Разработана Центральной маршрутно-квалификационной комиссией и Центральной комиссией горного туризма и рекомендована письмом Управления самодеятельного туризма от 21 октября 1976 г.
Предлагаемая методика учитывает значительные изменения в уровне развития горного туризма, происшедшие со времени создания первоначальной системы оценки трудности перевалов. Необходимость ее введения обусловливается: изменением представлений о горах как об объекте спорта и ростом технической и тактической вооруженности горных туристов, массовым спортивным освоением туристами практически всех горных районов страны, значительным увеличением количества вновь проходимых (и оцениваемых первопроходцами) перевалов, стремлением к дальнейшему совершенствованию системы безопасности.
Под понятием «перевал» в отличие от географического определения в практике горного туризма подразумевается путь с пересечением хребта или его отрога из одной долины в другую или из одного элементарного водного бассейна в другой. Перевал в туристском смысле должен удовлетворять требованию логической обоснованности пути, при его максимальной простоте и безопасности.
Поэтому перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. Иногда по соображениям большей простоты или безопасности осуществляется подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта (например, пер. Марухский на Зап. Кавказе, пер. Ребро на Памире). При наличии нескольких вариантов пути из одного элементарного бассейна в другой перевалом считается простейший из них.
В основу настоящей методики положены четыре определяющих признака, сведенных в шкалу оценки трудности перевалов: характер наиболее сложных участков пути; необходимая для преодоления перевала техника и тактика передвижения и особенности мест ночлегов;
количественные характеристики маршрута (время движения, количество точек страховки);
необходимое специальное снаряжение.
Категория трудности перевала определяется только совокупностью всех четырех признаков. При наличии отдельных признаков, соответствующих более высокой категории, их нужно отмечать в качестве факторов, дополнительно усложняющих прохождение, но не следует переводить перевал в более высокую категорию. К группам, выпускаемым на такие перевалы, должны предъявляться соответственно повышенные требования.
Увеличение протяженности участков, характерных для перевалов данной категории сложности, не влекущее за собой качественного усложнения маршрута и техники их прохождения, не дает оснований для повышения категории трудности перевала.
Трудность перевалов должна приниматься (с определенной долей условности) по условиям прохождения в июле—августе и независимо от географического положения, высоты и других факторов, учитываемых отдельно при оценке общей сложности путешествия. В случае прохождения перевала в другое время года, при ином состоянии склонов, ледников и т. д. их трудность должна оцениваться на основании настоящей методики по конкретным условиям и отражаться в документах о совершенном путешествии. Для перевалов, пройденных впервые, окончательная категория трудности устанавливается после повторного прохождения в июле—августе.
В классификационные признаки не входят потенциальные опасности (лавины, камнепады и т. п.), так как, определяя выбор пути и тактику движения, они сами по себе не характеризуют его трудности.
При преодолении двух и более близлежащих перевалов, если характерные для одного из них сложные участки пути (см. графу 2) выпадают из маршрута, такие перевалы считаются «связкой» и оцениваются совместно с учетом только входящих в маршруты препятствий.
Например, последовательное прохождение перевалов Ласхедар и Лекзыр оценивается 2Б категорией трудности, хотя отдельно пер. Лекзыр классифицируется как ЗА с учетом сложности прохождения ледопада ледника Каракая. Перевалы О. Хаяма (6 ООО м) и Зимовщиков (5 900 м) оцениваются как связка 2Б категории трудности, а не два перевала ЗА и 2Б категорий трудности каждый, так как из маршрута выпадает ледн. Витковского с его ледопадом.
Для более полного учета накопленного тем или иным туристом опыта, а также для облегчения решения других возникающих при работе МКК вопросов рекомендуется в отчетах, справках, перечнях перевалов указывать характер основных определяющих трудность перевалов участков — скалы, лед, снег, добавляя к шифру трудности перевала соответствующие индексы — «ск», «лд», «сн».
Например: пер. Кашал-Аяк-2Алд, пер. Спортивной Дружбы-2Бск- лд, пер. Джоратты-ЗАск.
Применение предлагаемой методики предполагает постепенное уточнение действующего перечня перевалов.
Примечания. 1. Приведенные в графах 2 и 3 техническая сложность участков пути и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Наличие участков со сложностью, указанной в предыдущих категориях, подразумевается при любой их протяженности.
2. В графе 4 под временем Ti понимается полное ходовое время движения, в том числе время разведок и обработки пути, по без времени привалов.
Под временем Т2 понимается только чистое ходовое время всей группы при движении с взаимной страховкой (связки, перила, дюльфер и т. п.).
Приведенные в таблице значения Ti и Т2 даны для нормально подготовленной группы при типичных погодных условиях.
За число точек страховки п принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. д., необходимые для навески перил и для охранения идущего первым на подъеме и последнего при спуске.
3. В графе 5 указано минимально необходимое снаряжение. Для прохождения перевалов 1Б и 2А категории трудности, на случай непредвиденного усложнения пути, следует иметь на группу: 2—3 пары кошек, 2—3 ледовых и 2—3 скальных крюка и молоток. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждые 2—3 человека.