающий узел и через карабин, на котором он спускается, и провести узлы вокруг тела так, чтобы они не мешали спуску;
— одна из спусковых веревок (нижняя), на которой находятся связывающие узлы, пропускается в нагрудный карабин. Таким образом, делятся веревки для того, чтобы внизу знать, за какую веревку следует тянуть и с какой веревкой пойдут вниз узлы, не цепляясь за край площадки и не запутываясь в спусковой петле;
— при вытягивании вниз веревок следить, чтобы ею не сбросить вниз камни или чтобы ее конец не заклинило в расщелине или трещине.
При проведении многократных последовательных спусков спустившийся первым обязан наладить полную систему. Для очередного спуска, концы веревок закрепить на петлях. Очередной спуск можно готовить, как только придет следующий участник и появится возможность безопасной работы друг с другом.
Модификация спуска дюльфером — это спуск, при котором трение веревки через бедро альпиниста в большей мере заменено трением через восьмерку или другое техническое средство торможения, среди которых, выделяется своей универсальностью ГриГри (GRIGRI фирмы «Petzl». Даже традиционному узлу Прусика известной фирмой «Petzl» найдена механическая замена — приспособление Шант (SHUNT).
Положение рук на веревке при спуске с применением технического приспособления.
За многие годы, в отечественном альпинизме наработана считавшаяся единственно правильной схема положения рук на веревке при спуске дюльфером (имеется ввиду чистый прием, без применения технических приспособлений) — одна из них снизу, регулирует прохождение веревки вокруг корпуса (торможение), а вторая ведет схватывающий узел (Бахман и др.) по верхней части веревки (это безопасность спуска). Появление многочисленных технических приспособлений, облегчающих и в определенной мере упрощающих процесс спуска по закрепленной веревке, на первый взгляд упрощает ведение веревки через тормозное устройство и даже позволяет делать это одной рукой. Советов о том, куда при этом девать «освободившуюся» руку появилось не мало, в частности, что в случае необходимости она может быть опорой о скалу, что ею можно отталкиваться от рельефа и пр. Но так ли это все часто применяется на практике? Конечно, нет. Сразу же возникает вопрос, а насколько безопасно оставление на спусковой веревке лишь одной руки? Сторонники «скоростных» спусков по веревке предпочитают свои приоритеты, не особенно задумываясь о возможных тяжелых последствиях таких спусков: переворачивание вниз головой, потерю веревки, утрату сцепления ног с рельефом и многое другое.
С точки зрения максимальной безопасности при спуске на простых ФСУ (не автоблокантах) обе руки следует располагать на веревке. При этом одна рука является основной тормозящей, а вторая располагается либо выше устройства для спуска, либо ниже, рядом с основной тормозящей рукой. Расположение второй руки выше спускового устройства дает высокие возможности маневрирования и координации движений, но сохраняет небольшое дополнительное торможение. В случае расположения второй руки ниже спускового устройства приобретается хорошее торможение и значительно
повышается контроль за спуском, но при этом теряется маневренность, да и координация движений становиться похуже.
В целях повышения безопасности спуска следует обратить внимание на все более широкое распространение самостраховки при спуске с помощью узла «Autoblock», завязываемого на спусковой веревке ниже спускового устройства (см. статью Ф.Фарберова «Применение узла «автоблок» при спуске по веревке в альпинизме»).
Применение такой самостраховки при спуске прекрасно сочетается с обоими вариантами правильного расположения рук на веревке и несравненно повышает безопасность спуска.
При спуске дюльфером бывают случаи заклинивания спусковых веревок, переворачивания вниз головой спускающегося, зависания на веревке, выскальзывания из руки спусковой веревки и чаще всего — зависания на схватывающем узле. Каждый разрядник обязан знать хотя бы самый простой способ освобождения от нагрузок, появляющихся в такой ситуации. Следует помнить, что в таком положении человек может провисеть максимум 12 — 15 минут в грудной обвязке, предпринимая активные действия по своему освобождению. Затем начинаются практически необратимые процессы.
Рассмотрим один из способов выхода из зависания на схватывающем узле.
Последовательность действий при зависании на схватывающем узле, пристегнутом к беседке, при спуске по веревке без спускового устройства (способы «Дюльфера», «Спортивный») и т.п.:
— Зависнув на схватывающем узле, к свободному карабину, пристегнутому к беседке, петлей завязать узел UIAA.
— При наличии петли из репшнура или оттяжки, завязать узел «автоблок» или схватывающий ниже узла UIAA и пристегнуть его к бедренному кольцу беседки.
— Чтобы избежать попадания «автоблока» (схватывающего) в спусковой узел во время спуска, его надо вязать максимально коротким.
— Сделать петлю для ноги на спусковой веревке одним из следующих способов: Намотать веревку вокруг ноги (нагруженную веревку и ветвь веревки идущую от
ноги, зажать рукой) или завязать узел стремя, в крайнем случае, использовать жюмар или схватывающий узел с петлей для ноги.
— Выжаться на ноге, которая в петле, и, сняв нагрузку со схватывающего, попробовать его ослабить и приспустить вниз. Если не удается ослабить схватывающий узел, то отстегнуть его от карабина.
— Крепко удерживая веревку ниже узла UIAA плавно опуститься на ноге и нагрузить спусковой узел.
— Продолжая удерживать веревку ниже спускового узла, снять и развязать петлю для ноги.
— Продолжить спуск. Если используется нижний схватывающий узел, то перед спуском его необходимо ослабить.
— В любом случае на сегодня надежнее всего применение узла «автоблок», являющийся исключительно надежным способом безопасного спуска
Примечание:
— Использование схватывающего узла для подстраховки спуска в классическом виде — выше спускового устройства, это потенциально опасная техника.
Однако использование нижнего схватывающего решает эту проблему в 99% случаев.
— Применение схватывающего узла при спусках по веревке без спускового устройства оправдано только для подстраховки спуска спортивным способом, по некрутым склонам, когда можно идти по рельефу ногами.
— При настоящих (висячих) спусках фактическое применение схватывающего узла выше спускового устройства нужно только в одном случае — при переходе через узел (спуск по связанным веревкам). Но и в этом случае лучше вязать не прусик, а «автоблок». Этот узел надежно схватывает и в то же время может быть ослаблен даже под значительной нагрузкой.
— При спуске с применением узла UIAA (и любом другом устройстве) схватывающий узел надо вязать ниже него , и тогда никаких проблем с зависаниями не будет. Особенно если вязать не классический прусик, а узел «автоблок».
Система для самовылаза по веревке в случае падения в ледниковую трещину и здесь может оказаться полезной не только по снятию нагрузки при зависании, но и для самостоятельного подъема на исходную площадку.
При спуске по веревке всегда, в любых условиях, на любом рельефе, в любую погоду следует помнить о том, что спуск должен быть спокойным, мягким, без рывков и глубоких прыжков.
Когда не понимаешь, что делаешь, по крайней мере, делай это аккуратно.