Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой так называемой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф — это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности можно поделить на два типа — выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости — отрицательными формами рельефа.
Рельеф местности можно разделить на простой (равнины) и сложный (горы). В большей или меньшей мере рельеф всегда представляет собой препятствия на туристском маршруте, которые путешественники должны преодолевать, но самые сложные препятствия ставит перед ними горный рельеф.
Если приглядеться к равнинному простому рельефу, то и здесь можно заметить большое разнообразие. Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность.
Степень пересеченности зависит как от частоты чередования выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, т.е. чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины, и где они особенно высоки (глубоки), а склоны их круче, местность считается сильнопересеченной.
К положительным формам рельефа относятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна (песчаный подвижный холм); к отрицательным — котловина, низменность, долина, ущелье, овраг, балка, промоина, яма.
Формы рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицательная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.
У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или плато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других (рис. 99).
Склоны — общий элемент и отрицательных, и положительных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плавные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у возвышенностей и низменностей, мы говорим: здесь мягкий и плавный рельеф или здесь резкий, жесткий рельеф (рис. 100).
Существует два основных способа передачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называемыми горизонталями — тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие формы — особой линией с зубчиками. Эти зубчики (рис. 101), как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда направлены вершины зубцов, туда склон опускается — идет вниз почти отвесным обрывом. Если, например, вы должны идти из точки А в точку Б, то вам предстоит карабкаться вверх по крутому обрывистому склону, а если ваш маршрут идет, наоборот, из точки Б в точку А, то приготовьтесь с рюкзаками осторожно спускаться по обрыву вниз.
Это всегда необходимо учитывать туристам при планировании маршрутов путешествий.
Обрывистые склоны часто встречаются по берегам морей, озер и рек, у оврагов, промоин и даже просто на склонах гор. Но крутые склоны создаются и искусственно — на карьерах, когда копают яму или котлован, когда делают высокие насыпи или выемки на железных и шоссейных дорогах или сооружают дамбу, чтобы преградить путь воде. Чтобы на карте легко было отличить
обрывистый склон естественного происхождения от искусственных обрывов, зубчатые линии обрывов делают двух цветов — коричневого (естественные обрывы по долинам рек, овраги и т. п.) и черного (искусственные насыпи, дамбы, склоны карьеров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ставится цифра, показывающая длину обрыва в метрах (рис. 102).
Ямы и курганы могут быть естественными и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но маленькими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значительные размеры по площади, то их показывают масштабными знаками (рис. 103). Цифра, стоящая рядом со знаком кургана и ямы, обозначает их глубину и высоту в метрах.
Когда строят железную дорогу или шоссе, то в том месте, где они должны пересечь долину реки, котловину или глубокий овраг, приходится делать земляную насыпь, иногда очень высокую и с довольно крутыми склонами. И наоборот: если на пути железной дороги находится высокий холм, гора, то строителям приходится в них прорывать выемку корытообразной формы. Склоны у таких выемок тоже очень крутые, а иногда даже отвесные, скалистые. Такие насыпи и выемки тоже изображаются на картах зубчатой линией, но уже черного цвета, так как они — искусственные
сооружения (рис. 104). Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насыпи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, — выемки. Цифры обозначают наибольшую высоту склонов этих насыпей и выемок. Понятно, что насыпь вначале делается маленькой, а в том месте, где дорога проходит над дном оврага или долины реки, насыпь достигает максимальной высоты, а затем опять уменьшается.
Место, где берут строительный материал, называется карьером. На одном из склонов холма образуется углубление подковообразной формы с обрывистыми склонами. В карьерах добывают не только песок, но и другой строительный материал — камень, глину, а также полезные ископаемые — руды. У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная подпись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают (рис. 105).
Более сложной жесткой формой рельефа является овраг (рис. 106). Овраги образуются в рыхлых осадочных породах под действием размыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги — явление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), склоны у него очень крутые, но постепенно они осыпаются — выполаживаются, зарастают дерном, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложбину, лощину). Балки относятся к мягким формам рельефа. У оврага есть вершина, дно и устье. Растет овраг вершиной, как и деревья. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками — их называют отвершками оврага. Отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.
Два типичных представителя мягких форм рельефа — антиподы: холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не покажешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.
Каким же способом можно изобразить их на бумаге? Топографы придумали такой способ: если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма
опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» — горизонталями. А если затем начертить эти линии на бумаге, то получится фигура (рис. 107), дающая представление о рельефе.
Только нужно короткими штрихами на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно такая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоскостями и котловину. Если не показывать эти штрихи, то мы можем только гадать, является ли на карте точка D вершиной холма или дном впадины. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами (от нем. «берг» — гора) или скатоуказателями (рис. 108).
Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и называется — способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизонтальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте — вторая секущая плоскость, затем выше ее на 10 м — третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (И) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д.
Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа — горизонталь, а все вместе они дадут полный рисунок горизонталей — общую картину рельефа местности. Горизонталей на карте получится очень много, поэтому, чтобы в них не запутаться и легче было их прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить — каждую пятую по счету делать толще. Тогда горизонтали на карте лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная — на 50 м выше уровня моря и т.д.
Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричневым цветом ставятся цифры (рис. 108), которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в топографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали в дополнение к бергштрихам помогает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и понижается склон, а где верх — туда идет подъем. Отметки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Обратите внимание на особое свойство способа горизонталей: тот бок холма, который круче, на карте изобразится горизонталями, расположенными близко друг к другу (они здесь сгущаются), а другая, пологая, сторона холма, наоборот, изобразится разреженными горизонталями. Это замечательное свойство позволяет нам заранее по карте определять крутые и пологие участки мягких форм рельефа местности, а от этого многое зависит: где легче пройти, где труднее, где выгоднее строить дорогу или прокладывать газопровод, а где это сложнее и с точки зрения экономики очень невыгодно.
В жизни все, конечно, не так просто: очень редко можно встретить, например, одинокий холм, стоящий на абсолютно ровной местности. На самом деле все сложнее и запутаннее: часто холмы стоят рядом друг с другом в хаотическом порядке, образуя длинный хребет холмов. А напротив этого хребта за долиной реки — другая гряда холмов. Где-то эти гряды могут соединиться, пересечься. Стоящие поблизости несколько бугров могут в промежутке между собой образовать замкнутую котловину. Нередко встречается, что на склоне одного большого холма стоит маленький холм. Такая пестрота в рельефе местности, конечно, и на карте дает очень запутанный рисунок горизонталей.
Между вершинами двух соседних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть понижение. Такое понижение называется седловиной (рис. 109). А под седловиной на склонах холмов чаще всего возникают промоины и овраги — жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с мягкими.