Форма одежды — штормовой костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска.
Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м), петля для спуска.
Снаряжение групповое — веревка основная (3 х 30 м), веревка вспомогательная (1 х 30 м), 5 карабинов, 1 — 2 молотка, топор, шесты (2 х 3 м), перемычки, репшнур (6 х 5 м), спальный мешок, аптечка (количество основных веревок берется в зависимости от характера места проведения занятий).
Вводная беседа: Повторение ранее изученных приемов транспортировки пострадавшего при помощи подручных средств (простейшие способы). Проводится при возвращении отряда из первого похода, после тренировочного восхождения. При спуске отряда по тропе дается вводная задача по организации транспортировки пострадавшего. Участники сами выбирают приемы переноски и транспортировки, организуют смены носильщиков и т. п. Эту часть занятия желательно провести в форме учебной тревоги, придав ей характер реальной необходимости.
Приемы вязки носилок из шестов. Объяснить порядок движения носильщиков с носилками вверх по склону, при траверсе и спуске. После готовности носилок — провести отработку этих приемов. При вязке носилок обратить внимание на необходимость надежного соединения перемычек с шестами. На перемычках должны быть сделаны пазы. Оплетку носилок вспомогательной веревкой вязать от «ног» к «голове». После готовности носилок проверить их на продольное смещение и надежность вязки узлов. Если носилки не имеют большого продольного смещения, то на них можно укладывать пострадавшего. Под голову укладывается рюкзак или второй спальный мешок. Пострадавший привязывается к носилкам репшнурами. Для переноски носилок носильщики вкладывают концы шестов в лямки надетых рюкзаков или петли из ленты репшнура, надетых как солдатская скатка — через плечо. Нижний конец петель должен быть чуть выше линии талии.
Для ознакомления участников с вязкой систем для подъема и спуска инструкторы вначале вяжут их на виду у всего отряда, а затем каждое отделение отрабатывает эти приемы. Все системы вяжутся на сблокированных крючьях, с использованием большого скального выступа. Системы можно вязать и на деревьях, но это менее наглядно и уходит больше времени на вязку равномерных петель.
Показывается привязка носилок к спусковым веревкам и подвеска сопровождающих к этим же веревкам, отдельная посадка сопровождающих на спусковые веревки при помощи узла UIAA или полу-стремечка.
После этих приемов производится показ крепления узла подвески для сопровождающего и пострадавшего при подъеме их на веревке.
Переноска пострадавшего на носилках по различным склонам. Эти приемы разучиваются во время перехода отделений к основным объектам для практических занятий по теме.
Перед выходом отряд делят на 2-3 группы по 2 отделения в каждой. На группу иметь одни носилки. Объяснить принцип распределения носильщиков по сменам, выбор пути и угла подъема, обязанности одного из направляющих по выбору места для поворота, отдыха и смены носильщиков. Для получения навыков всеми участниками смены проводить чаще.
Приемы спусков носилок с двумя сопровождающими. Демонстраторы показывают спуск/подъем пострадавшего с одним сопровождающим. Отрабатываются на участках отвесных скал глубиной 15-20 м, полки или площадки для организации страховочных систем. Спуск и подъем производить только на двойной веревке. Сопровождающими идут инструкторы. Отработку приемов проводить теми же группами, что были организованы для подноски пострадавшего к месту занятий. Во время организации систем, перил, а также конкретной работы все участники и инструкторы должны находиться на самостраховке. Самостраховка организуется на двух «усах» из репшнура/ленты с карабинами на концах.
Тормозная система. Показать два способа: треугольником через карабины и через карабин с перемычкой из ручки молотка. Возможна организация спуска через тормозную восьмерку. Все петли станции вяжутся из основной веревки. Веревки для сопровождающих вывешиваются на отдельных точках закрепления. Сопровождающие привязываются к спусковым веревкам на узлах UIAA. В конце глубины спуска (полка, площадка) на каждую веревку ставится по одному регулировщику, которые натягивая или отпуская спусковые веревки регулируют спуск сопровождающих согласно их командам. Можно показать и саморегуляцию спуска самими сопровождающими. Для этого на концах спусковых веревок привязываются камни весом в 4 — 5 кг, которые должны свободно висеть в воздухе не опускаясь на полку. Сопровождающие сами регулируют скорость спуска, подтягивая веревки с грузом и пропуская их через свой узел UIAA, а для полной остановки просто опускают веревку.
Рис. 47. Карабинный тормоз: А -одинарный; Б — двойной. Для экономии карабинов, в качестве поперечин можно использовать рукоятки молотков.
В случае необходимости для дополнительной помощи сопровождающим делается оттяжка носилок из репшнура, а внизу ставится 1-2 человека для оттягивания носилок от рельефа по командам сопровождающих. Отметить трудность переноса носилок через край скалы на отвес. На краю площадки должны стоять два помощника (самостраховка у них в натяг) для поддержки носилок до перехода сопровождающими с площадки на отвес. Положение носилок считается нормальным, когда сопровождающие идут по рельефу в положении полу-угла, а край носилок находится на уровне чуть выше их поясницы.
Спуск и подъем пострадавшего одним сопровождающим. Петли для подвешивания пострадавшего и сопровождающего вязать на концах основных веревок. Показать простой вариант петель. Длину петель делать с расчетом, чтобы ноги пострадавшего находились чуть выше линии бедер сопровождающего, который сидит в отдельной петле-беседке, связанной на конце спусковой веревки. Беседка пострадавшего привязывается к спусковой веревке отдельной петлей. Можно вязать на конце веревки две петли-беседки -для сопровождающего и пострадавшего раздельно. В том и другом случае от грудной обвязки обоих идут короткие петли к спусковой веревке для регулирования угла отклонения от нее и самостраховки.
Как при спуске, так и при подъеме организуется дополнительная страховка. Еще одна основная веревка, закладывается в отдельную точку страховки, а сопровождающий и пострадавший привязываются к ней завязанными на ней узлами проводника, причем пострадавший пристегивается концом, выходящим из проводника, который пристегнут к сопровождающему. Длина такого конца веревки, как правило, не превышает 1 м.
При подъеме следить за правильным положением тянущих узлов (Бахман, карабинный) и за веревками и репшнурами, не допуская их перекручивания.
Спуск носилок по крутым травянистым склонам и осыпям. Эта часть занятий проводится после завершения работы на скальном рельефе, по возвращении в лагерь. Отряд разделить на несколько групп. Обратить внимание на большую нагрузку на передних (нижних) носильщиков (желательно сюда ставить самых рослых). При длительной транспортировке на каждую сторону передней (нижней) части носилок ставятся по два носильщика. Спуск производить предпочтительно прямо-вниз по склону. Головная часть носилок должна быть выше по склону.
При подготовке и в процессе занятия обратить внимание на обязательное выполнение следующих требований:
— наличие петель для самостраховки, карабинов, линий перил на площадке, откуда производится спуск или подъем, должно быть достаточным для всех работающих на этом участке одновременно;
— петли, подвеску носилок, полиспаст и т. п. вязать только из основной веревки;
— спуск и подъем проводить на двойной веревке;
— страховать через ледовый или сблокированные скальные крючья;
— следить за длиной самостраховочных петель, не допускать их провиса более чем необходимо при работе на краю площадки;
— работать с веревкой, находящейся под нагрузкой, только в рукавицах;
— перед любой манипуляцией с основной веревкой убедиться, что она закреплена на крюке, петле и т. п.;
— следить за обеспечением безопасности, предусмотреть и устранить возможность схода камней или сбрасывания их участниками;
— сопровождающий и пострадавший при спуске и подъеме должны быть в защитных касках.