Турист сталкивается с необходимостью измерять или контролировать расстояние. Поэтому первые занятия с начинающими лучше всего посвятить обучению методам измерения расстояний: путем счета шагов, глазомерного определения расстояния, контроля по местным предметам.
Наиболее универсальным и точным методом является счет шагов при движении шагом. Глазомерный метод прост и быстр, применяется на полуоткрытой и открытой местности, но он менее точен. Погрешность его растет с ростом измеряемого расстояния. При движении с картой удобно контролировать пройденное расстояние, используя либо периодически повторяющиеся местные предметы (например, столбы линий электропередачи), либо достаточно заметные четкие ориентиры, обозначенные на карте, через которые проходит линия движения.
Измерение расстояний путем счета шагов.
Цель занятия: измерение длины шага на бегу и пешем ходу; изучение зависимости длины шага от уклона и проходимости местности. Для занятия лучше всего подходит участок лесной дороги или тропы, имеющий поблизости расположенные ровный отрезок длиной 100 м (число 100 берется для удобства) и отрезок с равномерным уклоном порядка 6 — 9°, длиной хотя бы 25 или 50 м. Туристы проходят отрезок в оба направления шагом, потом легким бегом.
Счет шагов обычно ведут под одну ногу, запоминая число пар шагов, приходящееся на 100 м. Начинающим рекомендуется записать результаты всех пробежек. После движения по дороге или тропе то же упражнение повторяется рядом с дорогой — по лесу, по кустам или лесу с подлеском, по болотистой почве.
После занятий можно рекомендовать занимающимся сделать табличку перевода шагов в метры и метров в шаги. Нужно быстро решать такую задачу: сколько пар шагов содержится в 50, 75, 100, 150, 200 м и т.д.
Глазомерное измерение расстояний.
Глазомерному измерению расстояний можно не посвящать отдельного занятия, а использовать тренировку. Идя с группой, тренер внезапно останавливается и предлагает определить на глаз расстояние до какого-то предмета, находящегося на пути группы примерно в 100 — 300 м. Спортсмены называют числа, а затем непосредственным промером шагами проверяют себя. Аналогично поводится и обратное упражнение: тренер задает всем расстояние 50, 75 или 100 м, а спортсмен замечает взглядом какой-нибудь местный предмет на заданном расстоянии и, не отрывая от него взгляда, подходит к нему, проверяя расстояние шагами. Начинают упражнение с малых расстояний, постепенно переходя к большим.
Определение или контроль расстояний по местным предметам.
Так же как и в предыдущем случае, обучение этому методу происходит параллельно с другими занятиями. Преподаватель должен обратить внимание на то, чтобы туристы по возможности максимально разгружали себя от восприятия и обработки лишней информации во время маршрута, чтобы обработать основную. Одним из способов разгрузки является контроль расстояния по местным предметам вместо счета шагов (или в сложных ситуациях — вместе со счетом). Например, можно определить расстояние между столбами телефонной линии и только затем считать количество столбов. На просеках можно воспользоваться колышками, расположенными через 100 м. Каждая прямая зарубка — 100 м, косая — 500 м, крестообразная — 1000 м до пересечения просек. Двигаясь с картой, турист имеет возможность начинать новый отсчет от очередного пересекаемого линейного ориентира, уменьшая тем самым возможную накапливающуюся погрешность. На тренировке с картой всегда можно проверить длину своего шага, измерив отрезок между двумя ориентирами на карте и просчитав его шагами.