Эта группа включает в себя 11 важнейших топографических знаков.
Туристы-пешеходы для движения по своим маршрутам очень часто пользуются дорогами, но даже тогда, когда они идут по бездорожью, дороги и тропы могут служить ориентирами.
Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми).
Шоссейные и грунтовые дороги, автомобильные дороги. Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное.
Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета, параллельные друг другу линии, проме
жуток между которыми равен 0,8 или 1 мм и заполняется красной (оранжевой) краской.
Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, т.е. нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).
Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характеристика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (т.е. заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, т.е. вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква А, если бетон — буква Б, а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (т.е. камнем), то буква К (рис. 59).
Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.
Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги — это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (шлак — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.
Все грунтовые дороги подразделяются на три вида: простые (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные и так называемые улучшенные грунтовые дороги (УГД).
Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3—4 мм, а длина про-гала между штрихами — около 1 мм (рис. 60).
Проселочная дорога — это тоже дорога грунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая грунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топографических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 61).
Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что имеет слегка выпуклую форму (профилирующую) для лучшего стока воды, посыпана гравием или щебнем, утрамбована катком и выровнена по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6 — 0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 62).
Пешеходные тропы. Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.
Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении. Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к ПРУДУ? к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают, и это необходимо учитывать. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие тропы
(их называют иногда вековыми) наносятся на карты крупных масштабов.
Условный знак тропы почти такой же, как и знак простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину, равную 2 мм, а прогал между штрихами — чуть меньше 1 мм (см. рис. 60).
На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 63, я), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 63, б).
Железные дороги. Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.
Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показываются только на очень крупномасштабных картах.
Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпутные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, грунты (песок, гравий, щебень) и др.
Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, прогал между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 64, а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Ее толщина достигает 0,6 мм.
Но читателям топографической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, электрифицирована или не электрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 64, б).
Два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых прогалах знака.
У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).
Мосты. На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные. Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 65).
Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.
Например: Д2 буква Д обозначает материал, из которого построен мост. В данном случае — дерево (если мост бетонный, ставится буква К). Коэффициент 2 — это высота моста над поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра (20) — длина моста в метрах, вторая цифра (4) — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, т.е. на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.
Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь, под которой укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. 66). Эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами.
На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 67).