От чего и от кого зависит благополучный исход вынужденного автономного существования? Ответ на этот вопрос позволит определить необходимый минимум знаний, умений и навыков, предметов снаряжения, необходимых человеку в автономном существовании для поддержания своего существования.
Прежде всего успех зависит от самого человека, попавшего в такую ситуацию, от его личностных качеств и способностей. И в первую очередь — от умения выживать в природной среде.
Выживание — грамотные, четкие действия, активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Чтобы определить порядок и правила действий, направленных на выживание в экстремальных ситуациях автономного существования, рассмотрим те неблагоприятные воздействия, которые приходится преодолевать человеку, и условия, выполнение которых позволит справиться с ними, а также те качества личности, которые способствуют выживанию.
При нахождении в экстремальной ситуации организм человека испытывает неблагоприятное воздействие различных раздражителей природной среды и реагирует на них в первую очередь в целях сохранения гомеостаза — постоянства внутренней среды. Такие реакции называются стрессами.
В условиях стресса изменения функций органов и систем организма человека допустимы лишь до определенных пределов, за которыми они становятся необратимыми и переходят в патологию, приводящую к гибели. Время, в течение которого нарушения достигают опасного предела, называется предельно допустимым сроком автономного существования. Продолжительность этого периода зависит от многих причин — субъективных и объективных. Их называют факторами выживания (схема 4).
Все факторы выживания можно разделить на четыре группы:
1) антропологические;
2) материально-технические;
3) природно-средовые;
4) экологические.
Первая группа включает в себя факторы физического и психического состояния человека. Все они в той или иной мере способствуют выживанию человека, созданию необходимых условий для преодоления кризиса. При этом воля к жизни, психологическая подготовленность к перенесению невзгод являются доминантными в борьбе за выживание. Практически любой человек способен реагировать на кратковременную опасность, действуя инстинктивно (например, хватаясь при падении за неподвижные предметы, отбегая от катящегося на него камня). При длительном же нахождении в автономном существовании наступает критический момент, когда кажется, что все дальнейшие усилия бессмысленны. Человеком овладевает апатия, безразличие. Он не верит в возможность спасения и гибнет, несмотря на то что у него еще есть запасы продовольствия, необходимая одежда.
Воля к жизни — это осознанное желание выжить, несмотря ни на какие лишения и мрачные перспективы. Оно не диктуется инстинктивным порывом, а является закрепленной в сознании, осознанной необходимостью человека. История знает массу примеров, когда целеустремленные люди выживали, казалось бы, в невероятных обстоятельствах только потому, что желание выжить, воля к жизни у них были несгибаемыми.
В экстремальной ситуации воля к жизни подразумевает в первую очередь необходимость действия. Вот почему нужно заставить что-то делать всех попавших в аварийную ситуацию, заразить их примером действия, борьбы.
При этом имеет значение мотивация тех или иных действий, поступков человека, попавшего в сложную ситуацию. Адекватная мотивация, равно как и наличие воли к жизни, находится в непосредственной зависимости от высоких морально-волевых качеств человека. Человек, обладающий такими качествами, и позаботится о своем спасении, и поможет окружающим. При этом соблюдение морально-этических норм он будет считать не чем-то сверхъестественным, а само собой разумеющимся.
Активно-преобразовательная деятельность подразумевает готовность человека действовать самостоятельно, не надеясь на помощь извне, ради своего спасения и спасения окружающих. При этом он не будет перекладывать выполнение функций на других членов группы, терпящей бедствие.
Но конечно, никакие самые высокие качества личности не заменят умения правильно действовать в условиях автономного существования, даже имея продукты питания и снаряжение. Основа выживания при длительной автономии — практические умения самообслуживания, ориентирования, правильной организации движения, оказания первой медицинской помощи, строительства временного жилища, добывания огня и пищи, подачи сигналов бедствия. Сюда же следует отнести и знание особенностей местности (фауны и флоры), климата. Вот почему обучение детей основам туризма — залог адекватного поведения в ситуации автономного существования.
Не первостепенное, но очень важное значение имеет вторая группа факторов, обеспечивающая существование человека в природной среде, способствующая защите его от негативного воздействия окружающей среды. Это материально-технические факторы. Человек, подготовленный к действиям в автономном существовании, снабженный всем необходимым, может долгое время находиться в одиночестве, ожидая помощи или самостоятельно выходя к населенному пункту.
Находясь в привычной обстановке, когда все условия проживания и передвижения обеспечиваются другими людьми и воспринимаются как само собой разумеющееся, мы не задумываемся о том, какое многообразие факторов оказывает неблагоприятное воздействие на человека, оказавшегося один на один с природой.
