Движение по азимуту — бесспорно, важнейший и универсальный технический прием ориентирования. По азимуту движутся как на короткие, так и на длинные (несколько километров) расстояния. Движение по азимуту как тактический вариант применяется в самых разнообразных ситуациях, в частности если карта плохо откорректирована или читается с трудом. Даже не зная никаких других приемов ориентирования, можно добиться определенного успеха, пройдя всю дистанцию по азимуту. Но нельзя ограничиваться только азимутом.
Обучение движению по азимуту следует начинать с практического занятия в помещении, на котором объясняют понятие азимута, показывают правильное положение компаса при визировании и при движении, учат снимать азимут с карты, знакомят с магнитными склонениями и способами его учета, объясняют порядок работы при движении по азимуту. На местности вначале отрабатываются простейшие приемы и задачи на месте и при движении шагом. По мере закрепления навыков упражнения усложняются: движение бегом, азимутные дистанции, длинные отрезки, инерционное движение и т.д. Совершенствованию в движении по азимуту нет предела.
Работа с компасом.
Занятие проводится в помещении или на воздухе и состоит из вводной беседы и практической работы с компасом и картой. Содержание беседы: опорные направления на карте и в природе, понятие азимута, демонстрация определения направлений на местные предметы, описание и демонстрация спортивного компаса, показ приемов работы с компасом и картой. В дальнейшем беседа перемежается с практической деятельностью слушателей.
Снятие азимута с карты.
Следует подчеркнуть, что в этом случае компас вначале применяется как транспортир (хотя считывать число градусов необязательно) и только потом как компас. Последовательные фазы этого приема: 1) накладывание планки компаса на карту, чтобы край планки прошел через исходную и конечную точки. Обратить внимание на совпадение направлений стрелки на компасе и движения на карте. На магнитную стрелку смотреть не нужно, карту ориентировать по странам света тоже не нужно; 2) вращение диска компаса до совпадения направления на север с линиями на диске. Замечания те же, что и в 1-й фазе, — компас еще не используется как компас, на нем просто устанавливается угол, равный азимуту на карте; 3) компас снимается с карты, диск больше не вращают. Компас берется в руку в удобное положение: планка «смотрит» вперед — перед спортсменом; 4) лишь после этого начинается совмещение стрелки с рисками на диске: спортсмен поворачивается в нужном направлении. Характерная ошибка — не сдвигаясь с места, пытаются совместить стрелку и риски, выворачивая руку самым причудливым образом. Преподаватель берет спортсмена сзади за плечи и вращает его до совмещения магнитной стрелки с рисками на диске. При показе этого приема следует доказать, что снятый таким образом угол действительно является искомым азимутом. Движение по азимуту.
С целью образования и закрепления навыков движения по азимуту со счетом шагов можно провести занятие на ровной, но закрытой местности. Выбирается центр — поляна. Повторяется упражнение на определение направления на задаваемые тренером местные предметы, затем на определение направлений, заданных в градусах. Проверяется правильность работы с компасом. В случае необходимости преподаватель показывает правильный прием и контролирует каждого из спортсменов. Затем выполняется упражнение — выход по заданному азимуту на точку на 100—150 м. Конечная цель отмечается вехой или знаком КП (контрольного пункта) с видимостью порядка 5—10 м. Возвращение — обратным азимутом. Перед занятием подготавливается 4—6 таких точек. Каждый спортсмен проходит все точки. Следующее упражнение — постановка спортсменом КП, которые ставятся веером от центра через 60° или 90° на равных расстояниях (150 — 200 м), образуя правильный шестиугольник или квадрат. Начальное направление выбирается произвольно, необязательно 0°. КП ставятся аккуратно, без спешки. Затем поочередно проверяется положение всех КП самими спортсменами. В случае явной ошибки преподаватель проверяет сомнительный КП. Видимость КП должна быть 5 — 15 м и более. На листе бумаги изображается схема пунктов, которые затем проходятся всеми туристами по периметру. Азимуты определяются по схеме и записываются. Расстояния между КП неодинаковы.
