Методика оценки трудности перевалов

Разработана Центральной маршрутно-квалификационной комиссией и Центральной комиссией горного туризма и рекомендована письмом Управления самодеятельного туризма от 21 октября 1976 г.

Предлагаемая методика учитывает значительные изменения в уровне развития горного туризма, происшедшие со времени создания первоначальной системы оценки трудности перевалов. Необходимость ее введения обусловливается: изменением представлений о горах как об объекте спорта и ростом технической и тактической вооруженности горных туристов, массовым спортивным освоением туристами практически всех горных районов страны, значительным увеличением количества вновь проходимых (и оцениваемых первопроходцами) перевалов, стремлением к дальнейшему совершенствованию системы безопасности.

Под понятием «перевал» в отличие от географического определения в практике горного туризма подразумевается путь с пересечением хребта или его отрога из одной долины в другую или из одного элементарного водного бассейна в другой. Перевал в туристском смысле должен удовлетворять требованию логической обоснованности пути, при его максимальной простоте и безопасности.

Поэтому перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. Иногда по соображениям большей простоты или безопасности осуществляется подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта (например, пер. Марухский на Зап. Кавказе, пер. Ребро на Памире). При наличии нескольких вариантов пути из одного элементарного бассейна в другой перевалом считается простейший из них.

В основу настоящей методики положены четыре определяющих признака, сведенных в шкалу оценки трудности перевалов: характер наиболее сложных участков пути; необходимая для преодоления перевала техника и тактика передвижения и особенности мест ночлегов;

количественные характеристики маршрута (время движения, количество точек страховки);

необходимое специальное снаряжение.

Категория трудности перевала определяется только совокупностью всех четырех признаков. При наличии отдельных признаков, соответствующих более высокой категории, их нужно отмечать в качестве факторов, дополнительно усложняющих прохождение, но не следует переводить перевал в более высокую категорию. К группам, выпускаемым на такие перевалы, должны предъявляться соответственно повышенные требования.

Увеличение протяженности участков, характерных для перевалов данной категории сложности, не влекущее за собой качественного усложнения маршрута и техники их прохождения, не дает оснований для повышения категории трудности перевала.

Трудность перевалов должна приниматься (с определенной долей условности) по условиям прохождения в июле—августе и независимо от географического положения, высоты и других факторов, учитываемых отдельно при оценке общей сложности путешествия. В случае прохождения перевала в другое время года, при ином состоянии склонов, ледников и т. д. их трудность должна оцениваться на основании настоящей методики по конкретным условиям и отражаться в документах о совершенном путешествии. Для перевалов, пройденных впервые, окончательная категория трудности устанавливается после повторного прохождения в июле—августе.

В классификационные признаки не входят потенциальные опасности (лавины, камнепады и т. п.), так как, определяя выбор пути и тактику движения, они сами по себе не характеризуют его трудности.

При преодолении двух и более близлежащих перевалов, если характерные для одного из них сложные участки пути (см. графу 2) выпадают из маршрута, такие перевалы считаются «связкой» и оцениваются совместно с учетом только входящих в маршруты препятствий.

Например, последовательное прохождение перевалов Ласхедар и Лекзыр оценивается 2Б категорией трудности, хотя отдельно пер. Лекзыр классифицируется как ЗА с учетом сложности прохождения ледопада ледника Каракая. Перевалы О. Хаяма (6 ООО м) и Зимовщиков (5 900 м) оцениваются как связка 2Б категории трудности, а не два перевала ЗА и 2Б категорий трудности каждый, так как из маршрута выпадает ледн. Витковского с его ледопадом.

Для более полного учета накопленного тем или иным туристом опыта, а также для облегчения решения других возникающих при работе МКК вопросов рекомендуется в отчетах, справках, перечнях перевалов указывать характер основных определяющих трудность перевалов участков — скалы, лед, снег, добавляя к шифру трудности перевала соответствующие индексы — «ск», «лд», «сн».

Например: пер. Кашал-Аяк-2Алд, пер. Спортивной Дружбы-2Бск- лд, пер. Джоратты-ЗАск.

Применение предлагаемой методики предполагает постепенное уточнение действующего перечня перевалов.

Примечания. 1. Приведенные в графах 2 и 3 техническая сложность участков пути и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Наличие участков со сложностью, указанной в предыдущих категориях, подразумевается при любой их протяженности.

2. В графе 4 под временем Ti понимается полное ходовое время движения, в том числе время разведок и обработки пути, по без времени привалов.

Под временем Т2 понимается только чистое ходовое время всей группы при движении с взаимной страховкой (связки, перила, дюльфер и т. п.).

Приведенные в таблице значения Ti и Т2 даны для нормально подготовленной группы при типичных погодных условиях.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВАЛОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВАЛОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВАЛОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВАЛОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВАЛОВ

За число точек страховки п принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. д., необходимые для навески перил и для охранения идущего первым на подъеме и последнего при спуске.

3.   В графе 5 указано минимально необходимое снаряжение. Для прохождения перевалов 1Б и 2А категории трудности, на случай непредвиденного усложнения пути, следует иметь на группу: 2—3 пары кошек, 2—3 ледовых и 2—3 скальных крюка и молоток. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждые 2—3 человека.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 66 | 0,137 сек. | 14.26 МБ