Третью группу факторов составляют природно-средовые факторы. Неблагоприятное воздействие на человека оказывают температура и влажность воздуха, ветер, осадки, солнечная радиация, возмущения электромагнитного поля. К этой же группе относятся физико-географические особенности района автономного существования: рельеф, фауна и флора, водоисточники, фотопериодизм (полярные день и ночь) и др. Не имея достаточных запасов одежды, сложно противостоять воздействию внешних факторов, организовать ночлег, длительное нахождение в условиях автономии. Так же сложно без должной подготовки передвигаться по незнакомому и сложному рельефу, обеспечить себя пищей, не зная особенностей местной фауны и флоры.
Четвертая группа факторов — экологических — возникает в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, горная болезнь, отравления, вызванные употреблением в пищу ядовитых растений, ягод и животных; укусы ядовитых змей и пауков; неизбежные при недостатках снаряжения травмы; вызванные огромными психологическими нагрузками психические заболевания.
По данным некоторых исследований, лишь 12 — 25% пострадавших удается сохранить самообладание и, правильно оценив обстановку, действовать решительно и разумно. Около 50 —70 % пострадавших оказываются в состоянии ошеломления, паники. Они ведут себя внешне спокойно, тихо, но не способны к самостоятельным разумным действиям. У 12—15% наблюдается истерическая реакция. Она проявляется либо в резком двигательном возбуждении, бессмысленных, неадекватных поступках, либо в глубоком безразличии к происходящему, полной бездеятельности и безволии.
К этой группе факторов относятся: холод, жара, голод, жажда, одиночество, переутомление, уныние, страх, физическая боль. Их действие бывает настолько сильным, что может привести к возникновению и развитию стресса. Поэтому эту особую группу факторов называют «стрессоры выживания». Процесс их возникновения тем активнее, чем менее подготовлен человек к действиям в экстремальной ситуации автономной существования. Этому подвержены люди со слабой волей к жизни.
В конечном итоге человеку приходится противостоять именно этим факторам. Поэтому рассмотрим их подробнее.
Холод. Влияние низких температур снижает активность и, как следствие, работоспособность человека. Холодовой стрессор оказывает неблагоприятное воздействие на психику человека. Мозг, воля человека как бы цепенеют, и любая борьба обречена на поражение. Именно поэтому при низких температурах, причем не только в арктических условиях, как пишут некоторые авторы, защита от холода играет первостепенную роль. Воздействие низких температур усиливается при наличии ветра, способствующего более быстрому охлаждению организма человека.
Действия по выживанию в этих условиях следует начинать с мероприятий по защите от воздействия холода: утепления за счет имеющихся запасов одежды, строительства убежища, разведения костра, приготовления горячей пищи. При длительном нахождении в экстремальной ситуации необходимо тщательно сохранять одежду и обувь, сушить их.
Жара. Высокая температура воздуха, прямая солнечная радиация вызывают в организме человека значительные неблагоприятные изменения. При этом перегрев нарушает функции организма, ослабляет физическую и психическую деятельность. Опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, внутренние запасы которой организм расходует на поддержание нормальной температуры тела.
Значительно меньше времени человек может прожить без воды, чем без пищи. Смертельным считается потеря более 15 % внутреннего запаса воды в организме. Поэтому первостепенными действиями являются изготовление солнцезащитного тента, ограничение двигательной активности, сбор и экономное расходование питьевой воды.
Жажда, являющаяся следствием воздействия высокой температуры воздуха, ведет к обезвоживанию организма. При этом возможно нарушение обмена веществ в организме, приводящее при длительном воздействии к серьезным заболеваниям.
Жажда завладевает сознанием человека. Он теряет возможность сосредоточиться, решая лишь одну задачу — избавиться от этого чувства. Но и при достаточном количестве питьевой воды человек способен испытывать чувство жажды. Происходит это при неправильном ее потреблении.
Голод — совокупность вполне нормальных ощущений, связанных с потребностью организма в пище, в пополнении энергии. Их можно рассматривать как типичную стрессовую реакцию. Человек может длительное время существовать без пищи, но при этом он теряет работоспособность, снижается сопротивляемость организма к воздействию холода, боли, заболеваниям.
При полном голодании в организме вначале сжигаются запасы жировой клетчатки, затем — белок, гликоген мышц и печени. Во время этого процесса снижается интенсивность обмена веществ, сокращаются энергозатраты. Время, в течение которого человек может существовать без пищи, определяется многими факторами, среди которых можно назвать степень двигательной активности, физическое состояние на момент экстремальной ситуации, пол, возраст, температура окружающей среды.