Если это упражнение проводить на пересеченной местности, то из-за ошибок в расстоянии при постановке КП получаются слишком большие ошибки по углу при прохождении трассы по периметру. В этом случае надо увеличить видимость КП. Значение этой трассы велико — это первая пройденная новичком дистанция ориентирования. Надо требовать не скорости, а точности прохождения.
Азимутальные дистанции.
Азимутальные дистанции являются удобной формой проведения учебно-тренировочных занятий и простейшей формой соревнований по ориентированию. По способам построения азимутальные дистанции могут быть разбиты на следующие группы:
радиальные (симметричные и несимметричные) дистанции, построенные из одного центра, но предназначенные для прохождения по периметру многоугольника или другим способом. Удобны для построения на ровной местности. Для определения азимутов и расстояний между КП вычерчивается рисунок в масштабе 1: 5000 (в 1 см — 50 м). Расстояния и видимость КП определяются уровнем подготовленности спортсменов: не должно происходить скопления в районе КП, выливающегося в прочесывание местности в поисках знака КП;
дистанции, построенные по месту. Начальник дистанции непосредственно на месте выбирает желаемое направление и, двигаясь по нему, останавливается в удобном месте, ставит КП и записывает координаты своего движения. Затем изменяет направление и снова выбирает место для КП. При построении дистанции рекомендуется сразу вычерчивать примерную ее схему, чтобы избежать пересечений и выйти на финиш поблизости от старта. Совмещать старт и финиш не требуется. Такая дистанция может быть построена на сколь угодно пересеченной местности, так как спортсмены повторяют путь, уже пройденный начальником дистанции;
дистанции, построенные по предварительному рисунку. В сущности, это видоизмененный предыдущий вариант, но при построении таких дистанций иногда оказывается, что в районе предполагаемого КП нет подходящего места. Рисунок приходится корректировать по месту. Не рекомендуется строить замкнутые многоугольники: из-за ряда погрешностей накапливается ошибка («невязка») и на местности многоугольник может не замкнуться. Чтобы избежать внесения поправок, проще запланировать разнесенные на 100 — 200 м старт и финиш. Как и в других видах соревнований, можно сделать и взаимопересечение дистанции, но под прямым углом и вдали от КП;
дистанции, спланированные и построенные по карте, но проходимые участниками без карты (допускается пользование схемой). По карте можно ставить как простейшие азимутные дистанции с расстояниями порядка 100 — 200 м, так и дистанции для совершенствования определенных качеств: дистанции с длинными отрезками (500—1000 м), со сверхдлинными (от 1 до 5 км), дистанции для отработки быстрого движения с КП, расположенными на линейных ориентирах. Как правило, в этих случаях спортсмен получает дополнительную информацию о положении КП в виде словесного описания (легенды) или в виде схемы окрестностей КП.
Способы задания азимутов и расстояний:
турист получает перед стартом табличку с азимутами и расстояниями на всю дистанцию;
турист получает на старте азимут и расстояние только до первого КП, на первом КП читает азимут и расстояние до второго КП и т.д.;
турист получает на старте схему дистанции на листе бумаги, вычерченную в масштабе 1:10 ООО для длинных и 1: 25 ООО для сверхдлинных азимутов. Это так называемая белая карта. Изготовление ее предельно просто: положение КП перекалывают с карты начальника дистанции сразу на несколько листов чистой бумаги, перекалывают и наносят направление север —юг (конечно, магнитный меридиан). Для длинных дистанций перерисовывается ситуация около КП через копировальную бумагу или на глаз. Для массовых соревнований карты можно изготовить фотоспособом.
Методы контроля прохождения обычные: пароль, шифр, протокол или компостер. На тренировках контроль не нужен. Однако по мере возможности следует требовать запись времени прохождения КП, это полезно для разбора и сравнения движения спортсменов на отдельных участках. Место преподавателя — на дистанции. Задача — посмотреть, как действуют спортсмены, подметить характерные ошибки.