Чувство голода ощущается двое —четверо суток. Потом аппетит пропадает, иногда человек даже чувствует некоторую бодрость. Но при этом наблюдаются плохой сон, головные боли, повышается раздражительность. Далее наступает апатия, вялость, сонливость.
Голод сокращает сопротивляемость холоду, увеличивает предрасположение к заболеваниям и усугубляет течение болезни. При длительном голодании значительно снижаются работоспособность, умственная деятельность, реакция.
При невозможности обеспечения себя продуктами за счет сбора съедобных ягод и растений, охоты или рыбалки в целях экономии энергии следует ограничить двигательную активность, ожидая помощи. Все физические работы надо свести до разумного минимума.
Боль. Полученные по неосторожности травмы, возникшие или обострившиеся в период автономного существования воспалительные процессы, высокие или низкие температуры вызывают боль. Боль — защитная реакция организма, она сигнализирует о нарушениях нормального функционирования органов и систем организма человека. Без чувства боли человек может погибнуть, не зная о том, что какое-то воздействие губительно для него.
Однако постоянная боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека. Действуя продолжительное время, она становится причиной серьезных нарушений здоровья человека, его психики. Это отражается на его поведении, способности сосредоточиться на действиях по выживанию.
Именно произвольное сосредоточение на выполнении каких-либо дел помогает превозмочь боль и продолжить целенаправленные действия по выживанию.
Переутомление рассматривают как состояние организма, возникающее после длительного физического или психического напряжения. Физическое переутомление преодолеть можно, организовав отдых.
Сложнее преодолеть психическое переутомление, вызываемое воздействием практически всех вышеперечисленных стрессоров. При этом притупляется воля, человек становится уступчивым к собственным слабостям. Он не спешит выполнять какую-то работу, откладывая ее на завтра, тем самым усугубляя или предрешая свое состояние.
Избегать переутомления надо организацией по возможности полноценного отдыха, нейтрализацией воздействия неблагоприятных для организма стрессоров.
Одиночество занимает особое место среди факторов выживания. Оно нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека, в особенности ребенка, оказавшегося в ситуации вынужденного автономного существования. Так как человек — существо социальное, привыкшее в своей жизни к общению, соотнесению своих действий с действиями окружающих людей, к защищенности в коллективе, он воспринимает одиночество как оторванность от всего мира. «Полное одиночество невыносимо», — говорил бесстрашный исследователь и путешественник Ален Бомбар. А ведь он сознательно пошел в одиночное плавание! Одиночество, по признанию испытавших его, вызывает сильное напряжение всех чувств, вплоть до возникновения галлюцинаций.
Борьба с одиночеством предполагает создание иллюзии присутствия собеседника. Бороться с одиночеством можно, читая вслух стихи, стараясь вспомнить приятные моменты жизни, обсуждая вслух планы действий. Помогает отвлечься от одиночества активная деятельность.
Следствием одиночества выступает уныние, усиливающееся неудачными попытками развести огонь, сориентироваться на местности, определить путь выхода к населенному пункту. Преодолеть такое состояние помогают опять-таки активная деятельность, вера в успех, воля к жизни.
Страх. Его порождают воздействие стрессоров, неуверенность в своих силах, ожидание гибели и страданий. Страх возникает как эмоциональная реакция на возникновении опасностей действительных и кажущихся.
У ребенка, заблудившегося в лесу, чувство страха — первая реакция на неизвестность окружающей обстановки, собственное бессилие, оплошность. Однако страх — это и своеобразная система предупреждения об опасности, сигнализирующая о необходимости мобилизации всех своих возможностей для устранения угрозы жизни. Страх — естественная реакция человека на возможную опасность.
При нормальной реакции на возможное возникновение опасности человек мобилизует свою волю и способен преодолеть возникающие осложнения. При этом он зачастую демонстрирует такие высокие физические возможности своего организма, которые в нормальном состоянии проявить не способен.
Здесь важную роль играет чувство самосохранения, разумного и основанного на внутренней готовности к преодолению осложнений. Нет людей бесстрашных, есть люди, готовые к преодолению опасностей.
Однако страх может парализовать действия слабовольного человека, который перестает контролировать себя, теряет способность принимать правильные решения, видя опасность во всем его окружающем.
Правильно говорит пословица: «У страха глаза велики». В таком состоянии человек, оказавшийся в экстремальной ситуации, гибнет от холода, имея спички и дрова, умирает от голода, имея запас продуктов.
Как видно из сказанного, на человека, попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования, заблудившегося в лесу, воздействует множество факторов, способных привести пострадавшего к гибели.
И лишь следование правилам подготовки к прогулке, походу может в большой степени снизить вероятность попадания в такую ситуацию.